Воинские части Тюмени - 19-я железнодорожная бригада
В середине 1960-х годов в Тюмени была расквартирована 19-я отдельная ордена Кутузова II степени и Трудового Красного Знамени железнодорожная бригада. Первый орден она получила за строительство мостов через реку Одер в Германии в 1945 году, второй – за строительство дороги Абакан-Тайшет. В этой бригаде в молодости служил рядовым глава города С.М. Киричук.
Плечом к плечу на исторической стройке с транспортными строителями трудились военнослужащие — солдаты, сержанты и офицеры 19-й отдельной бригады железнодорожных войск. Сформированная в феврале 1941 года, 19-я отдельная бригада железнодорожных войск всю Великую Отечественную войну непрерывно находилась в составе действующей армии, вела заградительные и восстановительные работы на железных дорогах в полосе армейского и фронтового тыла. За период войны личным составом бригады восстановлено и построено 4792 километра железных дорог, 892 моста, 106 пунктов водоснабжения, обезврежено 69880 мин. После окончания войны формирование было направлено на восстановление Харьковского железнодорожного узла и дальнейшее развитие Южной, Приднепровской, Орджоникидзевской и Азербайджанской железных дорог.
С 1954 по 1960 годы бригада выполняла задание правительства по электрификации железнодорожной магистрали Москва — Байкал, затем вела строительство железнодорожной линии Абакан — Тайшет.
Распоряжением Совета министров СССР № 2349 от 8 декабря 1965 года «О строительстве железнодорожной линии Тюмень — Тобольск — район Сургута» 19-я ОЖДБр (командир - полковник Иван Сергеевич Матвейков) одновременно с управлением «Абаканстройпуть» передислоцированы из Хакасии в Тюменскую область.
Штаб бригады с 1965 по 1975 годы располагался в Тюмени на улице Рижской д. 74.
81-й желдорбат, расформированный в начале 90-х годов, находился на месте «Регионального центра допризывной подготовки и патриотического воспитания «Аванпост», который был создан в 1993 году офицером 19-й ОЖДБр Александром Перовым.
Содружество «Абаканстройпути» и 19-й ОЖДБр стало первым опытом совместного использования в транспортном строительстве подрядных гражданских организаций и специализированных воинских частей. До этого все железные дороги строили заключенные Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД — МВД СССР (довоенный БАМ, Северо-Печорская железная дорога и на Крайнем Севере Тюменской области 501-я и 503-я стройки).
Первые 135 километров от станции Войновка до Тобольска в 1972 году были введены в эксплуатацию с оценкой «отлично». Во взаимодействии с железнодорожными строителями с нуля ими были построены крупные коммуникационные объекты, здания и сооружения, подъездные пути станций Войновка, Демьянская, Тобольского нефтехимического комбината, железнодорожные разъезды Тарманы, Торгили, крупные железнодорожные мосты через реки Туру, Тавду, Иртыш, Иску, Туртас, жилой фонд в Тюмени, Тобольске и других населенных пунктах области.
В 1970 году сданы первый железнодорожный вокзал на станции Тарманы, самый крупный на Средней Оби Сургутский речной порт, вторая очередь Тобольского речного порта. В 1971 году гудок тепловоза прозвучал уже в Демьянском. В 1972 году на первых пятистах километрах трассы Тюмень — Сургут открыто рабочее движение, спустя год рабочие поезда дошли до станции Юганская Обь.
Особенно сложным для военных строителей был участок на линии Сургут — Нижневартовск, к освоению первых 90 километров личный состав бригады приступил в 1976 году. Шли по зимнику на гусеничной технике в пятидесятиградусный мороз, везли с собой технику, имущество, продовольствие, горюче-смазочные материалы, стройматериалы, конструкции. Через три года этот участок был сдан в постоянную эксплуатацию.
С постройкой железной дороги исчезла зависимость региона от сезонных транспортных перевозок, ранее осуществляемых только водным путем, ускорилось развитие традиционных отраслей промышленности, получили развитие новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, созданы благоприятные условия дальнейшего и более быстрого развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.
22 февраля 1968 года 19-я отдельная бригада железнодорожных войск была награждена орденом Трудового Красного Знамени, 1345 солдат и офицеров — правительственными наградами. В результате реформирования ВС РФ бригада была переформирована. В 2012 году 459-й отдельный понтонно-мостовой железнодорожный батальон в п. Лесной был расформирован.
В 2021 году на здании по улице Рижской 74, была установлена мемориальная доска в память о 19-й железнодорожной бригаде. В ее открытии участвовали председатель городской думы Евгений Заболотный и руководитель комиссии по городскому самоуправлению Степан Киричук.
До сих пор тюменское здание Военного присутствия, предшественника военного комиссариата, прекрасно сохранилось и функционирует по прямому своему назначению - в этом здании находится военкомат по Калининскому и Центральному административным округам Тюмени.
С конца декабря 1905 года каменное здания Гостиного двора были переданы под казармы расквартированного в Тюмени Тобольского резервного пехотного полка.
К 14 августа 1918 года в Тюмени был сформирован 8-й Степной стрелковый полк, который вошел в состав 2-й Степной стрелковой дивизии
6 июля 1919 года, командующий войсками 3-й армии Восточного фронта С.А. Меженинов издал приказ № 0158 о формировании 51-й стрелковой дивизии.
Готовили офицерские кадры 3 военных училища.
С 4 сентября 1941 года по приказу Военного Совета Сибирского военного округа в Тюмени началось формирование 368-й стрелковой дивизии.
В январе-марте 1942 года в Тюмени была сформирована 175 стрелковая дивизия; в апреле 1942 года в Тюмени началось формирование 6-й и 7-й отдельных истребительно-противотанковых артиллерийских бригад; 16 августа 1942 г. в г. Тюмени была сформирована 3-я отдельная учебная стрелковая бригада.
С 1945 по 1953 годы в Тюмени располагалась 6-я отдельная гвардейская Бериславско-Хинганская дважды Краснознаменная ордена Суворова стрелковая бригада; в 1953 году в Тюмени на базе 6-й гвардейской Бериславско-Хинганской дважды Краснознаменной ордена Суворова бригады была развернута 109-я стрелковая дивизия.
1 сентября 1959 года был создан в городе Тюмень 27 учебный артиллерийский полигон;
25 мая 1960 года в Тюмени началось формирование 216-й ракетной бригады на базе 138-й гвардейской зенитной артиллерийской Брестско-Литовской орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригады и 81 танкового полка 36 мотострелковой дивизии.
В середине 1960-х годов в Тюмени была расквартирована 19-я отдельная ордена Кутузова II степени и Трудового Красного Знамени железнодорожная бригада.