Топ-100

Японский этикет

Опубликовал: zampolit, 11-11-2013, 15:08, Статьи, 2 789, 0

В Стране восходящего солнца этикет для каждого японца имеет особое значение. Тщательное соблюдение его правил способствует карьере и жизненному успеху.

Японский этикет основывается на традициях, уходящими своими корнями в глубокое прошлое, в частности на стремление людей к совместной трудовой деятельности. Психология «группизма» превратилась в Японии в систему порядка, в которой подчинение лидеру и уважение к старшему стали не только этикетом, но и своеобразной религией. Сейчас, особую роль играют такие черты национального характера, как стремление к групповой сплоченности, трудолюбие, аккуратность, бережливость, практицизм, приверженность этическим нормам.

В жизни японца первостепенное место отводится работе. Он преклоняется перед трудом, как перед неким божеством, и в связи с этим, предвкушая удовлетворение от исполненной работы, соблюдает жесткую дисциплину, охотно работает в сверхурочное время, болезненно реагирует на незапланированные остановки, всевозможные отвлечения от забот трудового дня.

К труду тут приучают с раннего детства. С двух лет ребенка подвергают изнурительной муштре по арифметике и запоминанию иероглифов. Малолеток обучают писать, решать задачи и запоминать довольно объемистые тексты. С детских лет японца приучают к форме, игрушкам – роботам, компьютерам, техническим новинкам. На размышление и слова у него остается мало времени. Все его поведение сконцентрировано в призыве: «Меньше говори – больше делай!»

Семейный этикет японцев отражает стремление всех членов семьи к тому, чтобы создать ей как можно лучше условия для процветания. Японская семья строится на основе иерархии зависимостей: отец – глава семьи, после его смерти главой становится старший сын, свекровь – госпожа невестки и т.д.

В любом случае старший в семье по возрасту наделяется властью, которая позволяет ему оказывать младшему помощь. Старший опекает младшего и побуждает его к дружескому расположению. Младший положительно отзывается на дружеское расположение старшего. Подобная взаимность составляет основу утонченных взаимоотношений в семье. Все это происходит на уровне молчаливого согласия, без каких- либо возражений. Даже если у младшего возникает по отношению старшему чувство негодования, он никогда не выскажет его в непосредственном контакте с ним.

В записках В. Овчинникова «Ветка сакуры» рассказывается о японском обычае приветствовать друг друга. Японец, увидевший знакомого, прежде всего замирает на месте. Затем он как бы переламывается в пояснице, а ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям. Оставаясь в таком положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза, так как выпрямится первым невежливо. Таких официальных поклонов ежедневно отвешивает каждый служащий в среднем 36, а девушка у эскалатора в универмаге – более 2000.

В Японии особое отношение к цветам. Считается, что хризантемы помогают сохранить здоровье и молодость. Ими не только любуются, но и употребляют в пищу. Для кику – так японцы называют свои любимые цветы – существуют сотни рецептов. Их кипятят, обрызгивают уксусом, посыпают сахаром и с удовольствием едят.
Орхидеи в Японии – ритуальные цветы. В сезон свадеб наиболее распространенный сорт стоит 3000 йен за веточку, а редки е сорта – десятки тысяч.

Японским этикетом предусмотрено снимать обувь перед тем, как войти в дом; в ресторанах и гостиницах приходится сидеть на соломенных циновках. Циновка служит и постелью, в гостинице выдают юката (хлопчатобумажное кимоно). Кормят исключительно национальной кухней. М. Ефимов вспоминает в книге «Японские вертикали»: «Мой ужин состоял из семи блюд. Но, я думаю, что даже бывалый командировочный, не избалованный гастрономическими изысками наших гостиничных буфетов, не стал бы мне завидовать. На лакированном подносе были расставлены (по традиции постояльцы питаются в номерах) три кусочка сырой рыбы, кусочек жаренной, присыпанный чем-то кусочек огурца, вяленая травка в какой-то подливке, сушенная морская трава, бобовый супчик и плошка риса. Я бы с удовольствием променял все это на пару сарделек и бутылку кефира».

Туриста, пользующимся общественным транспортом, приятно удивляет вежливость японцев в переполненных электричках. Постоянно слышится: «Простите, я, кажется, отдавил вам ногу», «Извините, я сейчас вынужден буду вас немного толкнуть», «Пожалуйста, пропустите меня, так как я выхожу». Здесь не принято уступать место женщине или старику, также нельзя помогать японке, которая с трудом тащит чемодан. В вагоне пассажиры либо читают, либо спят, либо едят. Ресторанный сервис предлагает всевозможную еду и напитки – от зеленного чая до виски и от вяленой каракатицы до жареной рыбы.

Речевой этикет японца исключает слова «нет», «не могу», «не знаю». Беседа строится по принципу: отвечать не прямо, а иносказательно. Например, если японец хочет отказаться от второй чашки чая, то вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, обозначающее что-то вроде «мне уже и так прекрасно». Если ему нужно дать ответ на приглашение, то он говорит, что должен посоветоваться с женой.

Трудно сказать, что в стране, претендующей на ведущую роль в научно- техническом прогрессе, сохранилось неравноправие женщины. Ее положение в семье тяжелое. Тем не менее японская женщина по природе и воспитанию очень заботливая, добрая, ласковая и внимательная. Она обслуживает мужа, воспитывает детей и ухаживает за престарелыми.

В каждой корпорации, фирме, учреждении кроме общего этикета разрабатываются свои специфические нравственные нормы. Репутация любого работника строится на трех китах: послушание, зависимость и преданность. Эти качества имеют важное значение в системе «пожизненного найма» работников. Правда, данная система характерна только для крупных фирм.
Этикет поступления на службу проявляется в особой церемонии и роскошном представлении, во время которого новичку выражают доверие руководители фирмы. Он же обязан оправдывать это доверие всю жизнь.

Адаптация к условиям работы нередко начинается с массированной дозы «морального воспитания». Новичка переучивают кланяться, ходить, говорить, быть вежливым, послушным, приучают не отделять себя от товарищей, исполнять любой приказ начальства, переносить психологические нагрузки.

Во многих японских фирмах для активизации резервов человеческой психики применяются приемы дзен (самоуглубление, сосредоточение). Сущность их заключается в том, что человек, находясь в положении дзан-дзен, то есть сидя со скрещенными ногами, если он относится к этому как к серьезному и важному делу, постепенно уходит от мирских забот и волнений. В результате наступает момент, когда он впадает в состояние душевного спокойствия, внутреннего просветления (сатори). В такие моменты у человека возникают необычный прилив сил и ощущение больших возможностей.

У новичка формируют «моральный дух» соответствующий корпорации. Для этой цели используют различные цитатники. Например, в автомобильном концерне «Тоёта» новичкам дается учебник под названием «Дух идеи, которая создала «Тоёту». Этот цитатник является моральным кодексом. Вот выдержки из него: «Мы, японцы, обладаем великой силой характера»; «У нас, японцев, достаточно мозгов и мастерства, чтобы преодолеть любые трудности».

Электротехническая фирма «Мацусита дэнки» имеет свой кодекс:
«Наши принципы. Осознание своей ответственности в деле прогресса и приумножения благосостояния нашего общества. Посвящение себя дальнейшему развитию мировой цивилизации.
Наше кредо. Прогресс цивилизации – это не абстракция. Все мы вносим в него свою лепту. Каждый из нас должен постоянно помнить это. Всемерная преданность фирме – ключ к успеху.
Наши духовные ценности: 1. Служение нации путем совершенствования производства; 2. Честность; 3. Гармония и сотрудничество; 4. Борьба за качество; 5. Достоинство и подчинение; 6. Идентификация с фирмой; 7. Благодарность фирме».

Этикет японского военнослужащего основывается главным образом на старом учении о рыцарском поведении – бусидо (путь воина). Бусидо – это, с одной стороны, моральный кодекс самураев, а с другой – изначальный дух японской нации, превратившейся со временем в традицию и норму поведения воина.

Слово самурая имело силу без всяких письменных гарантий. Он не давал никаких клятв – это считалось унижением его чести. Чтобы воспитать у себя дух бусидо, человек должен был многому учиться, но главное – терпеть и рисковать. Огромное самообладание – вот цель и средство самовоспитания самурая.

Японскому военнослужащему свойственны такие качества, как дисциплинированность и исполнительность, точность в выполнении приказа и способность ради него пожертвовать своей жизнью, самурайский дух и фанатизм, любовь к родине и императору (высшей власти), приверженность традициям и строгое соблюдение ритуалов при любых обстоятельствах, физическая выносливость, неприхотливость в еде и удобствах.
Использован материал Я. В. Подоляк
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (28)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.