Топ-100

Начало XX века: Тюмень криминальная

Опубликовал: zampolit, 3-02-2017, 20:16, Путешествие в историю, 1 615, 0

Такие криминальные фигуры Тюмени начала XX века как «Чугунный» и «Быч», «Колдун», «Хорек», «Козырь», «Кот» имели властных возможностей и «аргументов влияния» больше, чем правоохранительные и иные официальные органы.

С периода «Великих реформ» 1860-1870-х годов в связи с резким ухудшением своего материального положения значительная часть крестьян прибыла на заработки в города. Здесь их ждала тяжелейшая ежедневная борьба за выживание. При этом крестьяне приносили с собой в город лишь рабочую силу, но не квалификацию. Уделом таких людей становились ручной труд и нищенские условия жизни. Утрачивая традиционную крестьянскую культуру, многие из них не приобрели городскую. В этой ситуации и закон, и общественная мораль перестали быть для них регуляторами, удерживающими от совершения преступлений. В принципе для патриархальных социумов, как и для подданнической системы в целом любое нарушение демографического баланса, и особенно резкое возрастание доли молодежи в населении города, должно иметь жуткое дестабилизирующее последствие.

Разбойник Иван Петров, насильник Федор Меркулов, убийца Василий Зиновьев, криминальное «трио» братьев Шпильниковых, известный в дореволюционной Тюмени скандалист Мехоношин и другие представители маргинальных слоев были постоянными фигурантами уголовной хроники. Например, 6 декабря 1906 года группа пьяной молодежи на тройке промчались на тройке по улице Царской (Республики), сбивая с ног горожан. При повороте на улицу Телеграфную (Красина) их попытался задержать околоточный надзиратель В.К. Островский.

Завязалась драка. На помощь полицейскому бросился охранник Тугулуков. Во время задержания один из братьев Шпильниковых выхватил шашку из рук островского и ударил Тугулукова. Отрубив нос и повредив губы последнему, Шпильников травмировал и Островского. При помощи подоспевших полицейских и охранников хулиганы и дебоширы братья Шпильниковы и их товарищи Ивашев и Родионов были схвачены и препровождены в тюрьму.

Тривиальные посиделки, «праздное зевачество», щелканье семечек, домогательства к женщинам, похабные частушки, злоупотребление алкоголем, массовые драки на городских пустырях и в районе моста через Туру - таковы были развлечения значительной части населения провинциального русского города на рубеже XIX - XX веков. Одним из криминальных мест в Тюмени была площадка возле цирка, где собирались группы тюменских «ночных бабочек» и так называемых «парижан». Они нигде не работали, старались одеться «под заграницу», проводили время в кабаках и рюмочных, любили посмотреть на пожары, участвовали в поножовщине и драках, обворовывали магазины.

Вообще массовые драки были для Тюмени явлением не редким. Так, в последнее воскресенье сентября 1904 года в пьяной драке возле ипподрома участвовало около 600 человек. Только благодаря титаническому усилию полиции удалось навести порядок. Но, как правило, в драках участвовало гораздо меньше, 100–200 молодых людей с разных районов города. Социально-сословный, национально-конфессиональный и профессиональный состав жителей различных районов города определял их культурное разнообразие, в том числе криминальную специфику будней отдельных ландшафтов.

Постоянной рубрикой в тюменской прессе были сообщения о криминальных событиях. Например, «с особой жестокостью зарезан своими собутыльниками Поляковым и Колчановой в Сараях известный кражами крестьянин Гамин, 60 лет». В 8 утра пьяный муж избивает жену. В обед дерутся как мужчины, так и женщины. «В 3 утра, на женщину, ходившую за лекарством для больного мужа, напал насильник. Только отчаянные крики потерпевшей, привлекшие внимание заспанных соседей, позволили ей отбиться». Выплеск энергии, молодческие забавы, этика праздности, пьянство и поножовщина – скрашивали серые будни горожан. Нередко в темное время суток можно было услышать куплеты вроде:
«Мы, ребята - ежики,
В голенищах ножики,
Любим выпить, закусить,
В пьяном виде пофорсить…»

В отличие от Царской, Спасской и Садовой, на пыльных городских окраинах царила другая жизнь. В газетной хронике еженедельно сообщалось об убийствах. «Наша шпана привыкла к ножу, с малолетства у каждого порядочного тюменца нож за голяшкой сапога, возьмите любую «сарайскую» девицу - и за чулком или в другом каком-либо укромном месте найдете тот же финский нож или гирьку».

Совершению противоправных действий, а то и просто преступлений в Сараях способствовало наличие в этом самом криминальном районе города многочисленных подземных ходов, позволявших преступникам безнаказанно уходить от облав и арестов, по крайней мере, об этом факте сообщалось при освещении уголовных процессов в газетах.

В 1913 году криминальная ситуация в Тюмени еще более ухудшилась. Произошло это в связи с уходом в Омск ранее квартировавшего в Тюмени 43-го Сибирского стрелкового полка, бывшего Тобольского. Не только Тюмень, но и вся Тобольская губерния лишилась полевых войск и осталась фактически беззащитной. По сообщению современников, город Тюмень располагает почти исключительно торгово-промышленным населением.

«С 1906 по 1910 гг. в Тюмени царила строительная горячка и тогда не только была построена масса новых домов, но и возникли даже целые новые кварталы». Передислокация офицеров полка из города обесценила жилье, цены упали, и квартиры опустели. Городу и жителям, живущим от сдачи в наем жилья, нанесен ущерб. Тем не менее Тюмень – центр хлебородного края. «Нет ли возможности, разместить в городе какую либо войсковую часть?» – обращались к тобольскому губернатору обеспокоенные горожане.

Власти города, озабоченные ростом преступности, оказывали посильную поддержку правоохранительным органам. В 1909 году Дума приняла решение перевооружить полицию револьверами «наган» вместо не вполне пригодных «лефоше» и «смит энд вессон», а револьверы «бульдог» - отремонтировать. Были выделены средства на закупку на Тульском оружейном заводе 45 револьверов (по цене 17 руб. 50 копеек за единицу оружия) и 52 шашек.

С целью оказать влияние на криминальную обстановку в городе было создано «попечительское о тюрьмах общество». Члены общества, наделенные полномочиями от местного самоуправления, осуществляли надзор за находившимися в тюрьме осужденными, стремились воспитывать их в рамках религиозной морали и православного благочестия, контролировали оказание им медицинской помощи. В этом проявлялась гражданская позиция членов общества, в которое, как правило, старались избираться самые достойные и известные горожане. Общественный контроль над тюрьмой включал в себя и распределение денег на продовольствие для осужденных, снабжение их религиозной литературой, закупку одежды и обуви. Таким образом, местное городское сообщество пыталось нейтрализовать криминальную активность наиболее одиозных жителей Тюмени.

Использован материал: А. А. Кононенко «Тюмень на рубеже веков: город и его жители в 1900-1917 гг.» Тюмень, издательский дом «Титул» 2014 г.

О преступности в Тобольской губернии на рубеже XIX- XX веков можно прочитать в другой нашей статье.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.