Топ-100

Жабынский механический судостроительный чугунно и медно-литейный завод

Опубликовал: zampolit, 17-04-2017, 15:27, Путешествие в историю, 2 131, 0

И.И. Игнатов — купец первой гильдии, судовладелец, строитель и признанный знаток речных пароходов, автор публикаций в российских научно-технических журналах, инициатор первого тюменского электрического освещения — был одним из немногих предприимчивых людей первого русского города Сибири, благодаря которым Тюмень во второй половине прошлого столетия вошла в число городов с высокими темпами промышленного развития. Решающим шагом молодого и энергичного 30-летнего предпринимателя стало строительство самого крупного от Волги до берегов Охотского моря судостроительного завода.

Считается, что И.И. Игнатов основал завод совместно с нижегородским пароходовладельцем И.С. Колчиным.


Вскоре Колчин по завещанию передал дело своему родственнику У.С. Курбатову с условием, что полномочным распорядителем фирмы станет И.И. Игнатов. В последующем компаньоном Игнатова стала казанская купчиха 1-ой гильдии В.П. Карпова. В действительности же полновластным хозяином завода во все годы работы в Сибири до 1905 года был И.И. Игнатов. Достаточно сказать, что нижегородские и казанские представители фирмы Тюмень ни разу не посещали.


Предприятие получило название «Жабынский механический судостроительный чугунно и медно-литейный завод» (улица Судоремонтная 1 а, стр.9)

На территории завода располагались корпуса, стапели и причалы, жилой поселок, здания заводоуправления и складов, котельное хозяйство, училище, паровая мельница, лесопилка, магазин, больница, церковь, модельный и чертежный цехи. По всей территории расставлены на столбах электрические фонари, а с городом установлена телеграфная связь.

Игнатов выбрал деревню Мыс и площадку для завода на месте, где уже с начала XIX века (1834 г.) существовала верфь по изготовлению деревянных барж. Близость деревни гарантировала приток рабочей силы, на Мысу рабочие уже располагали своим жильем. Берег Туры в районе завода имел значительное поднятие, что предохраняло заводские цеха от ежегодного весеннего паводка.

И.И. Игнатов, как судостроитель, в Тюмени был вторым после Гуллета. Правый, крутой берег Туры еще не был занят другими верфями, во множестве, до восьми, появившимися после Игнатова. Кто мешал ему построить завод на месте существующего судостроительного завода в пределах черты города и рядом с его жилым домом? Говорят, для личных нужд И.И. Игнатов имел паровой катер, на котором ежедневно ездил вниз по Туре на свой завод. Возможно; такие путешествия доставляли удовольствия заводчику, но не ради же них завод был построен так далеко от города, пристаней и от дома? Тупиковая железная дорога, проведенная на станцию Тура в 1885 году мимо жилого дома Игнатова, пакгаузов и здания правления пароходства, не раз, наверное, напоминала пароходчику о его былой непредусмотрительности. Но разве можно было предполагать экономические преимущества и возможности будущей железной дороги за два десятилетия до ее постройки? Наконец, нельзя сбрасывать со счетов недостаточную платежеспособность Игнатова к началу 1860-х годов, когда он, возможно, не располагал достаточными средствами на откуп площадки для завода в пределах городской черты.


Завод, тем не менее, всегда был и остается гордостью Тюмени. В главном корпусе размещались механическое, слесарное, кузнечное и столярное отделения. По уровню технической оснащенности, культуре производства завод считался одним из лучших в России.

Игнатовская продукция впервые и весьма представительно заявила о себе на Тюменской промышленной выставке 1871 года. Два года спустя, ободренный успехом, И.И. Игнатов выпускает первые паровые машины и котлы. Наращивается объем строительства пароходов, железных корпусов для них, землечерпалок и барж, шхун, катеров. Выполнялись и попутные заказы, например, для систем водоснабжения, грузоподъемные краны, мостовые сооружения для строящейся сибирской железной дороги, оборудование машиностроительных, горных и мукомольных предприятий. Принимались в ремонт суда со всех рек Западной Сибири.


За полвека работы, с 1871 по 1915 гг., на заводе было выпущено 115 судов и до десятка землечерпалок типа «Сибирская», в том числе в 1889—1900 годах, наиболее продуктивных,— 49 пароходов. В 1886 году по заказу известного иркутского пароходовладельца и знатока Сибири А.М. Сибирякова был изготовлен знаменитый пароход «Святитель Николай», в конце своей деятельности работавщий в Красноярске как плавучий музей.


И.И. Игнатов проявлял постоянное внимание техническому переоснащению заводских служб и улучшенному инженерному исполнению каждого вновь выпущенного парохода. Он не жалел средств, когда приглашал знающих специалистов из центральной России, особенно с Сормовского завода в Нижнем Новгороде. В Тюмени, да и во всей Сибири, были известны имена мастеров И.Я. Капитанова (позже — управляющего заводом, в его честь был назван один из пароходов), Г.Е. Аукина, Т.П. Красильникова, А. Рубцова - основателя династии, И.И. Кочеткова, слесарного мастера Е. Овчинникова и др.

На заводе родились или одними из первых прижились многие технические новинки. Среди них так называемый «водогон» П.П. Красильникова, получивший награду выставки 1871 года; гребные колеса с поворотными улицами, водо- и пароподогревные установки, паровой привод руля и лебедок, электрическое освещение стапелей и кают пароходов, паровое отопление и мн. др. Одним из первых в России И.И. Игнатов организовал при заводе училище нового типа по образцу фабрично-заводских.

Проблема, с которой столкнулся предприимчивый И.И. Игнатов при обустройстве своего завода на Мысу, была стара как Русь: нехватка квалифицированных кадров, особенно по новой технике, включая электричество. В отличие от других предпринимателей, Игнатов принял решение готовить кадры на месте и самостоятельно. Первым его шагом стало открытие при заводе народного училища. В 1890—1893 гг. для него построили просторный двухэтажный деревянный особняк на каменном основании. Здание стояло на высоком берегу Туры рядом с корпусом завода невдалеке от винокуренного заведения купца Трусова.

Классы училища были оборудованы по последнему слову педагогической науки. И что самое удивительное: купец осветил все помещения электричеством, провел водопровод, вентиляцию и отопление. В школе работала бесплатная публичная библиотека, а в пристрое разместилась церковь училища. Нетрудно представить себе реакцию учителей и учащихся на заботливое отношение Игнатова к училищу. Особое внимание купец обратил на учителей. Им были выделены отдельные коттеджи с электрическим освещением и паровым отоплением, причем за эти услуги Игнатов не брал плату. Для иногородних учащихся открылось общежитие.

Рядом со зданием народного училища находился дом управляющего заводом. В начале 1950-х годов, когда расширяли площадку для сборки судов, двухэтажный дом управляющего разобрали и перенесли в глубь заводского поселка на улицу Ершова, 20. (Здание не сохранилось). А здание Народного училища перенесли к санаторию-профилакторию «Волна» по улице Ермака и в нем размещался учебно-курсовой комбинат завода и УКП Новосибирского института речного транспорта. В наше время, в двадцатых-сороковых годах, в народном училище располагалась средняя школа. До тех пор, пока на Мысу не выстроили новую современную десятилетку. После этого и решили здание училища разобрать и перенести на новое место в глубь сосновой рощи.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.