Топ-100

Нижнетуринский завод строили крестьяне и рекруты

Опубликовал: harlov, 29-01-2017, 21:28, Путешествие в историю, 1 441, 0
Нижнетуринский завод строили крестьяне и рекруты

Задолго до того, как первые русские появились в этих краях, среди непроходимых дебрей, по берегам речек, впадавших в Туру в ее верховьях, располагались небольшие поселения манси (вогулов). Одно из таких селений находилось около реки, позже названной Большая Именная; другая мансийская деревня, называемая Палькина, стояла близ устья реки Ис. По сведениям переписной книги 1681 года, в Верхне-Туринской волости числилось всего 22 ясачных вогула мужского пола, сдававших в государеву казну ежегодно по 190 соболей, 4 бобра, 3 лисицы и еще деньгами 4 рубля и 6 алтын.

Проживали ли вогулы на местности, где позднее был заложен Нижнетуринский завод, достоверно неизвестно, однако можно уверенно говорить, что бывали они здесь часто: на горе с характерным названием Шайтан располагалась языческая кумирня и приносились жертвы. Вот как писал о языческих обрядах дореволюционный исследователь А.И. Сулоцкий: «У вогулов жрецов немного, и часто глава семейства или деревни сам исправляет обязанности жреца. В прежние времена вершины гор, покрытых высоким лесом, или глубокие пещеры, изрытые самой природой в прибрежье рек, были храмами, в которых со священным трепетом приносили жертвы богам. Эти священные урочища узнаются лишь по множеству костей жертв, приносимых суеверием, и вогулы проходят мимо их с чувством глубокого благоговения.

В нынешнее время большая часть вогульских племен приносит жертвы в лесах, в местах, называемых керметой. Идолом в них часто бывает деревянный чурбан, но есть и литые из металла кумиры с человеческими лицами... Часто во время жертвоприношений на жертвенник ставят изваяние, одетое в платье человека, и по окончании богослужения уносят этот кумир и хранят в каком-нибудь неприметном убежище в дремучем лесу.

В жертву приносят лошадей, рогатый скот, диких зверей, овец, коз, лебедей, уток, гусей, глухарей и малых тетеревов, рябчиков, сотовый мед, пиво, вареный мед... Когда жертва заклана и мясо ее сварено, старик, отправляющий должность жреца, кладет на блюдо сердце, печень, голову, легкие и все это ставит на жертвенник. Вокруг блюда кладет пресные лепешки и ставит напитки. На жертвеннике раскладывается огонь. В него бросают мозг жертвы и, чтобы он скорее воспламенился, поливают его жиром. В это время жрец произносит с умилением молитвы. Когда мозг сгорит, жрец раздает присутствующим мясо жертвы, и они с набожным чувством едят его. По окончании жертвоприношения голову и кожу главной жертвы привязывают к дереву возле кермета; прочие кожи берет себе жрец, а кости хоронят в землю. От множества приносимых жертв обряд продолжается иногда долго...»

По данным церковной летописи, первым русским поселением в приходе была деревня Елькина (Ёлкина), «возникшая около 1730 года в месте впадения реки Выи в Туру. Основателем деревни был некто Попов, уроженец Великого Устюга». Как оказалось, эти полулегендарные сведения можно уточнить по другим источникам. Еще в переписи 1680 года в верховьях Туры отмечен двор крестьянина Ефима Михайловича Попова, который жил здесь вместе с сыновьями Иваном, Панфилом и Ипатом. Не исключено, что кто-то из них и стал первым обитателем Елькиной.

Примечательно, что даже в начале XX века фамилия Попов была, пожалуй, наиболее распространенной в деревне. Другим многочисленным деревенским кланом были Палькины — потомки манси из упоминавшегося ранее селения, принявшие христианство и полностью обрусевшие. Прочие же палькинские вогулы, лишившись после постройки заводов своих охотничьих угодий, переселились на север.

Активное освоение района русскими началось только во второй половине 1730-х годов и связано с открытием уникального месторождения железной руды на горе Благодать.

Гора была указана вогульскими охотниками одному из демидовских приказчиков в 1735 году, но заявка на использование месторождения оказалась «перехваченной агентами казенных заводов».

В скором времени поблизости от горы были заложены сразу два доменных предприятия — на реках Кушве и Туре. В 1739 году оба завода вступили в строй. Через десять лет к ним присоединился Баранчинский, расположенный в 13 верстах к югу от Кушвинского. Всего на трех предприятиях было возведено девять доменных печей.

Хотя при всех этих заводах были небольшие «молотовые передельные фабрики», а Верхнетуринский и строился как железоделательный, основной их задачей был все же выпуск чугуна. В результате получилось, что производство чугуна на доменных заводах Гороблагодатского района намного превышало возможности его передела на местных фабриках. Постройка же достаточного количества крупных передельных заводов вблизи горы Благодать не была целесообразна: здесь было много руды, водных источников и леса, но недоставало рабочих рук и отсутствовала продовольственная база.

Первая попытка заложить Туринский (Нижний) железоделательный завод была предпринята весной 1738 года. По плану, утвержденному Н.Г. Клеопиным, руководившим тогда всеми казенными уральскими заводами, в пяти верстах от реки Туры, около ее притока речки Малой Именной, была прорублена просека и найдено место для плотины. Однако тогда сил у государства явно не хватило: не нашлось нужного количества людей, а главной проблемой была «хлебная скудость» — «нет пашен, нет своих крестьян, а поселенцы когда еще съедутся необходимым количеством и встанут на ноги».

Ситуация повторилась и в 1742-м. Клеопин присмотрел («по объявлению местных жителей») новое место - уже на Большой Именной, но строительство и на этот раз не началось. Следующая попытка была предпринята еще через 11 лет. Но и в третий раз, вопреки поговорке, что Бог любит троицу, обстоятельства сложились для нового завода неудачно.

А затем гороблагодатские заводы поменяли владельца. Им стал брат фаворита императрицы Елизаветы П.И. Шувалов. В данной ему бумаге говорилось: «сего мая 5 дня по указу из Правительствующего Сената велено гороблагодатские казенные железные заводы, называемые Туринский, Кушвинский, Баранчинский и вновь строющийся на речке Туре, с приписными к тем заводам крестьянами, мастеровыми и работными людьми и с выплавленным на тех заводах чугуном и сделанным железом... генерал-аншефу, сенатору, генерал-адъютанту, действительному камергеру лейб-кампании подпоручику и кавалеру, графу Петру Ивановичу Шувалову, яко к тому содержанию и размножению оных заводов надежной персоне, отдать».

Что касается «вновь строящегося» железоделательного Нижнетуринского завода, то действительно существовал план, по которому надлежало возвести плотину, две домны и установить десять молотов. Однако причины, о которых говорилось выше, в очередной раз привели к тому, что строительство замедлилось, а затем и вовсе прекратилось. Восемьсот человек рекрутов, обязанных вместо воинской службы отбывать горнозаводские работы, водворенные сюда в 1755 году, умерли от плохой пищи, цинги и невыносимых жизненных условий.

Еще через два года Шувалов доносил в Петербург, что Нижнетуринский завод «им не построен за неотысканием до сего времени надежных железных руд вблизости того завода, ибо оную из горы Благодати возить туда за дальностью неспособно». Еще один аргумент против строительства был связан с тем, что существование завода могло привести к истреблению лесов, необходимых для прочих предприятий гороблагодатского комплекса.

Оставляя за собой право позднее вернуться к постройке Нижнетуринского завода, Шувалов распорядился две запланированные домны поставить на плотине Баранчинского завода. А для переделки гороблагодатского чугуна в железо было решено вынести два молотовых завода за пределы Урала. Так на берегах реки Камы появились Воткинский (1759 г.) и Ижевский (1760 г.) заводы — по 16 молотов каждый.

После смерти П.И. Шувалова его весьма значительное горнозаводское хозяйство наследники графа продали казне. Для руководства мощным промышленным узлом, в состав которого входило семь предприятий, Сенат назначил командира Гороблагодатских и Камских заводов генерал-майора Андрея Авраамовича Ирмана. В пору правления Ирман одновременно являлся и начальником Главного правления Сибирских, Казанских и Оренбургских заводов, администрация стремилась развивать производство, укреплять дисциплину, искоренять прогулы и пьянство. Именно в эти годы Нижнетуринский завод был наконец-то достроен и в январе 1766 года дал первый металл. Строителями и работными людьми были крестьяне и рекруты, набранные в Вятской, Оренбургской и Симбирской губерниях.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.