Топ-100

Иван Иванович Игнатов - купец 1-й гильдии из Белева

Опубликовал: zampolit, 17-04-2017, 13:14, Путешествие в историю, 3 130, 0

В коротком по времени расцвете предпринимательства в Тюмени (конец XIX — начало XX вв.) заметное место принадлежит купцу первой гильдии Ивану Ивановичу Игнатову (1833— 1915 гг.) — основателю на Мысу одного из первых судостроительных заводов в Тюмени, названного Игнатовым Жабынским. Существует несколько версий названия завода. Наиболее правдоподобная из них сводится к следующему. Вблизи города Белева Тульской губернии в старые времена существовал мужской монастырь Святого Макария Жабынского — чудотворца. Можно полагать, что чудотворное влияние Макария И.И. Игнатов надеялся распространить и на свое детище на Мысу. По имени завода получил свое название и капризный перекат на Туре.

И.И. Игнатов был выходцем из г. Белева (теперь - Тульская область), с верховьев реки Оки. Белев - старинный русский город, ровесник Москвы. Он старше Варшавы, Берлина, Берна, Стокгольма и Амстердама. К середине XIX столетия развитое в Белеве судовое дело и некогда оживленная торговая пристань, единственная у истоков Оки, уже пережили свою стадию расцвета. Ока мелела, купеческие базы пустели, поблекла былая слава ежегодной ярмарки. В этих условиях энергичный и молодой белевский купец И.И. Игнатов в начале шестидесятых годов XIX века по совету коллег-нижегородцев отправился в Сибирь в поисках новых возможностей расширения своего дела.

Тюмень с ее рекой, связавшей многие районы Сибири, пришлась ему по душе. А может быть, город чем-то напоминал ему родной Белев: такой же высокий берег реки, такие же низинные дали в заречье и такой же буйный нрав весенней Туры, как на Оке.

После переезда в Тюмень И.И. Игнатов все свои бумаги неизменно подписывал как «белевский купец первой гильдии». В этих словах — гордость за свой родной город, хорошо известный купеческому сословию, ностальгия по далеким местам, где Игнатов родился.

Город Белев в России славился тем, что его жители одними из первых еще в XVIII столетии построили общественный водопровод из деревянных труб, а в восьмидесятых годах XIX века — первый в России общественный элеватор. В Белеве работали крупные заводы по переработке пеньки, сала, кож, растительного масла и воска.

Велико было значение города, одного из крупных торговых центров. Нет сомнения, что опыт Белева Игнатов использовал и в Тюмени. Так, первый в Сибири водопровод, построенный в 1864 году, появился не без инициативы купца во время его посещений городской управы в 1861—1863 гг. еще в качестве гостя города и заявителя на землю для строительства собственного завода на Мысу.

Немаловажно было и другое, личное обстоятельство: свой первый тюменский дом, построенный в городе, купец разместил на будущей улице Водопроводной. Дом-семистенник — внушительное двухэтажное бревенчатое сооружение с пристроем – до 2008 года стоял на углу улицы Сакко (д.16) вместе с вековыми тополями, «помнящими», надо полагать, своего первого хозяина. Тюмень обязана Игнатову и хлопотами о строительстве первого в Сибири общественного элеватора. Не получив основательного образования, Игнатов, тем не менее, с большим вниманием и уважением относился к знающим людям, инженерам и мастерам. Купец постоянно следил за техническими новинками и по возможности старался использовать их на своих предприятиях. Более того, писал статьи по судостроению, по экономике речного дела и публиковал их в журнале «Нижегородский вестник пароходства и промышленности».

Особый интерес Игнатов проявлял к электричеству. После переезда на постоянное жительство в Тюмень он не порывал связи с Нижним Новгородом. Каждый раз, возвращаясь с Волги, купец привозил в Тюмень технические новинки и развлекал ими многочисленных гостей. Например, в начале 1870-х гг. в башенке на крыше своего второго дома у пристаней он установил мощные лейденские банки. Они заряжались во время грозы от громоотвода. Игнатову доставляло удовольствие приглашать гостей на крышу и потчевать их электрическими разрядами. Говорят, любой, кто касался разрядников, трезвел мгновенно.

Вскоре умный и предприимчивый купец понял, что электричество — это не только забава, но и надежное подспорье в производственных делах. Узнав о строительстве электростанции в Петербурге и в Нижнем, Игнатов выписывает генераторное оборудование, приспосабливает его к паровой машине на своем судостроительном заводе на Мысу и одним из первых в Сибири пускает собственную электростанцию. Это случилось в 1890—1893 годах. Одновременно электрогенераторы заработали и на крупных пассажирских пароходах Игнатова. Основное предназначение станции сводилось к освещению корпусов завода, жилых помещений и площадок под открытым небом, где шла круглосуточная сборка судов. Несколько позже И.И. Игнатов как попечитель на собственные средства электрифицировал находящуюся поблизости от речного порта Ильинскую церковь. По свидетельству газеты «Тобольские епархиальные ведомости» от 12 ноября и 15 декабря 1895 года мощные по тому времени электрические лампочки освещали не только внутренние помещения церкви, но и купол, колокольню и фронтон.

Как вспоминали современники, купец происходил из семьи староверцев, всю свою жизнь не только гордился своей родословной, но и всячески подчеркивал как в своей предпринимательской деятельности, так и в быту те черты поведения староверцев, которые были характерны для этой прослойки русского общества, в свое время испытавшей гонения властей и церкви. Это, прежде всего, бережливость, уважительное отношение к труду, в особенности к интеллектуальному, оценка людей не по их бумагам и документам, а по отношению к делу, подчеркнутое внимание к тем, кто подвергается преследованиям, стремление к познанию и образованности, любовь к книге. В быту — это умеренность в еде и в пиршествах, идеальная чистота в доме, строжайшее соблюдение санитарных норм, демократическое отношение к прислуге.

Внешне «король сибирских рек» выглядел весьма колоритно: высокого роста, плотный, широкой кости, с бородой и зачесанными назад длинными волосами, как это принято у старообрядцев. Обладал большой физической силой. Его авторитет хозяина, главы семьи (он был старшим у Игнатовых среди братьев и сестер) считался в высшей степени непререкаемым.

Как неординарная личность, И.И. Игнатов пользовался расположением в Тюмени многих влиятельных людей города: от деятелей властных структур до представителей культуры и образования. Теплые, дружественные, взаимоуважительные отношения сложились у него с И.Я. Словцовым, Н.М. Чукмалдиным, К.Н. Высоцким, архитектором Д.И. Лагиным, учителем из Ишима А. А. Павловым и др. Авторитетные люди, почти без исключения, постоянно привлекаются к общественной деятельности. Не стал исключением и И.И. Игнатов. Перечень его постов, которые он занимал, как принято говорить в наше время — на общественных началах, настолько велик, что описанию не поддается. Напомним лишь некоторые из них: член попечительского совета Александровского реального училища и Владимирского сиропитательного заведения, гласный городской Думы (1885 г.) и ее член (1889), директор Тюменского Общественного банка (1891), член ученого комитета отделения Общественного банка в Ирбите (1890—1900 гг.), представитель Тюмени в различного рода комиссиях и комитетах (Ирбитская ярмарка, постройка часовни в память императора Александра II-го, санитарное попечительство, устройство мощеных дорог и подъездных сооружений, строительство скотобойни и элеватора, помощь пострадавшим от наводнения, переселенческие хлопоты и мн. др.

Стенд И.И. Игнатова на улице Дзержинского (30 августа 2023 г.)

Интересно, что еще в свой первый, оценочный приезд в Тюмень в 1861 году И.И. Игнатов стал почетным блюстителем тюменского приходского начального училища. Можно предполагать, уже тогда, заботясь о своем имидже на будущее, он оказал училищу материальную помощь.

Много внимания уделял Игнатов издательской деятельности. По его инициативе в 1877 году был издан альбом карт-путеводителей по судоходным рекам Западной Сибири с подробными указаниями параметров фарватера, прибрежных знаков, пристаней, маршрутных расстояний. Спустя год И.И. Игнатов совместно с А.А. Павловым печатает книгу очерков «3000 верст по рекам Западной Сибири». В 1911 году издается «Путеводитель по Иртышу», ставший настолько популярным, что в 1915 году он переиздается в столице империи.

Как заводчик И.И. Игнатов много печатал рекламной продукции. Так, в 1898 году он поручил тюменскому фотографу И. Кадышу отпечатать солидный фотоальбом «Пароходство по рекам Западной Сибири Товарищества «Курчатов и Игнатов». В альбом были помещены фотографии не только владельцев завода, но и техников, мастеров и рабочих. Многие страницы альбома отданы рекламе заводской продукции от отдельных деталей, приборов, котлов и паровых машин до готовых речных кораблей. Уделено внимание собственной электростанции: фотографии ее общего вида, электроприборов и щитов управления.

В отличие от других судостроителей, выполняющих заказы на постройку речных судов со стороны, И.И. Игнатов значительную долю производства пароходов оставлял для собственных нужд и перевозок. В итоге его контора пароходства располагала настолько внушительным флотом, что конкурировать с ней не решался ни один из тюменских предпринимателей. Так, тюменский адресный календарь за 1893 год приводит следующие сведения о собственных судах Игнатова: «Рейтеры», «Коссаговский», «Хрущев», «Капитанов», «Фортуна», «Белевец», «Нижегородец», «Остяк» и др. — всего 17 единиц. Все они были сооружены на Жабынском заводе.

И.И. Игнатову принадлежала не только инициатива постройки первых пассажирских судов, от примитивного буксирно-пассажирского «Сарапулец» (1880) до двухпалубных речных гигантов так называемого «американского» типа, но и организация массового и регулярного пассажирского сообщения. Игнатовские пристани, как грузовые, так и пассажирские, работали, кроме Тюмени, в Омске, Семипалатинске, Барнауле и в других городах.

В начале 1895 года на Ирбитской ярмарке было подписано крупнейшее соглашение об организации акционерного товарищества — пароходства и торговли по рекам Западной Сибири. В число его учредителей вошли И. И. Игнатов — он же председатель правления, казанская купчиха 1-ой гильдии В.П. Карпова, А.К. Трапезников и московский купец 1 -ой гильдии И.И. Казаков. Позже к «Товариществу» присоединились и другие сибирские предприниматели, в том числе — тобольский торговый дом «М. Плотников и сыновья» и тюменский судовладелец Ф.С. Колмогоров.

И.И. Игнатов построил в Тюмени здание главной конторы «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли» («Товарпар»).

До 1917 года «Товарищество», объединившее многомиллионный капитал, не имело серьезных конкурентов во всем бассейне реки Оби. И.И. Игнатов до 1912 года считался распорядителем «Товарищества».

После 1905 года И.И. Игнатов постепенно, сказывался возраст — ему за семьдесят, стал отходить от заводских дел, сохранив за собой только хлопоты по пароходству и речным перевозкам. Он передает завод на правах аренды англичанину Ф.Е. Ятесу: сначала управляющему заводом, а затем совладельцу его. В 1909 году Ф.Е. Ятес переоборудовал старый пароход «Казнаков» в пассажирский двухпалубный и назвал его в честь основателя завода: «Иван Игнатов».

В 1912 году И.И. Игнатов передает все производственные и предпринимательские заботы «Товариществу», освобождается от обязанностей в городской Думе и уезжает в родные края в Тулу к родственникам. В возрасте 82 лет в 1915 году он скончался и похоронен в этом городе. «Тобольские губернские ведомости» отмечали, что в губернском центре была отслужена панихида по умершему.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • +6
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.