Освобождение Южного Зауралья от колчаковщины
Опубликовал: harlov, 24-03-2017, 19:48, Путешествие в историю, 3 039, 0
12 апреля 1919 года были опубликованы, написанные В. И. Лениным «Тезисы ЦК РКП (б) в связи с положением Восточного фронта», которые стали боевой программой работы партийных организаций по разгрому Колчака. Была осуществлена дополнительная мобилизация для пополнения армий Восточного фронта. Только за апрель-июнь 1919 года на пополнение армий, сражавшихся против Колчака, направлено около 110 тысяч человек. На Восточный фронт было послано свыше 11 тысяч коммунистов и 3 тысячи комсомольцев.
В результате этой огромной помощи Восточный фронт накопил достаточно сил для того, чтобы остановить наступление колчаковских армий в Поволжье и в конце апреля 1919 года начать контрнаступление.
В мае-июне 1919 года от колчаковщины была освобождена огромная территория между Волгой и Уралом. 14 июля 1919 года полки 28-й дивизии II армии вступили в Екатеринбург. 24 июля передовые части 27-й дивизии V армии овладели Челябинском. Войска III армии к этому времени освободили Ирбит, Камышлов, Каменск. Весь Урал стал вновь советским. Армия освободительница вступила в Зауралье.
Разгром колчаковцев в Зауралье осуществляли славные воины V армии, действовавшей в направлении Челябинск – Петропавловск, и III армии, наступавшей от Екатеринбурга на Ялуторовск, Ишим, Тобольск. Войска V армии в районе Челябинска были задержаны перешедшими в контрнаступление колчаковцами. Командование фронта поставило задачу III армии нанести удар по правому флангу колчаковских войск и бросить сильный отряд кавалерии в тыл противнику, для того чтобы перерезать железную дорогу Челябинск — Курган.
Во исполнение этой директивы начальник 30-й дивизии Н. Д. Каширин приказал отряду армейской кавалерии под командованием Н. Д. Томина, находящемуся в Камышлове, стремительно двинуться в направлении на Шадринск, Окуневское, станцию Юргамыш. Кавалерийский отряд Томина состоял к этому времени из одного кавалерийского полка и трех кавдивизионов, с общей численностью около 2 тысяч бойцов. 27 июля он выступил из Камышлова по Шадринскому тракту. В то время полки второй бригады 30-й дивизии развертывали наступление на Далматово — Шадринск. Колчаковцы оказывали упорное противодействие наступающим войскам Красной Армии, переходя в контратаки. Однако попытка приостановить победоносное наступление советских войск не имела успеха. Полки 2-й бригады 30-й дивизии во взаимодействии с кавалерийским отрядом Томина нанесли поражение колчаковцам на этом участке фронта. 1 августа было освобождено Далматово, 4 августа 275-й полк 30-й дивизии вступил в Шадринск.
Перед отступлением из Шадринска колчаковцы учинили расправу над содержавшимися в тюрьме сторонниками Советской власти. Красноармеец В. Ослоповских писал в армейской газете «Красный набат»: «Накануне ухода белых, перед рассветом, тюрьма зашевелилась — выводили заключенных. Выводили группами человек 20—30 каждая, связывали попарно и под конвоем отправляли за город, в лес. Там и совершалось каиново дело. Безоружных, лишенных возможности двигаться борцов за рабоче-крестьянское дело убивали, как быков на бойне: рубили шашками, прикалывали штыками. Изрубленные тела палачи бросали в общую могилу и кое- как присыпали сверху землей.
Развивая наступление, войска III армии к 10 августа вышли на реку Миасс, а части V армии, разбив челябинскую группировку колчаковцев, наступали по линии железной дороги Челябинск — Курган и освободили станцию Шумиху. Кавалерийский отряд Томина 9 августа переправился через Миасс у села Бакланского и, прорвав фронт белых, развернул наступление в Илецко-Иковских лесах. В результате трехдневных боев он нанес белым серьезное поражение. 13 августа внезапно ударил на село Введенское, расположенное вблизи железнодорожной магистрали. Находившийся здесь полк колчаковцев был застигнут врасплох и разгромлен.
В 16 часов 30 минут начался бой за Курган, который продолжался более 5 часов. В 24 часа 13 августа 1919 года кавалерийский отряд Томина при содействии подошедшего 270-го стрелкового полка выбил колчаковцев из Кургана, захватив в свои руки железнодорожный мост через реку Тобол, который белые не успели разрушить. Были захвачены пленные и трофеи. 15 августа в Курган вступила 5-я стрелковая дивизия V армии.
Под ударами красных войск колчаковцы поспешно отступали с левого берега Тобола. Большую Помощь Красной Армии оказывали партизаны -«кустарники». 14 августа начальник штаба 2-й бригады 30-й дивизии доносил командованию, что северо-восточнее деревни Тукманное крестьяне-повстанцы ведут бой с белыми. В оперативной сводке штаба 3-й бригады этой же дивизии за 15 августа указывалось, что село Большой Камаган занимается кустарным батальоном под руководством 3 красных кавалеристов.
С большой радостью встречали трудящиеся Зауралья Красную Армию, избавившую их от колчаковского ига. В городах и селах проходили массовые митинги, на которых выступали политработники воинских частей. Рабочие и крестьяне приветствовали власть Советов, клеймили позором наймитов иностранного капитала — колчаковцев и их пособников — эсеров и меньшевиков. «Приветствуем Советскую власть во главе с коммунистами-большевиками,— писали в своем постановлении крестьяне с. Окуневского.— Все как один присоединяемся к ней для того, чтобы общими силами победить врага и установить желанный мирный труд».
Продолжая наступление, войска V армии 28 августа 1919 года широким фронтом форсировали реку Тобол. За несколько дней они продвинулись на 150—180 километров. Передовые части достигли населенных пунктов: Частоозерье, Матасы, Михайловка, Дубровное. Однако в начале сентября колчаковцы перешли в контрнаступление. В районе Петропавловска они сосредоточили свои последние резервы и создали численное превосходство.
Командование Восточного фронта не сумело предупредить контрнаступления белых. Попытка белых окружить и разгромить V армию не удалась, но под давлением превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отступать. Весь сентябрь прошел в тяжелых боях. Героизм красноармейцев, находчивость и умение командиров не раз спасали красные части от разгрома в самой опасной обстановке. 11сентября два полка 5-й дивизии, в районе деревни Мартино, были окружены превосходящими силами белых, которые захватили село Куренное. Более суток кипел упорный бой. Командир бригады А. Я. Созонтов с группой конных разведчиков пробился к окруженным полкам и стал лично руководить боем. Красные полки прорвали кольцо окружения, по пути освободили в Курейном 300 пленных красноармейцев и вышли на соединение с частями 26-й дивизии к селу Лопажи.
Войска Красной Армии, отходя к Тоболу, переходили в контратаки и наносили колчаковцам большой урон. Часто им оказывало помощь местное население. 21 сентября в штаб одной из бригад пришел крестьянин и сообщил, что в селе Саломатное расположилась на ночлег колчаковская часть. Внезапной ночной атакой белые были выбиты из села и, отступая, в панике оставили 4 орудия, более 1000 снарядов, обозы. Было взято 200 пленных. Помощь местного крестьянства войскам Красной Армии приводила колчаковское командование в ярость. Именно в сентябре 1919 года колчаковский генерал Сахаров издал приказ, в котором предлагал села и деревни, оказывающие помощь красным войскам, окружать и «всех жителей расстреливать, а самое селение уничтожать дотла». Однако генеральская угроза не могла потушить пламя народной ненависти к белогвардейщине.
В сентябрьских боях части V и III армии понесли значительные потери. Отражая яростное контрнаступление колчаковцев, многие бойцы и командиры пали смертью храбрых на равнинах Затоболья. Трагически погибли 9 сентября 1919 пода командир 2-й бригады III армии Николай Павлович Захаров и комиссар этой бригады Александр Алексеевич Юдин — курганский рабочий, матрос-черноморец. Прорвавшийся в глубину расположения красных войск колчаковский конный отряд при содействии местного священника неожиданно напал на штаб бригады. Захваченные в штабе комбриг и комиссар были привезены в село Мокроусово. Командир Захаров умер от избиения, Юдина колчаковцы повесили.
К началу октября войска V армии остановили контрнаступление колчаковцев на реке Тобол. Отошла к этому рубежу и III армия. Здесь фронт на некоторое время стабилизировался. Началась подготовка к новому удару по врагу. Большая помощь местного населения помогла красным войскам быстро восстановить силы, пополнить ряды бойцов. В городах и селах Зауралья развернулась мобилизация. Рабочие и крестьяне, проявляя высокое сознание революционного долга, охотно шли в армию для того, чтобы завершить разгром колчаковщины. Собрание партизан-«кустарников» Марайской волости в количестве 400 человек постановило «немедленно вступить в Красную Армию, в грозные для буржуев ряды, дабы нанести последний удар издыхающей русской контрреволюции». В Шадринском уезде в конце сентября вступило в ряды Красной Армии 3200 добровольцев. Успешно проходила мобилизация в селах Курганского и Челябинского уездов. Председатель мобилизационной комиссии из Мишкинской волости докладывал Челябинскому уездному военкомату, что «в с. Мишкино мобилизация проходит успешно. Настроение мобилизованных хорошее, ... большинство их заявляют себя здоровыми, и молодежь идет в ряды Красной Армии охотно».
После проведенной подготовки 14 октября 1919 года войска V армии под командованием выдающегося советского полководца М. Н. Тухачевского начали второе форсирование Тобола. Упорные бои происходили в районе сел Ялым, Глядянское, Давыдовекое. Действовавшие здесь 35-я, 5-я, 26-я стрелковые дивизии нанесли поражение колчаковцам и 19 октября освободили село Половинное. Особенно ожесточенно сопротивлялись колчаковцы в районе железнодорожной магистрали, где наступала 27-я дивизия. Но и здесь советские войска сломили врага. 21 октября была освобождена станция Варгаши. Севернее Кургана успешно наступала 30-я дивизия III армии.
По всему фронту под мощными ударами Красной Армии началось отступление колчаковцев в глубь Сибири. К 23 октября были освобождены села Марайское, Арлагуль, Лопатки, Пресновское, к 25 октября белые были отброшены за Мокроусово, Лебяжье, Серебряное. 28 октября бойцы 5-й дивизии с боем взяли станцию Петухово. Не давая врагу опомниться, красные части развернули бои за город Петропавловск и 31 октября овладели им, а 4 ноября войска III армии освободили город Ишим. Поражение колчаковцев на Тоболе и Ишиме было уже непоправимым. 14 ноября был освобожден город Омск. Остатки - колчаковцев бежали в глубь Сибири, где и были окончательно разгромлены. Победа Красной Армии над колчаковщиной ликвидировала один из наиболее сильных очагов контрреволюции и была крупным вкладом в дело разгрома иностранной военной интервенции и белогвардейщины.
Тяжелый след оставила колчаковщина в Южном Зауралье. Промышленные предприятия Кургана и Шадринска были разрушены, нанесен огромный ущерб сельскому хозяйству. Отступавшие колчаковцы вытаптывали посевы, уводили лошадей, убивали скот, жгли дома. В селе Курейном колчаковцы при отступлении сожгли более 120 домов, убили 32 крестьянина, отобрали у населения одежду, обувь, хлеб, продовольствие. По далеко не полному подсчету общества содействия жертвам интервенции, только в Курганском округе поступило от крестьян 9396 заявлений об ущербе от колчаковцев, зарегистрировано 780 расстрелов и 894 случая личных насилий над гражданами. «Кровью и железом,— писала газета «Красный Курган»,— прошла интервенция по нашему округу. И крестьяне не забудут ее никогда».
Источник: Очерки истории Курганской области. ЮУКИ. Челябинск 1968 г.