Топ-100

Мельницы в окрестностях Тюмени

Опубликовал: zampolit, 12-04-2017, 14:17, Путешествие в историю, 3 040, 0

Деталь мельницы в Винзилях

Во времена, когда об использовании электрической энергии не могло идти и речи, наши предшественники были вынуждены обходиться либо энергией ветра, либо, что надежнее, энергией потока текущей воды. В равнинной местности, характерной для наших краев, достаточный напор водного потока можно было создать только с помощью устройства запруды. Вот почему все речные мукомольные мельницы строились в узкой части русла с высокими берегами, где течение воды ускоренное. Если в середине реки располагался остров, это значительно облегчало как сооружение плотины, так и ее управление в последующем.

В сохранившемся виде плотины и мельницы сейчас не встретишь: дерево, с применением которого велось строительство, к долговечным материалам не относится. В лучшем случае можно увидеть только остатки свайного поля в русле реки да некоторое истлевшее оборудование. Но и эти следы былой речной техники представляют собой величайший интерес для оценки технического творчества наших предков. Остатки таких плотин с бывшими мельницами можно увидеть в окрестностях Тюмени на реках Пышме, Уке, Тавде, Иске, Цынге, Ереминке и в других местах. Водяные мельницы работали в Борках Сазоновской волости, в Кулигах - Каменская волость, в деревнях Еремино, Речкино, Гилево, Хохловка, Коркино, Княжево, Богандинская.

Недалеко от Винзилей, на правом высоком берегу Пышмы, среди соснового бора, зажатого с двух сторон железной дорогой и новой асфальтированной магистралью, стоят жилые дома уютного в три улицы поселка под названием Мельница. Здесь природа проложила русло реки между двух крутых берегов, чем удачно воспользовались предприимчивые люди еще в начале прошлого столетия. Они построили мельницу и жилье. Отсюда и родилось соответствующее название хутора, сегодня превратившегося в элитный микрорайон.

Мельница обслуживала близлежащие деревни: Богандинку, (там, где церковь), Кыштырлы, Винзили и др. Исключая время паводка, помол муки шел во все времена года. В годы гражданской войны и в 20-е годы XX столетия мельница была бесхозной. Имя ее основателя неизвестно. Только в 1936 году здесь, в старом и единственном доме, разместилась семья мельника Михаила Ивановича Печенкина (1889—1965 гг.). Других домов и самого поселка Мельница еще не было.

Дочь М.И. Печенкина, кандидат педагогических наук, бывшая преподаватель Тюменского педагогического института Мария Михайловна Зайкова-Печенкина, хорошо помнит историю хутора с 1930 - годов.

В предвоенные годы Мария Михайловна училась в Тюменском пединституте и все каникулы проводила у отца, часто помогая ему в мельничных хлопотах. Реку Пышму перегородила плотина. В ее средней части устраивался так называемый вешняк со ставнями — проток для сброса воды, предохраняющий плотину от сноса. На берегу и частично в воде на сваях стояло двухэтажное здание мельницы с вертикальной турбиной и гребенчато-шестеренчатым приводом жерновов. Узкий желоб-русло («кауз») направлял поток воды на турбину. Через желоб к плотине шел бревенчатый мостик.

Мешки с зерном по наклонному подъемнику вручную затаскивались на второй этаж. Зерно ссыпалось в бункер, откуда оно процеживалось на жернова, а после них готовая мука ссыпалась в ларь на первом этаже. Там же на верхнем этаже у М.И. Печенкина стояли огромные весы для взвешивания муки, письменный стол с амбарной книгой бухгалтерского учета.

Весеннее половодье постоянно сносило плотину. Поэтому после спада воды по зову хозяина мельницы со всех окрестных деревень съезжались крестьяне: до 100 подвод одновременно. Под руководством М. Печенкина они привозили хворост-валежник, тальник и землю. Мельница снова работала как и в предыдущие сезоны.

В 1942-1944 годах семья построила новый дом, рядом появился и первый сосед, а в конце 40-х и начале 50-х годов хутор уже мог называться поселком. После паводка 1948 года плотину уже не восстанавливали, мельница оказалась бесхозной и скоро разрушилась. М.И. Печенкин ушел по возрасту и состоянию здоровья на пенсию. Остался жить на хуторе, увлекался пчеловодством и рыбной ловлей.

В памяти соседей и детей Михаил Иванович остался трудолюбивым человеком, мастером на все руки, ответственным и надежным исполнителем заказов окрестных жителей. До Винзилей он работал на мельнице Тюменской и Свердловской областей: в Гилево, Хохловке, Омутинке. На отдыхе увлекался чтением произведений Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, В.Г. Белинского, наизусть знал некоторые главы «Евгения Онегина», был непременным читателем газет до самой кончины. Похоронен в Тюмени на Парфеновском кладбище.

Если спуститься с крутого берега к реке, то сразу бросятся в глаза многочисленные сваи, выступающие из воды по обе стороны острова. Рядом со сваями, частью на берегу, а частью в воде лежало большое металлическое колесо водяной турбины: все, что осталось от мельничных механизмов (сегодня оно установлено на тракте, перед въездом в поселок). В начале века в соседнем Кургане инженером, ученым и предпринимателем С.А. Балакшиным, выходцем из знаменитой семьи ялуторовских купцов-меценатов и выпускником Берлинского высшего политехнического училища, был основан первый в Сибири завод по производству малых (мощность не более 10—20 л.с.) речных турбин с названием «Турбинка» («Кургансельмаш»). Можно предполагать, что здесь, на хуторе Мельница, и была установлена одна из балакшинских турбин.

Остатки другой мельницы находятся недалеко от села Онохино, несколько выше по течению реки Пышмы. Ее судьба очень интересна. Около века назад южные хлебородные районы Тобольской губернии вступили в этап значительного улучшения культуры земледелия за счет применения более совершенного почвообрабатывающего и уборочного инвентаря: отвальных лемехов с водилом, двухкорпусных плугов, жаток-самосбросок и конных молотилок. Заметно сократились сроки сева и уборки, повысилась производительность крестьянского труда, выросли урожаи. В этих условиях ручные жернова, которыми оснащались индивидуальные хозяйства, не справлялись с размолом избыточного зерна. Спрос рождает предложение: удобной ситуацией воспользовались предприимчивые люди.

Некий купец Шмутин построил на изгибе Пышмы, разделенном песчаным островом, небольшую мельницу. Зерно размалывали четыре пары каменных жерновов. Крестьяне охотно приняли услуги купца. На шум водопада, слышимый в окрестных деревнях, потянулись подводы с зерном. Однако производительность примитивного сооружения оказалась недостаточной, мельница не справлялась с нарастающим объемом заказов. Не располагая нужными средствами для расширения предприятия, Шмутин продал мельницу другому владельцу, Волчихину.

Новый хозяин оказался масштабным предпринимателем. На месте старой он построил на сваях новую солидную шестиэтажную мельницу с плотиной-мостом, водосливом-водопадом и деревянным трехметровым водяным колесом. Высотное поэтажное расположение оборудования ускорило технологический процесс. От заказов не было отбоя: жернова крутились круглые сутки. В ночное время в выгребном цехе горели свечи, их по стоимости в одну копейку покупали сами заказчики. Словом, дело пошло в гору. За счет оборотных средств Волчихин соорудил рядом с мельницей кирпичные склады, кузницу и жилые дома. На окраине соснового бора возникла уютная купеческая заимка с просторным домом для хозяина.

Некоторое время заимка с мельницей принадлежала тюменскому купцу Текутьеву. Он, кстати, отменил дополнительную плату за свечи. В годы гражданской войны здание мельницы - красавицы сгорело. По свидетельству старейшего 87-летнего жителя села Онохино П.А. Аржиновского, который в детские годы видел зарево ее пожара, сожгли ее сами рабочие.

В начале двадцатых годов, когда мельницу стали заново восстанавливать. Однако материала хватило только на пару этажей, производительность мельницы упала и в конце 20-х годов она прекратила свое существование. На базе заимки устроили пионерский лагерь, названный Онохинским. По рассказу инженера А.К. Щекотова, бывшего директора Тюменского маштехникума, предвоенным летом 1941 года он отдыхал в лагере и хорошо помнил, как пионеры, и он в том числе, любили загорать на громадных отполированных водою деревянных лопастях еще сохранившегося водяного колеса мельницы в правом от острова протоке реки. Был в сохранности и бревенчатый настил плотины. Такая мельница с конца 80-х годов XIX века более семи десятилетий стояла в Заводоуковске на реке Ук в имении купца Колмакова.

К нашему времени от мельницы остались только торчащие в русле реки сваи. В хорошем состоянии на территории лагеря находились старинный склад с оригинальным краснокирпичным декором, и господский дом на высоком берегу над бывшей запрудой. Сохранил остатки былой роскоши небольшой парк с вековыми деревьями.

Дефицит энергии в минувшие века восполнялся не только потоком воды, но и машинами, использовавшими ветер. Ветряные мельницы в деревнях встречались столь часто, что в публикациях XIX столетия можно было нередко встретить сравнение пейзажей южных районов губернии с картинами равнин Голландии. Мельницы самых различных конструкций работали в окрестностях Тюмени и Тобольска, в деревнях Воронино, Новая Заимка, в Ялуторовском и Курганском уездах и в других местах.

Так, околица деревни Антропово (Нижнетавдинский район) запомнилась жителям окрестных сел одновременной работой нескольких мельниц. В двадцатых - тридцатых годах минувшего столетия в период повсеместного «раскулачивания» мельницы разобрали с целью перевоза их по реке Тавде в другое место. Соорудили плоты, да что-то помешало радетелям за народное добро довести до конца свои намерения. Детали машин и жернова остались лежать на берегу реки, где их можно увидеть и сейчас.

В селе Девятково (Нижнетавдинский район) сохранившуюся ветряную мельницу переделали на привод от тепловой машины - локомотива. Остатки механизмов (штурвалы подачи, поперечные балки и др.), жернова и развалины мельницы до сих пор «украшают» окраину селения. Отдельные конструкции мельниц представляли собой оригинальные инженерные сооружения, не имеющие аналогов в других местах России. Например, в деревне Весниной Тобольского уезда (сейчас почти черта Тобольска) местным строителем Кузнецовым по проекту Селичкина была построена мельница, отличительной особенностью которой стал отказ от здания высотного типа, характерного для стандартных конструкций.

Кроме того, поражает воображение необычайная простота машины с двумя валами: горизонтальным вверху и рабочим — вертикальным. Все на виду, доступно ремонту, а в деревянных деталях сооружения повсеместно использован местный материал—лес-кругляк.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2024 (11)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.