Топ-100

Зауралье под властью белогвардейцев

Опубликовал: harlov, 24-03-2017, 19:18, Путешествие в историю, 3 002, 0

В результате контрреволюционного мятежа чехословаков Зауралье оказалось под властью белогвардейщины. Под охраной белочешских штыков в Омске возникло эсеровско-белогвардейское «Сибирское правительство». Это антинародное «правительство», прикрывавшееся фальшивыми фразами о демократии и народовластии, реставрировало дореволюционные, буржуазно-помещичьи порядки. Оно приняло решение об аннулировании декретов Советской власти, о возвращении заводов, фабрик, шахт, рудников капиталистам, а национализированной земли прежним владельцам. С помощью интервентов в Сибири поспешно формировалась белогвардейская армия, на которую возлагалась задача разгрома Советской власти в стране. Англия, Франция, США, Япония не жалели средств на вооружение и оснащение белогвардейских войск. Осенью 1918 года в Сибири установилась открытая военная диктатура. Адмирал Колчак, опираясь на иностранных интервентов, объявил себя «Верховным правителем» России.

Тяжелое время переживали трудящиеся Зауралья. В Кургане и Шадринске появились уездные комиссары белогвардейского «правительства». В Курган в качестве представителя сибирского правительства приехал контрреволюционер Алексеев. Были восстановлены буржуазные городские думы. В волостях власть снова перешла земским управам, состоящим из кулаков.

Средствами жестокого террора навязывали белогвардейцы свою власть трудящимся. В Курганскую тюрьму только в первые дни господства белогвардейщины было брошено около 500 человек. Переполнена была Шадринская тюрьма, а аресты не прекращались. Шадринская городская дума предоставила для тюремного помещения городской ломбард. Над заключенными зверски издевались белогвардейские офицеры, расстреливали и убивали по своему произволу. Т. М. Блюденова, находившаяся летом 1918 года в Шадринской тюрьме, вспоминает: «При допросах арестованных избивали шомполами до полусмерти. Каждую ночь их целыми партиями выводили и расстреливали... Сидели мы в каком-то кошмарном отупении, ожидая что вот-вот поведут нас на истязания или на расстрел».

В Кургане по приказу коменданта чехословацких войск, ввиду якобы совершенного покушения на чехословацкого поручика Грабчика, 15 сентября 1918 года из тюрьмы были выведены десять активных партийных и советских работников города и без суда расстреляны за городом. В числе расстрелянных в этот день был первый председатель Курганского комитета РКП (б) А.П. Климов, председатель Курганского Совета Е.Л. Зайцев. В Шадринском уезде погиб председатель уездного комитета большевиков А. С. Антонов, секретарь Совета А. С. Владимиров, член исполкома Совета А. Н. Анисимов и многие другие. Многие арестованные были переправлены в Омский концлагерь и в Тобольскую каторжную тюрьму, где большинство их погибло от истязаний, болезней и голода.

По селам и деревням были направлены карательные отряды. В селе Меньшиково Белозерской волости в июле 1918 года отряд белогвардейцев учинил над крестьянами по доносу кулаков дикую расправу. Подозреваемых в сочувствии Советской власти белогвардейцы публично пороли винтовочными шомполами. В село Демино после захвата белыми Шадринска прибыл отряд белогвардейцев на 20 подводах. С его появлением, как вспоминает свидетель событий Шумилов, началась стрельба и аресты сторонников Советской власти, пытки, порки, избиения прикладами. Озверевшие белогвардейцы ездили по телам избиваемых на лошадях». В село Ольховское Шадринского уезда каратели ворвались на рассвете 8 июля 1918 года. По доносу местных кулаков они схватили работников Совета И. X. Букрина, И. Н. Орлова, Я.С. Орлова и тут же расстреляли.

Возвращались фабриканты и заводчики. Рабочие организации подверглись разгрому, вводился 10 - 12-часовой рабочий день, восстанавливались прежние эксплуататорские порядки, в Зауралье усиленно проникали иностранные монополии, особенно американские. Председатель Курганского Союза маслодельной кооперации Балакшин, раболепствуя перед американскими монополистами, писал в «Народной газете», что со стороны США «к нам протягивается не хищническая рука торгаша-спекулянта, а рука друга».

Вернувшиеся землевладельцы требовали возвращения национализированных и поделенных между крестьянами земель. С крестьян белогвардейское правительство потребовало не только новые налоги, но и недоимки прошлых лет, даже оставшиеся еще от царизма. Начались принудительные мобилизации в белогвардейскую армию.

Антинародная политика белогвардейского правительства вызывала протест трудящихся. Белогвардейский комиссар Курганского уезда Алексеев сообщал в Омск, что «рабочие курганских заводов явно стояли на стороне большевиков». Характеризуя настроение крестьян, он указывал, что крестьянское население не признает законов Временного правительства и земских управ, требует восстановления прежних Советов, на собраниях крестьян принимаются резолюции против мобилизации в армию, предъявляются требования о вооружении всех солдат - фронтовиков с одновременным разоружением чехословацких войск. Уже в августе 1918 года он требовал «немедленного введения в уезде военного положения, издания обязательного постановления о воспрещении всяких собраний».

В тяжелых условиях контрреволюционного террора развертывали свою деятельность подпольные большевистские организации, поднимая массы трудящихся города и деревни на борьбу с интервентами и белогвардейца ми. В июне-августе 1918 года возникли нелегальные большевистские организации в Челябинске, Омске и других городах. В Курган летом 1918 года приехала из Тюмени Е. Марченко, которая установила связи с рабочими-железнодорожниками и помогла оформить подпольную большевистскую группу. Во второй половине июня 1918 года состоялось первое подпольное партийное собрание, на котором присутствовали рабочий М. Шинкаренко, слесарь депо А. Фетисов, токарь депо П. Кузнецов, литейщик А. Вотин, кузнец М. Шпанов и другие. Активное участие в работе организации принимал стрелочник станции Курган В. Репнин. Омский партийный комитет направлял в Курган партийного организатора Георгия Халина-Егорова, который возглавил деятельность Курганской организации. Ряды большевиков пополнялись. В подпольную работу включились брат и сестра Пузиковы, Г. Струев, Н. Фетисов, Р. Фетисова, П. Салов, A. Гаркуненко, И. Курчевский, Г. Никифоров и другие. Было создано несколько партийных групп, а затем городской партийный комитет. Подпольной партийной организации удалось приобрести шапирограф, организовать печатание прокламаций, которые распространялись среди рабочих, солдат и крестьян.

Небольшие подпольные большевистские группы возникли на железнодорожных станциях Шумиха, Мишкино, а также в некоторых селах.

В октябре 1918 года Курганская подпольная партийная организация вела подготовку к забастовке на железнодорожном узле. Халин и Фетисов организовали митинг в депо. Полиция разогнала митинг, и забастовка была сорвана. Однако он способствовал росту влияния большевистской организации среди рабочих.

Для руководства подпольными большевистскими организациями, действовавшими в тылу у Колчака, ЦК РКП (б) создал в декабре 1918 года Сибирское бюро, которое обосновалось в непосредственной близости фронта, в городе Уфе. Несколько позже возникло отделение Сиббюро ЦК РКП (б) в Вятке. Вятское отделение Сиббюро имело под своим влиянием территорию среднего Урала, разделенную на 9 районов, в числе которых был и Курганский. Сибирское Бюро ЦК направляло для руководства подпольными организациями опытных работников, высылало литературу. Вятское отделение Сиббюро за 6 месяцев своей работы направило на подпольную работу в тыл врага 38 партийных работников, из них в Курганский район 3 человека. Курганской подпольной организации оказывали помощь Челябинская и Омская организации. Тактическая линия ее деятельности определялась решениями II Сибирской партийной конференции, состоявшейся в Томске в ноябре 1918 года.
Под влиянием большевистских организаций нарастала революционная борьба рабочих и трудящихся крестьян.

В феврале 1919 года произошла забастовка рабочих на Курганском клепочном заводе, принадлежавшем Сибирскому Союзу маслодельных артелей. В результате роста революционных настроений происходил провал мобилизации в колчаковскую армию. Курганский уездный воинский начальник в марте 1919 года предлагал волостным земским управам принять энергичные меры «к немедленному доставлению на сборный пункт разбежавшихся мобилизованных солдат и подлежащих призыву, но не явившихся на таковой до сего времени». Он требовал отправлять мобилизованных к месту формирования под конвоем. В селе Крестовском Шадринского уезда группа мобилизованных оказала вооруженное сопротивление воинскому патрулю. В Макарьевской волости 211 человек подлежащих мобилизации ушли в леса.

В начале февраля 1919 года колчаковской контрразведке удалось нанести серьезный удар по Челябинской большевистской организации. После этого были раскрыты подпольные организации в Екатеринбурге, Омске, Кургане, Петропавловске и других городах. В феврале 1919 года в Кургане были арестованы А. Фетисов, В. Пузиков, А. Вотин. Все они подвергались пыткам, но не выдали организации. Однако аресты продолжались. Многим подпольщикам пришлось временно выехать из города. В начале июня 1919 года были арестованы П. Салов, В. Репнин и другие. За тюремной решеткой оказались участницы курганского подполья Е. Пичугина, И. Сладкевич, Н. Аргентовская. Все они перенесли пытки и тяжелые издевательства, но остались до конца твердыми революционерами. Наташа Аргентовская умерла от побоев в Курганской тюрьме за несколько дней до освобождения города.

Белогвардейский террор против революционного народа еще больше усилился. Весной 1919 года по селам Южного Зауралья были направлены карательные отряды, путь которых был обильно полит кровью расстрелянных рабочих и крестьян. Отряд карателей-каппелевцев в первые дни апреля 1919 года ворвался в станицу Звериноголовскую. С помощью станичного атамана и кулаков - казаков были схвачены местные большевики и сочувствующие Советской власти. 25 сынов революционного народа каппелевцы, избив нагайками, вывели на крутой берег Тобола и расстреляли. Они изрубили трупы расстрелянных и не позволяли их хоронить. Среди павших в этот день был большевик Николай Гаврилович Фомин, братья Иван и Николай Трусовы, братья Алексеевы, Бухаровы и другие. В станице Усть-Уйской было расстреляно и зарублено более 20 человек.

В селе Куртамыш каратели расстреляли 9 человек, среди них был командир Куртамышского отряда Красной гвардии Н. П. Рыжов. Однако неистовая злоба и жестокость карателей не могла удержать антинародный колчаковский режим. Массы поднимались на борьбу. Весной 1919 года возникает партизанское движение. Подлежащие мобилизации в колчаковскую армию крестьяне уходили в леса, там многие из них объединялись в отряды, которые обычно назывались «кустарными батальонами». В районе Песчанской, Галкинской, Николаевской и Прошкинской волостей возник отряд, насчитывающий более 900 человек. В лесах юго-восточнее Каргаполья было около тысячи «кустарников», которые наносили большой урон тыловым частям белых. Большие силы «кустарников» накапливались в Илецко-Иковских лесах Курганского уезда, на Растотурской лесной даче близ Куртамыша. На юге Курганского уезда из крестьян Башкирской и других волостей сформировался партизанский отряд, который действовал в районе станицы Пресногорьковской.

Один из участников партизанской борьбы, впоследствии красноармеец Барашов, так описывал действия своего отряда в тылу у колчаковцев: «В начале наш отряд был небольшой, винтовок было мало и преимущественно стреляли из охотничьих ружей. Вести нападение на белых опасались, но решили, что бездействовать глупо. И вот 7 августа совершили первый набег. Проходил лесом белогвардейский обоз в 20 подвод под охраной 50 человек кавалерии. Подпустили мы его к своей засаде и внезапно открыли огонь. Удар был столь неожиданным, что беляки оставили обоз и бежали. Теперь мы стали сильнее. У нас был пулемет, много винтовок, бомб и пр. Даже были медикаменты. Это все так приподняло наш дух, что мы не стали пропускать ни одного беляка».

В широком размахе партизанской борьбы выражался народный гнев против белогвардейской контрреволюции и иностранной военной интервенции. Зауральское крестьянство, проявлявшее колебания весной 1918 года, убедилось, что только Советская власть может принести трудящимся избавление от угнетения и эксплуатации. В период колчаковщины в Сибири и Зауралье окреп военно- политический союз рабочего класса и трудящегося крестьянства, который стал основой разгрома контрреволюции. В. И. Ленин, выступая с докладом на заседании ВЦИК 4 июля 1919 года, указывал: «Мы бесконечно сильными стали потому, что миллионы научились понимать, что такое Колчак; миллионы крестьян Сибири пришли к большевизму,— там поголовно ждут большевиков...»

Источник: Очерки истории Курганской области. ЮУКИ. Челябинск 1968 г.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.