Топ-100

Златоуст и его история

Опубликовал: zampolit, 17-02-2017, 15:04, Маршруты путешествий, 1 555, 0

Самый близкий с запада город к Миассу - Златоуст. К нему ведет автострада М-5, связывающая Европу с Азией. Это отличное, поистине межконтинентальное шоссе. Ехать по нему от Чебаркуля до Златоуста всего часа два. Из Чебаркуля в Златоуст можно добраться еще быстрее на электричке, но по автостраде интереснее. Есть еще одна дорога через горы – извилистая и крутая. Справа от дороги виднеются знаменитые озера: Тургояк, Увильды, Кисегач, Еловое. Здесь расположены санатории и всевозможные базы отдыха.

Озера эти очень живописны. Со всех сторон их обступает сосновый бор. Уютные острова, заливы, гавани, пляжи в сочетании с окружающим мягким горным пейзажем делают пребывание здесь особенно приятным. Этот уголок уральской природы называют еще «уральской Швейцарией».

Дорога идет как по коридору между выстроившимися с двух сторон стройными соснами, лиственницами, кедрами и елями. Каждый подъем на перевал открывал необозримые дали гор, покрытых лесом, похожих на огромные волны гигантского вечнозеленого моря. Любуясь ими, не замечаешь, как пролетает дорога и ты уже у нового Златоуста. У станции Уржумка нужно остановиться и пройти пешком метров пятьсот от вокзала вдоль железной дороги. Здесь граница двух частей света — Европы и Азии. Пограничный монумент хорошо виден из вагона поезда, когда поезд пересекает самую высокую по всей железной дороге точку Урала, но на машине к нему подъехать трудно.

На выложенном из камня обелиске с одной стороны написано - «Европа», с другой — «Азия». Любители экзотики фотографируются здесь, стоя одной ногой в Азии, а другой — в Европе. Только на Урале можно стоять сразу в двух частях света. Пограничный столб установлен в 1892 году.

Новый Златоуст начинается чуть ли не от самой Уржумки. Здесь благоустроенные, современные многоэтажные дома, широкие асфальтированные улицы, магазины, клубы, кинотеатры — все это ничуть не хуже, чем в новостройках столицы. Только горы и сосны, обступающие со всех сторон дома, говорят, что это Урал.

Километров десять вдоль трамвайной линии — и Вы в старом Златоусте, где в 1845—1852 годах жила с семьей мать В. И. Ленина — Мария Александровна. Отец ее работал тогда хирургом в госпитале завода. Облик у старого города своеобразный и чем-то непохожий на другие города Урала. В Златоусте и сейчас можно найти тихие улочки с маленькими аккуратными домиками и чистыми, выложенными плитами естественного камня мостовыми. Старинные русские улицы соседствуют с типично немецкими или староголландскими улочками и домами.

По статистике в предреволюционные годы в Златоусте было только три православных церкви и, кроме того, одна единоверческая, восемь часовен, одна римско-католическая и одна протестантская церкви. А жителей в то время в городе было всего двадцать тысяч. Каким же пестрым, судя даже по церквам, было население города. И протестанты, и католики, и единоверцы, и православные. Любопытно, что и учебные заведения были тоже разнородны: в городе было четыре городских начальных училища, немецкая и единоверческая школы.

П. Аносов, прибывший в Златоуст из Петербурга в начале XIX века, рассказывал, что ехал он в Сибирь, в глушь далекую и совершенно дикую, как считали в то время в столице, а, пропутешествовав на перекладных более двух тысяч верст от столицы, попал как будто бы в Германию. В доме начальника горного округа, куда он явился, говорили только на немецком либо на французском языках. Были улицы — Большая и Малая Немецкие. Дома стандартные и очень похожи на те, которые Аносов видел на картинках, изображавших уголки Баварии иди Саксонии. На улицах встречались часто иностранные мастера в длинных синих сюртуках с бархатными воротниками, старые и молодые немки. Только на заводе Аносов нашел русских — это были рабочие и военная стража.

Пошло это с того, что к концу XVIII века Златоустовский завод попал в руки ловкого московского дельца Кнауфа. Император Павел именным указом повелел Златоустовские заводы передать ему в вечное и потомственное пользование. Кнауф и начал ввозить сюда иностранных мастеров. И хотя в 1813 году заводы у Кнауфа были отобраны, так как он привел их в негодное состояние, не выполнив ни одного из обязательств перед казной, иностранцы продолжали приезжать в Златоуст.

Долгое время после Кнауфа управляющим заводом был выписанный им из Пруссии Эверсман, не обладавший знаниями в горном деле и потому в конце концов ретировавшийся. Его сменили на посту управляющего Фурман и Меджер. Именно в это время прибыл в Златоуст Аносов, который впоследствии становится управляющим Златоустовским горным округом и добивается значительного подъема горной промышленности. Он открывает секрет изготовления булатной стали. При нем расширяется функционирующий до сих пор завод русского холодного оружия, прославивший и Златоуст и русских металлургов.

У завода стоит памятник Аносову, открытый в 1954 году (скульпторы А. Антропов и Н. Штамм). Образцы аносовского оружия с превосходной Златоустовской чеканкой выставлены в местном музее, расположенном в тенистой аллее на берегу пруда у плотины.

Плотина в Златоусте образует большой пруд. Как в Миассе и в других уральских городах-заводах, плотина — центр города. Закладка плотины производилась при торжественной церемонии «окропления», пожалуй, больше языческой, чем христианской. Помимо молебна она включала в себя многочисленные языческие обряды: в земляное тело плотины закладывали «голову» (монету с изображением человеческой головы или что-то подобное ей); на деревянных частях плотины рисовали страшные «рожи», вбивали гвозди, крючки; в воду бросали монеты, хлеб, овощи. Вообще христианские верования на Урале были наполовину языческими. Считалось, что пожар от грозы можно потушить только квасом, пивом или молоком. Даже работные люди часто в честь святых приносили жертвы и совершали языческие обряды. Избранным святым был Власий — хранитель коров. Почитались Василий — покровитель свиней, Илья — баранов и козлят, Флор и Лавр — лошадей, Мария Голиндуха - кур, Анастасия — овец и коз и другие.

В дни этих святых соблюдался традиционный обычай, когда те или иные животные пользовались особенно нежной заботой со стороны хозяев. Например, 1 января, в день святого Василия, свиньи угощались «лакомством», их нельзя было ругать, ударять и гонять. 18 августа, в день Флора и Лавра, лошади освобождались от работы, угощались и т. п. Существовало множество и других языческих поверий и обрядов.

Не удивительно, что особо важные обряды сопровождали закладку плотины. Плотина была сердцем завода. Водоем, образованный ею, давал энергию всему заводу. Сносило плотину, и завод надолго останавливался. Строили плотину из земляной насыпи (8 —12 м над уровнем реки); затвор и водосливная часть делались из толстых бревен, сосновых или дубовых. Строили прочно. В некоторых местах давно нет завода, а плотина, построенная двести лет назад, все еще стоит. Рядом с плотиной и заводом обычно строился и дом управителя, контора, магазины, размещались дома «приказнослужителей».

Господские дома сооружались в два этажа, из крупного кирпича, с толстыми стенами и сводчатыми потолками. Украшения, типичные для архитектуры XVIII века, — плоские «лопатки» по углам, профилированные карнизы, пояски, «поребрики» (поставленные углом кирпичи), прямоугольные наличники на окнах с «замковыми камнями» на выпрямленных перемычках (верхний этаж) и дуговых перемычках (нижний этаж). Такие сооружения сохранились в Каслях (дом Зотова) и в Златоусте (дом Аносова). В доме Аносова, где когда-то находилось управление Златоустовским горным округом, сейчас размещен краеведческий музей. Экспонаты музея довольно разнообразны и интересны.

Курьезно, что до революции главное место в музее занимал гвоздь, сделанный в 1824 году Александром I при посещении Златоустовского завода.

Сейчас, пожалуй, «главный гвоздь» музея — коллекция всех видов холодного оружия, которая раньше хранилась в заводском арсенале. Любопытен колокол, отлитый в 1664 году в Любеке и привезенный из Германии в XVIII веке, и другие экспонаты. Нас больше всего заинтересовали в музее яшмовые поделки, найденные где-то между Златоустом и Саткой, на реке Ай, что и определило наш дальнейший маршрут.

Выезжая из Златоуста, нельзя не обратить внимания на живописные скалы и горы с поэтическими названиями: Увильды — золотая гора, Мисяш — место свиданий, Таганай — подставка для луны, и т. д. Места эти овеяны легендами и сказаниями. Особенно много рассказов о кладах, а их в окрестностях Златоуста и Сатки до сих пор еще иногда пытаются искать. Следует заметить, что кладоискательство на Урале было широко распространено.

Объяснялось это действительной возможностью отыскать самородки золота, драгоценные камни и редкие металлы. В ночь на Ивана Купала молодежь уходила в горы искать цветок папоротника, искали свечу, зажженную на месте клада, полоза и т. п. Много слухов породили пещеры, «аверкина яма» и другие места. Много таких таинственных мест у города Кусы, что в пятнадцати километрах севернее Златоуста, между Златоустом и Саткой.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.