Топ-100

Улицы Тюмени - Сурикова в Парфеново

Опубликовал: zampolit, 8-02-2017, 07:06, Путешествие в историю, 805, 0

Пожалуй, нет другого такого художника, чье имя было бы так крепко связано с историей русского народа, как имя Василия Ивановича Сурикова (1848—1916). Он страстно любил свою отчизну, ее богатейшее прошлое, исполинов-героев, подобных Ермаку, Пугачеву, Разину, это поймет даже не сведущий в искусстве человек, стоит ему лишь познакомиться с полотнами В.И. Сурикова.

Особое, почетное моею в творчестве художника занимает тема Сибири. Сибирь, родной ему край сформировавший и укрепивший характер и взгляды живописца, запала Сурикову в душу бескрайними таежными просторами, могучими реками, а главное, независимостью нравов, смелостью и удалью ее обитателей. Позднее он вспоминал: «Мощные люди были. Сильные духом. Размах во всем был широкий».

В. И. Суриков родился в Красноярске в казачьей семье. Его предки по отцовской линии пришли в Сибирь еще в царствование Ивана IV вместе с отрядами легендарного Ермака. Мать художника принадлежала также к старому казачьему роду Торгашиных. Художник очень гордился своим древним казачьим происхождением и любил подчеркивать вольнолюбивый бунтарский дух предков.

К рисованию Суриков пристрастился еще в детстве. Сначала, как он сам говорил, «на стульях сафьяновых рисовал — пачкал». А в шесть лет скопировал с черной гравюры Петра Великого и раскрасил: синькой — мундир, брусникой — отвороты. Несомненные способности Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина. Он-то и помог мальчику поступить в Академию художеств.

В годы ученичества В. И. Суриков продемонстрировал большой талант и необычайную трудоспособность.

Он много занимался самостоятельно, упорно работал над композицией, добиваясь ее естественности. Для этого специально задерживал свое внимание на уличных прохожих, старался как можно точнее запомнить их движения, группировки, а приходя домой, с упоением, тщательно восстанавливал на бумаге увиденное. Такие упражнения, выдуманные им самим, тренировали зрительную память, формировали художника-реалиста. В 1874 году В. И. Суриков получил аттестат о завершении образования в Петербургской Академии художеств. Наконец-то открывалась возможность работать над тем, над чем ему более всего хотелось, что приковывало к себе все его помыслы и стремления, что волновало и бередило душу! К тому времени он уже точно определил свою тему в искусстве — это история русского народа.

Вступление Сурикова и подлинно творческую деятельность счастливо совпало со следующим немаловажным событием. 9 ноября 1863 года четырнадцать молодых художников, окончивших Академию художеств, заявили протест против бездушного академического направления, ложно классического метода, господствовавшего тогда в живописи. Они отказались выполнить дипломные работы на схоластические церковные темы. Исключенная из академии молодежь образовала ядро «Артели художников», главой который стал И. Н. Крамской.

Вскоре образовалось и известное своими прогрессивными взглядами «Товарищество передвижников». Художникам «Товарищества» были близки революционно- демократические идеи Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, своей целью они ставили открытую пропаганду народной жизни. К этому обществу и примкнул В. И. Суриков. Его решение не было случайным: молодой живописец, увлеченно изучавший русскую историю, уже давно понял, что творец ее — народ, а не цари и полководцы.

Первая крупная работа Сурикова «Утро стрелецкой казни» увидела свет на четвертой выставке передвижников. Она буквально совершила переворот в исторической живописи того времени, которую отличала пышная экзотика, театральность сцен, да и героями подобных картин были лишь отдельные исторические личности. В полотне же Сурикова героем явился сам народ, который боролся и страдал; на нем бушевала настоящая жизнь. Недаром «Утро» было признано всеми критиками безоговорочно «первой картиной исторической».

Вслед за ней на выставках передвижников появились две картины художника, непосредственно связанные с темой Сибири: «Меншиков в Березове» и «Покорение Сибири Ермаком». В.И. Суриков несколько раз выезжал в Тобольск – место, где произошло знаменитое сражение, отображенное в картине.

И еще одним драгоценным свойством обладает картина: она красива по колориту. Ее краски несколько приглушены, но не выгладят обедненными. То там, то здесь мерцают желтые, синие, сиреневые, розовые, красные цвета, отчего все полотно схоже со старинным дорогим ковром.

В. И. Суриков был великим живописцем. Своими творениями он далеко произошел многих предшественников и современников. Размах и мощь его таланта и сегодня поражают нас.

Улица, названная именем Сурикова по решению Тюменского горисполкома от 16 апреля I960 года,— дань глубокого уважения тюменцев к художнику, отразившему в своих полотнах прошлое нашего края. Она находилась в поселке Мыс. В настоящее время имя Сурикова носит улица находящаяся в поселке Парфеново, рядом с Янауловским кладбищем.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (28)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.