Улицы Тюмени - Чехова на Малом Городище
Опубликовал: zampolit, 8-02-2017, 07:39, Путешествие в историю, 1 160, 0
«Вся Россия — наш сад». В этих словах великого русского писателя Антона Павловича Чехова (1860—1904) со всей силой выразилась его любовь к своей стране, к Родине.
Истинный сын своего народа, Чехов мучительно искал ответа на важнейший вопрос времени: что делать, чтобы изменить жизнь, чтобы улучшить и облегчить положение простого бедного человека. А так как прямого ответа писатель дать не мог, ему казалось, что его писательская деятельность пустячна, бесцельна и никому не нужна. Но считавший себя далеким от политики человеком, Чехов, сам того не подозревая, делал великое революционное дело: русская действительность вставала в его рассказах ярко и неприкрашенно, полная несправедливости, пошлости и невежества.
Служением «высшей цели» стала для Чехова его поездка на Сахалин и а Сибирь, превращенные царским правительством в места каторги и ссылки. Нигде и никогда не говорил Чехов прямо об истинных целях той поездки — больше всего на свете он боялся громких слов. Совесть русского писателя велела Чехову увидеть воочию человеческую жизнь, превращенную в ад, рассказать об этом всему обществу, напомнить, что каждый из его членов в ответе за то преступления, которые совершаются в России.
В конце апреля 1889 года Чехов выехал из Москвы в далекое и в те времена опасное путешествие. До Тюмени писатель доехал по железной дороге, здесь была сделана пересадка, и дальше путь предстоял на лошадях. Почти два месяца ехал Чехов в своем тарантасе по ужасным сибирским дорогам. «Я не ехал, а полоскался в грязи»,— писал он с дороги. Когда добирались до постоялого двора, Антон Павлович, промокший до костей, валился с ног от усталости, а по утрам ого мучило кровохарканье. Кроме того, Чехов чуть было по погиб, когда его тарантас столкнулся с налетевшей тройкой. «Тем но менее я все-таки доволен,— писал он в своих письмах.— Многое я видел и многое пережил, и все чрезвычайно интересно и ново...»
Величие сибирской природы, богатства края, народ, его населяющий,— все это вселяло в Чехова уверенность в великом будущем родины. «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми! — писал он сестре.— Если бы не чиновники, развращающие крестьян и ссыльных, то Сибирь была бы богатейшей и счастливейшей землей».
Чехов пробыл на Сахалине три месяца. «Я вставал каждый день в пять часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что многое еще не сделано»,— писал он. Чтобы познакомиться поближе с жизнью ссыльных, Чехов провел на Сахалине перепись населения. Он объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым. Чехов переписал около десяти тысяч человек, каторжных и поселенцев. За исключением политических ссыльных, с которыми ему запретили общаться, на Сахалине не осталось ни одного человека, с которым бы не разговаривал писатель. Чехов заходил в зловонные, кишащие паразитами камеры и бараки, посещал больницы, где не было ни лекарств, ни грамотных врачей, спускался в сырые коридоры каменноугольных шахт, беседовал с прикованными к тачкам каторжниками.
Когда после возвращения домой Чехов «неистово», по его выражению, работал над книгой о своей поездке, он признавался с гордостью: «Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат».
Пребывание в Сибири и на Сахалине расширило общественный кругозор писателя и тематику его произведений. Ведущей в творчестве Чехова стала тема народа, обреченного самодержавием на физическое и духовное вырождение. Открыто и гневно заговорил писатель о том, что мириться с общественным злом — значит отказаться от всего самого чистого в человеке, от светлого будущего, вора в которое живет в народе.
Находясь в поездке, Чехов вел обширную переписку с друзьями и близкими. Его письма содержат интересные впечатления о Сибири тех лет, ее людях, их правах.
Улицу в честь А.П. Чехова назвали 9 апреля 1939 года. Прежде она называлась Туринская односторонка и находилась на Малом городище около оврага, в котором бежит речка Тюменка. На четной стороне улице Чехова остался только один дом № 8, остальные частные дома находятся на нечетной стороне.