Топ-100

Верхнетуринский завод в начале XX века

Опубликовал: harlov, 30-01-2017, 11:23, Путешествие в историю, 1 034, 0

В самом начале XX века случилось на Верхнетуринском заводе событие, которое по общепринятым меркам не идет, конечно же, в сравнение с последовавшими событиями Первой мировой войны. Визит 45 кадетов столичного Аракчеевского корпуса на завод — сам по себе, конечно, факт частный, а вот изданный по его следам экскурсионный очерк «Аракчеевцы на Урале» — сегодня уникальное свидетельство того, каким был Верхнетуринский завод к началу Первой мировой войны. Никакой статистике не создать столь адекватной и живой картины.

Архивы бесстрастно свидетельствуют: «В 1900 году оборудование завода состояло из 4 доменных печей, 1 воздуходувной машины, 8 воздухонагревательных аппаратов, 4 вагранок, 3 отражательных печей, 5 кузнечных якорных горнов, 5 водяных колес общей мощностью 180 л. с. На основных заводских работах было занято 430 рабочих, на вспомогательных — 1326, всего — 1756 человек.

Согласно программы по переустройству казенных заводов, в 1899 году на заводе приступили к постройке новой доменной печи № 2 (пущена в 1901 году), с 1901 по 1904 гг. капитальному ремонту подверглись доменные печи № 3 и № 4, в 1900—1903 гг. переустроены литейная и механическая фабрика...»

Поездка же на Урал подростков-кадетов в июне 1910 года хоть и носила образовательный характер, но расчет в данном случае шел не на застольное (с учебниками за партой) образование, а на живые впечатления. Чтобы, как говорится, своими глазами все увидеть, своими ножками протопать, руками до всего дотронуться. А посему поездка, кстати сказать, была организована отменно и прошла без единого сбоя.

За 13 суток пароходом и по железной дороге мальчики-кадеты вместе с преподавателями проплыли-проехали по маршруту: Нижний Новгород — Самара — Златоуст — Челябинск —Екатеринбург — Гороблагодатское — Пермь — Нижний Новгород. Урал выбран был тоже не случайно. Не по принципу «пальцем в небо», а с дальним прицелом. «Целью экскурсии, —писал В.Н. Сумцов, автор очерка «Аракчеевцы на Урале», ставилось ознакомление кадетов с природными богатствами нашего Отечества, среди разнообразных мест которогов этом отношении лучшим и удобным местом для такого ознакомления является, несомненно, Урал, хранящий в своих недрах целые горы магнитного железа, медную руду, золото, платину...»

В поездке на Урал кадетов сопровождали 17 чинов учебно-воспитательного процесса во главе с самим директором Аракчеевского корпуса, генерал-лейтенантом Генерального штаба Войшин-Мурдас-Жилинским. Солидный «эскорт» преподавателей-профессионалов был предпринят для того, в частности, чтобы «образование в пути» шло по максимуму.

Во всех пунктах, где предполагались остановки, кадетов ждали. Чтобы 45 мальчишек-кадетов смогли подняться на высшую точку горы Благодать, осмотреть сверху окрестности, познакомиться с памятником С. Чумпину, уральцы выстроили деревянную лестницу с несколькими поворотами, которая вела на самую вершину горы. Словом, поездка кадетов на Урал оказалась беспрецедентной по замыслу и последствиям. «Аракчеевцы на Урале» только по скромности автора, должно быть, названы очерком. На деле же это солидная книга (отпечатана в 1913 г. в Нижегородской типографии И. Серкина), в которой соединились и статистические сведения, и живые впечатления экскурсантов.

Каменный Пояс потряс их более всего. Они осмотрели обширную экспозицию музея Уральского общества любителей естествознания, познакомились с императорской Екатеринбургской гранильной фабрикой, побывали на ряде уральских заводов. В том числе — Верхнетуринском.

Вот первые визуальные впечатления о заводе: «...Здания построены в каком-то особенном, сходном с готическим стиле. Здесь, как и на многих других заводах Урала, старинные заводские постройки несомненно носили на себе следы влияния немецкой архитектуры, так как первыми строителями заводов являлись немецкие инженеры, которые находили особое покровительство у В.Н. Татищева, бывшего продолжительное время главным горным начальником в горячую пору устройства уральских заводов. Не свободны от влияния западно-европейской архитектуры и новейшие заводские постройки, т. к. склонность к подражанию иностранным образцам и устройству всего «по-заграничному» составляет у нас обычное явление».

От замечания относительно приоритетов в промышленной архитектуре — к описанию того, чем славился Верхнетуринский завод, его продукции: «Формы, или так называемые, «изложницы» для отливки стальных болванок из мартеновского металла делаются из серого чугуна. Отливкой изложниц занимается соседний с Кушвинским Верхнетуринский завод, снабжающий такими изложницами не только Кушвинский, но и многие другие казенные и частные заводы Урала. Обширный сбыт верхнетуринских изложниц объясняется их необычайной стойкостью, некоторые выдерживают более тысячи плавок».

И далее — самая замечательная, литературно хорошо «сделанная» сцена плавки чугуна, дающая живое представление об условиях труда на Верхнетуринском заводе и о тех, кто «тащил» на своих плечах технический прогресс.

Правда, и здесь не обошлось без критического комментария: «...Жар близ стены печи, где мы стояли и наблюдали за ходом всей этой опасной операции, доходил до 60—70 градусов по Цельсию. Нужно было удивляться выносливости тех двух рабочих, которые, как нам казалось, так просто и легко выполняли около ковша и самой печи свою нелегкую работу...

— Да тут тысячи смертей со всех сторон ждут человека! — вырвалось из уст одного экскурсанта при мысли, что с котлом может случиться неладное и расплавленный чугун хлынет огненным ручьем под ноги рабочих и брызнет на них раскаленной струей»
Судя по всему, кадеты-аракчеевцы пережили на Верхнетуринском заводе не только сильное эмоциональное напряжение, но и «напряглись» изрядным количеством информации.

Во всяком случае целые страницы экскурсионного очерка «Аракчеевцы на Урале» посвящены разным способам производства стали. Подробно и внятно (даже для завзятого читателя-гуманитария) описаны мартеновский способ, «кричной», пудлинговый, способ бессемерования.

Понаблюдав, как по нажатию электрической кнопки огромные тяжести приводились в движение с точностью часового механизма, экскурсанты —единодушно: «...Нельзя было не преклониться перед изобретательностью человеческого ума и силою человеческого гения!» И это, можно сказать, апофеоз, главное впечатление от посещения Верхнетуринского завода.

В самый канун первой мировой войны завод под руководством тогдашнего управителя Вадима Алексеевича Петрова значительно расширил свою территорию в западную сторону. 12 ноября 1907 года началось строительство прессовой фабрики для изготовления стальных снарядов: пуск состоялся 19 января 1909 года.

Было построено несколько новых цехов, установлено новое оборудование: вододействующие колеса демонтированы и заменены гидротурбинами мощностью в 250 л. с.; поставлены новые воздуходувные машины с паровыми котлами системы Шухова. В 1911 году на заводе отлито 72,1 тыс. пудов чугунных снарядов, 22,4 тыс. пудов стальных снарядов, а также 42,6 тыс. пудов чугунных припасов (валков, изложниц и т.д.).

Но полагаю, кадеты-аракчеевцы были счастливее нас, добывающих в анналах истории информацию о славном прошлом завода. Они следовали не по «вешкам» статистики, а своими глазами увидели, где и как, порой в физически тяжелых условиях, творилось могущество Урала и слава России. Это было придумано мудро —представить воочию мальчикам-кадетам Россию с ее красотой, силой и надрывом.

Проект (как бы сейчас сказали) не только образовательный, но и воспитательный. Никаких нравоучений о трудолюбии и ответственности не нужно было, когда пред глазами кадетов естественным образом являлись примеры того, как даже в неимоверно трудных условиях на уральских заводах-гигантах все работало как часы.

А спустя два года, с выходом в свет книги-очерка «Аракчеевцы на Урале», юные участники той поездки получили еще один нравственный урок. «Очерк, — писал в предисловии В.Н. Сумцов, — является моим посильным трудом, от продажи издания которого весь доход имеет поступить полностью на усиление средств функционирующего с 1909 года при Аракчеевском корпусе благотворительного «Общества вспомоществования нуждающимся низшим служащим корпуса», необеспеченным пенсией и впадающим в нищету и безвыходное положение или по своей дряхлости, или по несчастно сложившимся в их серой жизни обстоятельствам...»

Весь доход — нуждающимся низшим служащим-коллегам. Быть может, тогда в юношеских головах отложилось-запечатлелось: российское могущество — не в «железках», будь то плавильная печь или целый завод-гигант, а в человеке.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.