Топ-100

Харанорский разрез, угольная история

Опубликовал: zampolit, 13-11-2013, 17:32, Путешествие в историю, 4 924, 0

Вид на карьер со смотровой площадки (октябрь 2008 г.)

Путешественники по караванным путям Азии издавна отмечали резкие контрасты даурско – ононских степей. Они суровы и безжалостны от зноя и мороза, песчаных и снежных буранов. Красивы и нарядны от вечно синего неба, яркого цветения лугов, звонкоголосы от серебряных трелей жаворонков и трубного клича даурских журавлей. Они пряно и терпко веют полынью, чебрецом, лилиями – саранками – загадочным дыханием пространства, уходящего на юг, где сходится граница трех государств – России, Китая и Монголии.

Древние кочевые цивилизации оставили здесь плиточные могилы, развалины дворца монгольского феодала да завет «потрясателя Вселенной» Чингисхана: пыль из под копыт в свой след не оседает, она уносится по ветру. И верно – зов густо- синего горизонта всегда заманивает всадника. Ускакали в Европу гунны, ушла на Волгу Золотая орда монголов, пришли землепроходцы и казаки Московского государя. Открывались, потом исчезали серебряные и золотые копи, рудники и тюрьмы, прокладывались и зарастали полынью пути – дороги.

"Мелкие" Белазы

Советское время, по традиции, также стало кочевым. Как по мановению волшебной палочки, были построены, а затем заброшены военные городки, полигоны, бетонированные укрепрайоны. Рядом засияли огнями новые города – урановый Краснокаменск и энергетический Ясногорск, полетели по тряской, но все таки асфальтированной дороге Чита – Маньчжурия туристические автобусы, загромыхали кузова с русским металлом и лесов, фуры с китайскими овощами и ширпотребом. Начали строится вторые пути вдоль старой «Маньчжурки» от Карымской до Забайкальска.

Новое время проходит теми же кочевыми тропами – путями через угледобывающий Харанор, задевая и зацепляя его своими острыми углами, экономическим и социальным неустройством России, производственными проблемами, житейскими тревогами и заботами людей.

Уголь в Восточной Сибири, этот горюч – камень, начали искать еще во времена Петра Первого и Екатерины Второй. Но до Харанора (по монгольски – Черное озеро) добрались только в 1885 году. Русский горный инженер Михаил Сергеев обнаружил в двух верстах к западу от 79 разъезда железной дороги угольный пласт мощностью до 10 саженей. Предварительные расчеты показали запасы свыше одного миллиарда пудов. Историки свидетельствуют: открытие угольного Харанора стало сенсацией – топливо лежало, как говорится, под рукой. На его разработку стали претендовать и Забайкальское казачье войско, и Нерчинский горный округ, и строящаяся в Забайкалье железная дорога, и частные горнодобывающие товарищества. А вся земля была в ведении Кабинета Его Императорского Величества, данная местность конкретно принадлежала одиннадцати родам хоринских и агинских бурят.

Сегодняшние наследники славы Харанора знают: угледобыча здесь возникала и разорялась, горели и заливались водой пласты, обрушивались шурфы, канавы, выработки. В гражданскую войну мимо угольных копей скакали отряды барона Унгерна, уходили за кордон участники Ледяного похода генерала Каппеля, их преследовали «красные войска». Потом громыхал военный конфликт на близком Халхин- Голе, потом Великая Отечественная война.

А горюч – камень требовался всем. Особенно для развития промышленности Забайкалья. Поэтому на основании специального постановления Совета Министров СССР на месторождении был построен и открыт в 1970 году Харанорский угольный разрез. Уже в 1971 году здесь добыли около 3-х миллионов тонн топлива, а в 1988 году преодолен рубеж в 9 миллионов тонн. В те годы Харанор по своей мощности стал самым крупным угледобытчиком от Байкала до Владивостока, символом тепла и света для востока России. А по производительности труда на одного рабочего занял первое место в России.

С этой землей многое связано в судьбах сегодняшних шахтеров Харанора. Биографии руководителей и машинистов экскаваторов, инженеров и бульдозеристов, маркшейдеров и водителей КРАЗов – это живая летопись угольной промышленности Забайкалья. В этой летописи – интереснейшие характеры людей, которые родом из окрестных селений и рудников, райцентров и закрывшихся, отработавших свое, шахтерских поселков. Так сказал в свое время про сибиряков русский поэт Александр Твардовский: «ору, с сосенки народ, народ хоть сборный, зато отборный»

Именно эти люди после героических трудов неожиданно оказались заложниками экономического хаоса во всей угольной промышленности России, когда шахтеры страны стучали касками перед Домом Правительства. Но, харанорцев там не было- они, затянув пояса, добывали топливо для ледяной Сибири – 450 – 500 вагонов с углем ежесуточно уходили потребителям.

Один из тружеников - роторный экскаватор

Шахтеры – люди цепкие, кровно чувствующие личную заинтересованность остаться в коллективе, добывать уголек так, чтобы не потерять благосостояние, уметь приодеть себя и жену, ездить на хорошем автомобиле, растить и учить детей , заботится о достойной старости родителей. А еще – справлять свадьбы, не с пустыми руками ходить в гости, готовить на зиму огурчики и помидорчики, выращивать лучший по рассыпчатости забайкальский картофель. А еще, если выпадет свободное воскресенье, - сбегать на охоту – рыбалку в те же даурские степи с синими озерами.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.