Индийская культура и этикет
Понять индийскую культуру невозможно без знания индийской мифологии, которая на протяжении многих веков питала не только духовную жизнь индийцев, но и распространилась далеко за пределы Индии.
Самым ранним памятником индийской литературы является «Ригведа» («Книга гимнов»), в которой обожествлялись стихии, рассматривались Дьяус и Притхиви (Небо и Земля) как всеобщие родители, родители всего живого. Культ Дьяуса уступает место богу- громовержцу Индре, победителю дракона Вритры. Индру оттесняют на второй план различные боги, описанные в памятнике ритуального содержания – «Брахманах». Здесь главную роль играют божества Вишну и Шива.
В «Брахманах» утверждается превосходство жреца над божеством, если он будет правильно исполнять обряд, зная тайны ритуала. Считается, что подвижничество, аскетизм, истязание плоти позволяют приобрести космическое могущество для борьбы с демонами зла.
Великим эпосом древней Индии является «Махабхарата», в которой описана концепция Тримурти, верховного божества в трех лицах: Брахмы, создателя Вселенной, Вишну, ее хранителя, и Шивы, разрушителя. В соответствии с эти индуизм разделяется на два основных течения – вишнуизм и шиваизм. Индуизм подчиняет себе различные верования и народные культы, становясь популярной религией Индии и источником современных нравов индийцев.
Высшей целью человеческого существования в учении индуизма является слияние с Мировой душой и обретение вечного блаженства.
Индийцы суеверны, ко многим ритуалам относятся почтительно и с надеждой.. У слияния рек Ганга и Джамны в феврале раз в 12 лет собираются верующие со всех концов Индии, Непала, Пакистана, Бангладеш и Шри-Ланки. По преданию, вода Ганга и Джамны содержит нектар и омовение в этих реках облегчает людям души и приносит счастье. Омовение начинается на рассвете. Тысячи пилигримов стоят в воде, обливаются ею и пью ее, моля богов о прощении грехов.
В Южной Индии существует еще более необычный ритуал: пронзенный крюками на спине и бедрах юноша возносится над головами односельчан и сверху, улыбаясь, разбрасывает фрукты. Считается, что таким образом можно ублажить богов плодородия. Этот обряд одновременно символизирует превращение юноши в мужчину – полноправного члена общины. Не каждый способен на очевидные страдания. Здесь требуется не только мужество и презрение к боли, но и долгая, тщательная подготовка, употребление строго определенной пищи, совершение сложных ритуалов, смысл которых не доступен непосвященным.
Индия – страна контрастов: богатство соседствует с жестокой бедностью и нищетой, дружба – с национальной непримиримостью синдхов и тамилов.
День индийца начинается с чашки чая. Без нее трудно себе представить начало работы или беседы. За чашкой хорошего индийского чая свободнее идет беседа, быстрее заключаются сделки, легче думается.
В Индии заваривают чай для различных целей – например, для снятия усталости или стресса. Индийцы любят чай с молоком. В кипяток засыпают меру чая, доливают молоко и снова ставят на огонь. Когда вода вновь закипит, добавляют сахар и снимают с огня. Получается густой, терпкий чайно-молочный напиток, вселяющий бодрость и энергию. Готовят чай с лимоном на американский или китайский манер, с шоколадом, разных оттенков и вкусовых качеств.