Автомобили Ирбитского мотозавода
Опубликовал: dokaspez, 26-02-2017, 18:58, Путешествие в историю, 814, 0

В 1950-е годы, когда у завода забрали армейский заказ на мотоциклы, на предприятии стали искать свободные ниши в производстве похожей техники. Такая ниша нашлась в классе микроавтомобилей. На базе ирбитского мотоциклетного двигателя с принудительным охлаждением создали автомобиль «Белка», городской и сельский вариант. О нем много писали в прессе, хотели пустить в серию, но потом тема постепенно захирела.
В 1958 году на заводе создали «Огонек» - полноприводный джип с мотоциклетным двигателем. Он есть в коллекции завода, хранится в фондах. Разрабатывали также армейский плавающий вездеход, чтобы вывозить раненых с поля боя. В нем использована интересная разработка: рулевая колонка выводилась вбок, водитель мог управлять автомобилем, передвигаясь ползком или вплавь, рядом с ним.
А вот «Уралец» обликом смахивает на «Запорожец» и не случайно. В 1950-е годы Хрущев, пока ниша микролитражных автомобилей оставалась свободной, решил: зачем в Ирбите делать микроавтомобили? И отдал проект в Запорожье. И группу с ИМЗ, которая в отделе главного конструктора много лет занималась автомобилями, отправили туда и все уральские разработки оказались на Украине. Первый «Запорожец», испытывали с двигателем от «Урала», правда форма кузова была уже другая.
А уже в 1990-годы была попытка сделать коммерческий грузовичок по типу «Газели» и микроавтобус. Идея осталась только в макете.