"Юнкерс" в тюменском небе

Опубликовал: murashka, 5-04-2017, 09:07, Путешествие в историю, 635, 0
"Юнкерс" в тюменском небе

Самолеты фирмы «Юнкерс» у нас в стране чаще всего ассоциируются с первыми месяцами войны 1941—1945 годов, когда эти воющие чудовища громили в пике наши военные аэродромы и бомбили мирные города. К счастью, периоды вражды и войн между государствами нередко сменяются нормальными, а порою и дружественными отношениями. Так было у России и с Германией: с ней мы дружили веками, а враждовали только годами. Особенно ярко экономически выгодные отношения проявились в начале 1920-х годов, когда острая необходимость в ликвидации международной изоляции и потребность в тесном сотрудничестве взаимно испытывали как Россия, так и Германия. Результаты такого сближения государств нашли отражение в истории тюменского края.

В ноябрьских номерах 1924 года тюменской окружной газеты «Трудовой набат» есть статьи с запоминающиеся заголовками: «Юнкерс на Урале» (тюменский округ входил тогда в состав обширной Уральской области), «Летное дело на Урале», «Наши воздушные гости», «Воздушный гость в Тюмени», «Наше тюменское ОДВФ» и «Над Тюменью».

"Юнкерс" в тюменском небе

Уральское руководство в Свердловске в начале 1923 года решило построить в городе аэродром и приобрести для связей с районами обширнейшей области 15 самолетов — по числу округов. Из-за недостатка средств в округах предписывалось организовать общества друзей воздушного флота (ОДВФ), главным назначением которых стал сбор денег на постройку аэропланов. Для Тюмени, в частности, как это полагалось в условиях планового хозяйства, устанавливались лимиты вербовки членов общества (15 тысяч человек) и сбора средств в сумме 35 тысяч рублей на постройку аэроплана с названием «Тюменский крестьянин». Все регламентировано, все по плану, думать ни о чем не надо, только исполняй.

Для начала свердловчанам удалось приобрести три самолета: старые французские «Фарманы» и самый совершенный, по тому времени, новенький германский «Юнкерс», предоставленный немецкой фирмой. Его-то и решили отправить в агитационный полет по маршруту Свердловск—Тюмень—Тобольск—Ирбит—Свердловск. Перелет предусматривал также проверку самолета в дальнем рейсе и опробование временного аэродрома в Тюмени, промежуточной станции будущего воздушного пути Москва—Нижний Новгород—Свердловск— Тюмень-Омск-Владивосток.

Однокрылый аэроплан с гофрированной алюминиевой оболочкой, с лыжами для посадки и взлета располагал шестиместной пассажирской кабиной, 185-сильным мотором и весил 120 пудов. Наибольшая высота подъема составляла 6 верст, скорость полета — 150 верст в час. Запас горючего обеспечивал 6-часовой перелет на расстояние 800 верст.

Прилет «Юнкерса» в Тюмень ожидался в воскресенье 25 ноября в утренние часы. В конце улицы Луначарского, там, где она упиралась в пустырь, утрамбовали снег, приготовили костры и расстелили полотняную красную стрелу, указывающую направление ветра. Толпа нетерпеливо ожидала аэроплан весь день. Наступающие сумерки заставили покинуть свой пост завсегдатая всех тюменских торжеств фотографа С. Шустера. И только благодаря терпеливости другого фотомастера, С. Кордонского, мы располагаем сейчас бесценным фотодокументом. Он дождался торжественного момента, когда на небосклоне в лучах заходящего солнца показалась серебристая птица, зажглись костры, самолет сделал над ними круг и плавно приземлился на снежную полосу. В пути самолет находился около двух часов или вшестеро меньше времени движения скорого пассажирского поезда Свердловск—Тюмень.
"Юнкерс" в тюменском небе

Под приветственные возгласы присутствующих из самолета вышли летчик Поляков, бортмеханик Гладких и комендант Свердловского аэродрома Благин. Как было принято в те времена, прилетевший в самолете представитель областных партийных властей организовал митинг, на котором он выступил с крыла самолета с речью, соответствующей моменту. Механик и летчик закрывают мотор брезентом, у самолета устанавливается милицейская охрана. Гости на извозчиках отправляются в гостиницу.

Спустя два дня корреспондент «Трудового набата» В. Трухановский описывал в газете свои ощущения от полета на самолете над живой картой Тюмени. Он писал: «Картина настолько захватывающая, что как-то забываешь, что под тобой несколько сот метров пустого пространства, что ты оторван от земли. Глаза разбегаются, когда смотришь вниз и окидываешь взором увеличившийся горизонт. Постепенно глаза нащупывают карточный домик Окрисполкома, дугу Туры и овраги, спичечную коробку-типографию, госмельницу и муравьиные постройки нового моста по обеим сторонам реки. Стрелами тянутся улицы Республики, Ленина, Первомайской, а по ним спешат смешные куколки-люди и крохотные лошадки с санками».

Первый коммерческий полет самолета в зауральский край стал прологом дальнейшего успешного использования авиации в освоении Сибири и Севера, в особенности с помощью гидросамолетов и «наземной» авиации — аэросаней. Первый в Сибири водный аэропорт появился под Тюменью на Андреевском озере в начале 1930-х годов. Мол-причал для гидросамолетов можно видеть и в наше время.
"Юнкерс" в тюменском небе

Развитие авиаперевозок в предвоенные годы было связано с применением гидросамолетов. Они позволяли использовать многочисленные озера и реки Тюменской области, особенно в северных районах, в качестве аэропланов, созданных самой природой. На озере Андреевском многие десятилетия работал базовый аэропорт с бетонным молом. Как-то в конце 80 -х годов сотрудникам музея истории и техники удалось извлечь из воды обтекатель винта гидросамолета. Уникальный экспонат демонстрируется в музее на стенде истории авиации.

В послевоенные годы, а точнее — в конце 50-х, геологи освоили вертолетную технику, а эксплуатационники — мощные авиамашины большой грузоподъемности.

Использованы материалы: Копылов В. Е. «Окрик памяти». Книга первая.— Тюмень: Издательская фирма «Слово», 2000. — 336 стр.: ил. 32 с.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2020 (23)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Март 2020 (36)
Февраль 2020 (41)
Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.