Арти становиться центром района
Опубликовал: harlov, 31-01-2017, 13:12, Путешествие в историю, 2 046, 0
После власти А. Колчака (для Артей это срок с 16 сентября 1918 по 9 июля 1919 года) Артинскому заводу суждено было воспрянуть. Уже на митинге, где выступал командир полка-освободителя Василий Иванович Чуйков, артинцы торжествовали. Через два дня молодежь с духовым оркестром и песнями провожала в дальний боевой поход юного командира. Да и сам Василий Чуйков, в ранце которого ждал своего времени маршальский жезл, был очень тронут Артями, о чем и написал потом в воспоминаниях: здесь состоялось его первое публичное выступление.
Завод дышал. Рабочие спасли его от разграбления. Стояли на месте цехи и плотина, вода в пруду ждала работы. Уже не на водяных колесах — в турбине. И главное: хоть мало осталось мастеров, молодежь-то была на фронтах Гражданской, но все горели желанием работать.
В августе 1919 года завод передан в распоряжение Екатеринбургского губсовнархоза. Красноармеец Алексей Иванович Климов вспоминал:
«Товарищ Шевалдин командировал меня в Царицын на курсы красных командиров. И я уехал с уральского фронта 30 января 1919 года. Проучились мы до 15 мая. Курсы сняли с учебы, и нас направили на деникинский фронт. Раненого, меня взяли в плен. Через шесть дней я бежал, вышел к своим. В полку мне перевязали мою раненую руку и отправили в госпиталь, в Царицын, сделали операцию. Потом я попал в московский госпиталь. Следил по газете о делах на фронте.
Прочитав, что наш Артинский завод занят Красной Армией, я стал просить врачей выписать меня из госпиталя. Рана еще не зажила, но 25 августа 1919 года я выписался и 30 августа приехал домой. Первого сентября пошел на завод. Там шло собрание рабочих. Надо было выбрать руководство. Рабочие выбрали меня председателем заводской коллегии. Членами выбрали Баушева Павла Анатольевича и Мигачева Петра Терентьевича. Купили мы лошадь, и я поехал в Екатеринбург искать губсовнархоз. Мне изготовили штамп, печать завода, выдали удостоверение на право управлять заводом и двести тысяч денег.
Я приехал домой, выдали рабочим заработанное после ухода белых. Гражданская война кончилась, стали подходить товарищи из армии. Я их ставил на места мастеров и браковщиками. Завод стал набирать темпы выпуска продукции. В двадцатом году, январе месяце, коллегии были на заводах упразднены. Меня губсовнархоз назначил директором...»
Так Алексей Иванович Климов стал первым советским официальным руководителем предприятия. Он вспоминает и еще один любопытный эпизод.
«В 1922 году, мае месяце, завод получил телеграмму от Совета труда и обороны, подписанную тов. Лениным. Изготовить десять тысяч кос для экспорта в Румынию. Заказ был выполнен раньше срока. В.И. Ленин дал телеграмму; в которой вынес рабочим благодарность и мне лично...»
В феврале 1923 года Климов был переведен на Ревдинский завод. А предприятие принял Николай Федорович Захаров, уже набивший руку на руководстве заводами в Каслях и Билимбае. Его-то и направили в Арти опять на прорыв, ибо затевалась первая социалистическая реконструкция старого железодательного.
Опять капитально ремонтировали плотину, бетонировали откосы, расширяли электрохозяйство, устанавливали новое оборудование. Предстояло наращивать производство кос. Хотя до этой поры косы ковались еще и в Златоусте, и в Павловске, и в Кременчуге, и даже на московском заводе «Коса», артинский опыт вызывал предпочтение.
«Царский» заказ на миллион кос артинские мастера осилили только в 1925 году. Артинский косный принял на себя основную тяжесть выполнения заказов крестьян. А в конце 1923 года был создан Артинский район. И роль «завода Арти», «Артинского завода» в значении поселения начала сходить на нет.
Появились два руководящих органа — райком партии и районный Совет с исполкомом. Первым секретарем райкома избрали Т.С. Леушканова, первым председателем райсовета — А.И. Бебнева. Так началась история района.
Территориально он разместился на землях Артинской заводской дачи.
Только добавились южнее село Березовка, юго-восточнее — Сухановка, большие хлеборобные села. Район образовался лесной и лесостепной, то есть и лесозаготовительный, и хлебопашеский. И пошла-поехала советская лихая круговерть: раскулачивание и коллективизация, индустриализация и пятилетки. Появились две машинно-тракторные станции — Артинская в Поташке и Пристанская в Артях. Соревнование, стахановцы. Красные знамена почета и рогожные — позора. А там недалеко было и до ударников, и бригад коммунистического труда. Физкультурные марши, Осоавиахим, парашютная вышка, лыжные пробеги.
В 1964 году район укрупнили. В состав Артинского частью вошли земли соседних Манчажского и Сажинского районов, вместе со своими селами.
Теперь Артинский район граничит с Красноуфимским, Ачитским, Нижне-Сергинским, а южной своей гранью — с Челябинской областью и Башкирией. За селом Березовкой стоит трехгранный столб на стыке двух областей и национальной республики.
Перелистывая историю района, можно отметить его основные вехи.
Великая Отечественная война. Более пятнадцати тысяч человек ушли на фронт. Не вернулся каждый третий. В каждой семье потери: дед, отец, муж, брат, сестра, сын или дочь. Дорогую цену заплатили люди за свободу своей великой Родины. А сколь тяжким был труд в тылу! К тому же он почти полностью лег на плечи стариков, женщин и детей. Эвакуированное из подмосковного Подольска оборудование игольного производства уже осенью 41-го поступило на станцию Красноуфимск. В Арти его перевозили в основном на гужевых повозках. Освобождали площади в старом косном цехе, в рекордные сроки установили оборудование.
Уже в начале 1942 года артинские иглы поступили на швейные фабрики. А на закрытом участке местные мастера освоили выпуск новых, диковинных изделий — корпусов для гранат-лимонок.
Послевоенное восстановление народного хозяйства легло на плечи тех, кто работал в поле или цехе. Район все рос и креп. Вместе с заводом, приобретшим тогда статус градообразующего предприятия, трудились над планами артели — серпная, швейная, промкомбинат, пищекомбинат, бытовые службы; хлебокомбинат, молочный завод; рядом с МТС — колхозы, потом круто перешедшие в разряд совхозов, а также лесхоз, дорожный участок, узел связи, типография и прочее.
Из единственного работодателя завод постепенно превратился в один из многих других, пусть и самых крупных. Принявший по жребию судьбы на свою заводскую площадку новое игольное производство из Подольска, старый завод получил как бы свежую кровь. Открылся огромный спрос на молодую рабочую силу — надобились острые глаза и ловкие руки.
В шестидесятые и семидесятые — годы строительства новых игольных цехов — число занятых в этом производстве перевалило за полторы тысячи человек. А всех рабочих стало уже далеко за четыре. Почти каждая артинская семья, многие из ближних и совсем не ближних сел и деревень трудились теперь на Артинском механическом.
Завод много строил. Жилье в центре поселка, в том числе несколько больших трехэтажек, заводской поселок на Симинчинской горе, новые цехи, поликлиника, школы, аэропорт, хлебозавод, очистные сооружения и система канализации в поселковом центре. Тогда был бум, строительная лихорадка. Появились так называемые строительные колонны: ПМК-646, ПМК-4, ДСПМК, ПМК-17. И свои 1990-е годы поселок встретил похорошевшим, расширившим границы.
Оглядываясь назад, вспомним тех, кто был подлинным движителем района и сноровисто толкал вперед его неповоротливую телегу — то ли тяжеленный заводской воз, то ли скрипучее деревенское хозяйство.
Демид Илларионович Филиппов был первым секретарем райкома партии в пятидесятых-шестидесятых годах. Все, кто работал с ним, помнят его как опытного организатора и справедливого человека.
Алексей Данилович Клочков — директор Артинского косного завода в 1946-1952 годах. В послевоенное время его энергия и организаторский талант позволили ему поднять завод к новой жизни.
Николай Михайлович Лиссон — директор совхоза «Ударник», тридцатитысячник, пришедший на запущенную ниву из большого цеха Новотрубного завода.
Владимир Алексеевич Рогожкин — бывший директор совхоза, затем возглавивший райком партии, ныне директор Манчажской агрофирмы, первый почетный гражданин района.
Владимир Кронидович Васильев, работавший и председателем райисполкома, и первым секретарем райкома партии, и директором АМЗ.
Его отец — Кронид Осипович — рабочий завода, косник, участник Гражданской войны, был директором Артинского завода в 1930-1932 годах, потом — в 1944-1945-м.