шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Великие люди страны » Легендарный Петунин из Верхнетуринского машиностроительного

Легендарный Петунин из Верхнетуринского машиностроительного

Автор: harlov
30-01-2017, 14:52
Легендарный Петунин из Верхнетуринского машиностроительного

Еще при жизни земляки с полным на то основанием называли его легендарной личностью, хотя сам Дмитрий Николаевич о себе так не полагал. В 1934 году в автобиографии главные события жизни он выразил двумя строчками: «На заводе № 72 работаю с 1903 года по настоящее время...» Добавить можно немногое: потомственный рабочий (отец мытарил на Богомоловских золотопромысловых приисках, мать — домохозяйка); за плечами два класса церковноприходской школы; начал токарем по примеру отца.

Однако легендарными были не события жизни —ими биография Д.Н. Петунина и в самом деле небогата. Легендарными были золотые руки мастера, благодаря которым самоучка-изобретатель с двумя классами образования стал впоследствии старшим конструктором «номерного», работающего на «оборонку», завода — Верхнетуринского машиностроительного.

Изобретения Д. Петунина начинались, как правило, с какой-нибудь насущной хозяйственной необходимости. Бытовая востребованность провоцировала творческий кураж. Мысль начинала работать, будоража фантазию, практическую сметку, и в результате на свет божий рождались изобретения, которые становились жизненно необходимым подспорьем в быту и семье Петуниных, и соседям. А иной раз становились произведениями искусства.

Так было, например, с изобретением моторной лодки. Благодаря Д. Петунину верхнетуринцы впервые услышали о ней и впервые ее увидели. А на огромном Верхнетуринском пруду моторная лодка быстро стала незаменимым пластредством.

Так было и с самодвижущейся телегой. В годы войны, при дефиците лошадей, а также бензина, понадобился небольшой мобильный агрегат для перевозки дров. И взявшийся за дело Дмитрий Николаевич смастерил двигатель из бросовых запчастей к трактору. Колеса сделал деревянные, а там, где и для двигателя не находилось «железок», в ход тоже пошли деревянные детали. На этой чудо-телеге и сами Петунины возили дрова, и соседи пользовались. В музее Верхней Туры хранится едва ли не единственная фотография Д. Петунина — так вот на ней он как раз за рулем этой самой телеги. Странное вроде бы сочетание: телега и руль. А на снимок глянешь — ничего странного. Хоть и называлась телега самодвижущейся (без привычной лошадки), но ведь не Емелину же печь, в самом деле, придумал и создал Д. Петунии. Был и двигатель, и руль, и педали.

И самодельному мини-ружью предшествовала аналогичная история. С начала войны (Д.Н. Петунии, хоть был уже на пенсии, вернулся опять на завод) пожаловалась как-то Дмитрию Николаевичу дочь Маргарита, что опасно, де, стало выкупать хлеб в магазине. Хулиганы подкарауливают тех, кто послабее, и выхватывают хлеб. Вот для их острастки сделал Дмитрий Николаевич дочери мини-ружье. Короткое, сродни пистолету (чтобы женские руки могли с легкостью управиться), но — взаправдашнее, действующее, двуствольное. При этом было ружье красивое, с гравировкой на стволах и прикладе. Хотя, конечно, красота была обстоятельством вторичным.

Сейчас мини-ружье Д. Петунина, как особо ценный экспонат, хранится в сейфе заводоуправления, а было время выставлялось в музейной экспозиции. Тогда-то и увидел его высокий гость — летчик-космонавт Виталий Иванович Севастьянов. Когда он со знанием дела разглядел-разобрался, что к чему, то был поражен и ахнул: изобретение уральского мастера почти один в один походило на сделанное по спецзаказу боевое оружие, которое получили космонавты во время тренировок, когда их десантировали с самолета в пустыне — «на предмет выживания». Причем изобретение умельца-самоучки излажено за несколько десятилетий до собственно космонавтов и космической практики.

Шведские трактора пришли на Урал без одной «ничтожной малости» — запасных масляных колец. Всего-то! В заводской музейной экспозиции на эти кольца редко кто обращает внимание — диаметром сантиметров 10—15, незатейливые, неброские. Но когда в те далекие годы масляные кольца отжили свое время в тракторах, а запасных к ним не оказалось, шведские трактора остановились и под угрозой оказалось сельскохозяйственное производство. На это, собственно, и рассчитывали заморские поставщики.

Отлично сознавая, что значила для земледелия остановка тракторов, шведы запросили за запчасти оплату в золотом эквиваленте. Сколько весит масляное кольцо — столько за него и выкладывайте.

Тогда-то на Верхнетуринском машиностроительном и раздался звонок из Свердловского обкома партии — с прямой просьбой к изобретателю-самоучке Дмитрию Петунину: помогите наладить производство своих запчастей.

Дмитрий Николаевич собрал свою бригаду. Досконально, с помощью сотрудников химлаборатории, был изучен химический состав колец. И начались эксперименты. Кольца должны были быть чугунные (а чугун — хрупок), при этом —антифрикционные, т. е. с наименьшим коэффициентом трения, и пружинистые. В сплав добавляли то никель, то медь, то хром. То больше, то чуть меньше.

Когда на Верхнетуринском машиностроительном выпустили первую партию своих масляных и поршневых колец к шведским тракторам и было уже понятно, что уральский Левша не просто расстроил хитроумный замысел шведов, а спас сельскохозяйственное производство, появился приказ: выдать лучшему конструктору завода Д.Н. Петунину премию в размере 1 тысячи рублей. По тем временам — неслыханная сумма. За выполнение заказа государственной важности заводу и городу было выделено из госказны 300 тысяч рублей. Деньги были вложены в строительство большого зрительного зала (пристрой к дому бывшего управляющего Верхнетуринским заводом), и зал тот живет и работает по сей день.
Легендарный Петунин из Верхнетуринского машиностроительного

Дмитрий Николаевич Петунии ушел из жизни в 1957 году в возрасте 81 года. В память о талантливом изобретателе, удостоенном в годы Великой Отечественной войны ордена Красной Звезды, на здании заводоуправления Верхнетуринского машиностроительного в 1987 году установлена мемориальная доска. Но самая живучая, самая душевная память — человеческая. Она и по сегодняшний день хранит легенду о том, как выставлялась однажды в Париже чудо-выдумка уральского Левши — паровая микро-машина, размером 15x15x20 мм, свободно помещавшаяся под наперстком. Было у Петунина, талантливого конструктора-самоучки, и такое изобретение.

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье