Топ-100

Образование Республики Тану-Тува

Опубликовал: zampolit, 29-01-2017, 10:20, Путешествие в историю, 2 827, 0

Разгром иностранных интервентов, белогвардейцев и поддерживавших их местных феодалов означал победу национально-освободительной революции тувинского народа. Революция в Туве совершилась после победы Октябрьской революции, когда Советская Россия уже существовала и оказывала тувинскому народу реальную военную, экономическую и политическую помощь. Изучение истории Тувы периода национально-освободительной революции и гражданской войны со всей очевидностью показывает, что руководство совместной борьбой русских и тувинских трудящихся против внешних и внутренних врагов осуществляли Сиббюро ЦК РКП (б), красноярская и минусинская партийные организации.

Разгром интервентов и белогвардейцев на территории Тувы создал благоприятные условия для решения вопроса о национальном самоопределении тувинского народа, не получившего в июне 1918 года окончательного разрешения и оформления вследствие начавшейся гражданской войны, и военной интервенции.

В середине 1921 года как международное, так и внутреннее положение Тувы благоприятствовало решению этого вопроса. В Советской России победоносно завершилась гражданская война. Вся ее территория, кроме Дальнего Востока, была очищена от интервентов и внутренней контрреволюции, и советский народ приступил к мирному созидательному труду. В соседней Монголии народ под руководством народно-революционной партии и при активной и непосредственной по мощи частей Красной Армии успешно завершал борьбу с унгерновскими отрядами.
Большим политическим событием в жизни Тувы было оформление местной большевистской организации. По указанию Сиббюро ЦК РКП (б) в июне 1921 г. члены большевистской партии (Я. С. Чугунов, Ф. Фальский, М. Терентьев, Н. Нелидов, Г. Стрелков, И. Сафьянов и другие) созвали 1 партийную конференцию. На конференции было избрано оргбюро, положившее начало созданию местной партийной организации. Это оргбюро позднее, в январе 1922 г. было утверждено Сиббюро ЦК РКП (б) в качестве районного бюро РКП (б) в Урянхае.

Создание местной партийной организации сыграло большую роль в укреплении Советской власти, усилении партийного влияния среди населения, а также способствовало дальнейшему углублению и расширению антифеодальной революции трудовых аратов и осуществлению на практике в Туве ленинской национальной политики.

Райбюро РКП (б) в Туве взяло на себя инициативу созыва Всетувинского Хурала (съезда). Еще 2 октября 1920 г. Сиббюро ЦК РКП (б), рассмотрев вопрос о дальнейшей работе местных коммунистов в Туве, вынесло постановление: «Советская Россия не намерена и не делает никаких шагов к обязательному присоединению к себе Урянхайского края».

Прежде чем созвать общетувинский съезд советские представители провели ряд встреч и совещаний с представителями тувинских хошунов. 25—26 июня 1921 г. в центре западных районов — Чадане было проведено совещание с представителями двух хемчикских хошунов, где проживало больше половины населения Тувы, а поэтому результаты данного совещания имели решающее значение для всех хошунов. В работе совещания приняла участие советская делегация в составе представителей Сибревкома, частей Красной Армии и штаба партизанского отряда, а также русского населения края. От хемчикских хошунов на совещании присутствовало около 80 аратов — активных участников борьбы с интервентами и белогвардейцами, а также ряд феодалов и чиновников, группировавшихся вокруг Буян-Бадорху.

Совещание приняло следующее постановление: «Мы, представители двух хемчикских хошунов... находим, что единственным, самым верным и лучшим путем дальнейшей жизни нашего народа будет именно путь достижения полной самостоятельности нашей страны. Решение вопроса о самостоятельности Урянхая в окончательной форме мы переносим на будущий общий урянхайский съезд, где будем настаивать на нашем теперешнем постановлении. Представителя Советской России просим поддержать нас на этом съезде в нашем желании о самоопределении».

Правители Даа и Бээзи хошунов Буян-Бадорху и Чимба вынуждены были признать на совещании, что совместно с белокитайцами они пытались на От тук-Даше в октябре 1920 г. уничтожить советскую делегацию, приехавшую для мирных переговоров. Это публичное разоблачение антинародной роли феодалов способствовало в определенной мере падению их влияния среди аратов. И далеко не случайным, а вполне закономерным событием, отражавшим крепнущую братскую дружбу и солидарность тувинского и русского народов, явилась передача советской делегации оружия, захваченного хемчикскими аратами в результате разгрома ими белокитайского отряда и банды атамана Казанцева (более 500 винтовок, несколько пулеметов, трехдюймовое орудие и боеприпасы). К этому оружию не раз тянулись руки белогвардейцев-унгерновцев и феодалов. Кроме оружия, араты передали в дар красноармейцам и партизанам 320 коней и большое количество продовольствия.

После окончания работы совещания сводный отряд совершил марш вдоль южной границы Тувы. В состав отряда, насчитывавшего 450 бойцов, входили партизаны Тувы и Усинского, красноармейская пулеметная команда, военизированный обоз. Руководство осуществлял военный Совет. В отряд влились около 50 вооруженных аратов.

В полном боевом порядке под красными знаменами и революционными лозунгами: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Свобода угнетенным народам!», отряд прошел около 300 километров по маршруту Чадан, Хандагайты, Убса-Нур, Самагалтай, Краснояровка, Сосновка и 9 июля 1921 г. вернулся в Бай-Хаак. Партизаны, красноармейцы и добровольцы-араты во время похода разъясняли населению политику Советской власти, идеи мира и дружбы народов, значение предстоящего Всетувинского съезда.

Поход еще раз продемонстрировал внешним и внутренним врагам сплоченность трудящихся Тувы и их готовность дать отпор всяким покушениям на революционные завоевания тувинского и русского народов.

По созыву Всетувинского Хурала была проведена большая подготовительная работа. Трудовые араты, направленные в сумоны и хошуны, передавали жителям сообщение о созыве Всетувинского съезда и приглашали их на съезд. В отдельных хошунах и сумонах проходили собрания по вопросу о национальном самоопределении тувинцев.

Крупные тувинские феодалы в период подготовки Всетувинского съезда проводили двойственную политику. Одна группа феодалов (Буян-Бадорху, Чимба бээзи и др.) поддерживала требование о создании независимого государства, рассчитывая пробраться в органы новой власти и в дальнейшем сохранить феодальные порядки в стране. Другая наиболее консервативная часть феодалов, возглавляемая амбын-нойоном Сотнам Балчиром, правителем Тоджинского хошуна Тонмитом, открыто выступила против самостоятельности Тувы, рассчитывая на поддержку реакционных феодалов северо-западной Монголии. В конечном счете те и другие преследовали одну цель — изолировать Туву от Советской России, сохранить патриархально-феодальные отношения в Туве, свои феодальные привилегии и права, не допустить революционных преобразований в жизни народа.

Для правильного понимания событий следует иметь в виду, что многие феодалы, особенно те, которые демагогически объявляли себя защитниками интересов народа, еще пользовались значительным влиянием на аратов-бедняков. Веками аратам внушалась необходимость безоговорочного подчинения ханам, нойонам, чиновникам, власть которых якобы освящена самим бурханом (богом). И хотя общий политический уровень аратских масс достаточно вырос под влиянием Октябрьской революции, все же значительная часть населения еще не включилась в общественно-политическую жизнь и слабо разбиралась в происходивших событиях. Воспользовавшись политической отсталостью основной массы аратов-кочевников и отсутствием руководящего ядра — революционной партии и подготовленных кадров из среды аратов-бедняков, феодально-теократические круги на протяжении ряда лет после провозглашения Тувинской народной республики протаскивали своих ставленников в органы власти.

Учитывая сложные условия, возникшие в период подготовки всенародного съезда, Сибревком обратился с воззванием к населению Маады-Чооду сумона и Тоджинского хошуна, где наиболее открыто и враждебно велась работа против созыва предстоящего Хурала представителей Тувы. В нем говорилось: «Вашему народу уже известно, что народы России сбросили власть белого царя и уничтожили все реакционные силы его генералов, пытавшихся захватить власть в свои руки. Сейчас во всей нашей великой стране — власть Советов, власть трудящихся. Наше Советское правительство... протянуло руку помощи всем малым народам, подобно вашему, томящимся под игом угнетателей. Мы искренне желаем, чтобы и ваш народ сбросил рабские цепи и установил свою народную власть на таких же справедливых началах, как и наша Советская власть и всемерно будем помогать вам в этом... В настоящее время мы ведем переговоры со всеми хошунами Танну-Тувы в отдельности, а к 5 августа мы приглашаем все сумоны и арбаны Тувы выбрать своих делегатов и послать на Всетувинский съезд, чтобы там ваш народ мог решить, как лучше устроить свою жизнь...».

Простые и понятные слова воззвания оказывали влияние на аратов. Многие из трудовых аратов были активными распространителями обращений и воззваний Сибревкома. Трудовые араты указанных сумонов и хошунов решительно потребовали присоединения к мнению большинства населения Тувы, и чиновники вынуждены были подчиниться воле народа.

13—16 августа 1921 г. в местности Суг-Бажи (ныне Кочетово Тандинского района) проходил Всетувинский Учредительный Хурал (съезд) представителей всех хошунов Тувы. На съезде присутствовали: делегация Советской России (16 человек), представители Монголии и дальневосточного секретариата Коминтерна.

Число представителей тувинских хошунов составляло около 300 человек, причем свыше 200 были трудовыми аратами. Многие из них, как, например, Оюн Дозулдай, Оюн Алдай-оол, Натпит и Кара- Баштыг, активно участвовали в работе съезда.

На повестке дня Великого Хурала стояло 26 вопросов, главными из них были национальное самоопределение Тувы, принятие первой Конституции, укрепление дружественных взаимоотношений с революционными народами Советской России и Монголии. С приветствиями выступили от Сибревкома И. Сафьянов, от частей Красной Армии комиссар полка Я. Чугунов, от крайревкома русского населения края Г. Стрелков, от красных партизан С. Кочетов, от имени Российской Коммунистической партии большевиков — М. Терентьев.

Хурал заслушал и обсудил сообщение о международном положении. При обсуждении вопроса о национальном самоопределении Тувы чиновник Тоджинского хошуна Лопсан мээрен выступил против создания самостоятельного тувинского государства, ссылаясь, якобы, на желание тоджинцев оставаться в подчинении у монгольского государства. В ходе обсуждения этого вопроса выступил представитель монгольского временного народного правительства, созданного в марте 1921 г. Выражая интересы монгольских феодалов, он с явно провокационной целью заявил, что «тувинцы —это монголы и потому должны подчиниться Монголии».

Представители трудовых аратов при поддержке делегатов Советской России решительным образом отвергли попытки феодалов навязать съезду свою волю. Всетувинский Хурал принял историческую резолюцию о создании тувинского самостоятельного государства. «Народная Республика Танну-Тува,— говорилось в резолюции Хурала,— является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах государством свободного народа, в международных же отношениях Республика Танну-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

Так, на второй день заседания Великого Хурала, 14 августа 1921 г. была провозглашена независимая Тувинская Народная Республика (ТНР).

Далее, Учредительный Хурал утвердил Конституцию (Основной закон) Тувинской Народной Республики. Конституция состояла из 22 статей, в которых кратко излагались первые завоевания революции и законодательно закреплялось образование ТНР.
В первой Конституции были предусмотрены основные принципы внешней политики тувинского национального государства. Особой статьей закреплялась дружба тувинского народа с народами Советской России: «Республика ведет в союзе с Советской Россией решительную борьбу с белыми бандами и другими империалистами, стремящимися превратить территорию Танну-Тува в колонию иностранного капитала». Этой статьей Конституции был подтвержден антиимпериалистический характер тувинской национально-освободительной революции.

В Конституции было указано, что «все граждане Танну-Тува Улус равны перед законом, издаваемым с согласия всего народа. Наказание палками, заковывание в колодки и пытки при допросе отменяются и заменяются штрафами и принудительными работами». Обсуждение пункта Конституции ТНР о равенстве всех граждан республики перед законом и об отмене телесных наказаний, естественно, вызвало большое недовольство и ожесточенное сопротивление со стороны феодалов. Они никак не могли согласиться с тем, чтобы араты — вчерашние их рабы стали полноправными хозяевами своей судьбы, стали управлять страной. Буян-Бадорху заявил: «Я не мог бы согласиться с тем, чтобы данный съезд сравнял меня в правах с самым последним человеком нашего хошуна».

Присутствовавшие на заседаниях Хурала трудовые араты живо реагировали на все обсуждаемые вопросы. В протоколе Хурала зафиксирован следующий одобрительный разговор между аратами: «Слышишь, говорят, что каждый человек пользуется равными правами перед законом. Это очень хорошо!»

Конституция, таким образом, нанесла сильнейший удар феодалам, защищавшим ненавистную народным массам средневековую систему пыток и наказаний, положила начало ликвидации политических основ феодализма и феодально-крепостнических от ношений.

Конституцией ТНР устанавливалась свобода вероисповедания. Низшие слои ламства, занимавшиеся личным хозяйством, уравнивались в правах и обязанностях с остальными гражданами, руководящее положение теократов в политической жизни страны, которое они занимали в старой колониально-феодальной Туве, уничтожалось. Но, вместе с тем, высшее духовенство и монастырские хозяйства освобождались от несения государственных повинностей и от обложения налогами. В этом вопросе, как и в ряде других, сказалось влияние феодалов и ламаистской церкви на значительные слои аратства, а стало быть, и на участников Хурала.

Первая Конституция утвердила выборные центральные и местные органы власти, что явилось большим политическим и революционным завоеванием тувинского народа. Верховная законодательная власть принадлежала Народному Хуралу представителей всех хошунов, созываемому не менее одного раза в год. Народный Хурал с февраля 1922 г. начал именоваться Великим (Улуг) Хуралом. Исполнительная власть осуществлялась правительством — Всеобщим Центральным Советом. В хошунах и сумонах органами власти явились хошунные и сумонные Хуралы, созываемые два раза в год.

Однако до 1923 г. за должностными лицами в государственных органах в центре и на местах сохранялись старые феодальные и чиновничьи звания. Исполнение судебных обязанностей было возложено на соответствующие органы власти — сумонные, хошунные и Центральный Советы. Объединение исполнительной власти с судебной является пережитком и некоторой данью старому феодальному строю. Несмотря на это организация судебного дела на новых началах, а именно осуществление правосудия выборными органами народной власти, при условии равенства всех граждан перед законом, являлась одним из больших завоеваний тувинских аратов.

На Учредительном Хурале были решены некоторые вопросы административного деления Тувы. Здесь главное состояло в том, что хошуны из феодальных уделов стали новыми административными районами народно-демократического государства.

После принятия решений по основным пунктам повестки дня феодалы, присутствовавшие на Хурале, пытались отстранить представителей Советской России от участия в дальнейшей работе съезда. Представители советской делегации, отнюдь не навязывая своей воли Учредительному Хуралу, в своих выступлениях отстаивали интересы трудовых аратов и разоблачали реакционные маневры тувинских феодалов. Большинство участников съезда единодушно высказалось за участие представителей Советской России при решении всех вопросов, внесенных на рассмотрение Хурала.

Учредительный Хурал рассмотрел вопрос о советских гражданах, проживавших на территории Тувы. По этому вопросу в протоколе Хурала было записано: «Находящееся на территории Танну-Тува русское население... считается русской Советской автономной колонией, живущей по Конституции Советской России и ей непосредственно подчиненной».

Всетувинский Учредительный Хурал 1921 г. имел большое историческое значение для дальнейшего свободного развития тувинского народа.

Всетувинский Хурал обратился к Советскому правительству с просьбой об оказании всесторонней помощи и поддержки в укреплении и развитии молодой республики. Советское правительство 14 сентября 1921 г. направило через Народный Комиссариат по иностранным делам РСФСР обращение к тувинскому народу, в котором приветствовало образование нового государства:

«...В настоящее время, когда рабочие и крестьяне России свергли ненавистное деспотическое царское правительство и совершенно отстранили от власти царских чиновников, рабоче-крестьянское правительство России, выражающее волю трудящихся масс, торжественно объявляет, что отнюдь не рассматривает Урянхайский край как свою территорию и никаких видов на него не имеет».

Признавая самостоятельность Тувинской Народной Республики, Советское правительство гарантировало ей всестороннюю экономическую, политическую и культурную помощь и поддержку в ее дальнейшем историческом развитии.

Покровительство Советской России не имело ничего общего с так называемым протекторатом, покровительством или опекой в буржуазном, империалистическом мире.

В условиях империализма протекторат или опека, является лишь особой формой колониального господства империалистических держав над закабаленными ими народами. Советская Россия, а позднее Советский Союз неизменно и неуклонно соблюдали суверенитет ТНР, содействовали его укреплению. Образование ТНР и братская помощь Советского Союза способствовали развитию и дальнейшему укреплению дружбы между тувинским и советским народами.

Тувинская Народная Республика, как независимое самостоятельное государство, возникла и укрепилась под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в результате прямой государственной помощи победившего пролетариата Советской России, в результате победы национально- освободительной революции трудовых аратов в эпоху империализма и пролетарских революций.

Образование самостоятельного тувинского государства в 1921 г. в тогдашних исторических условиях было единственно правильным разрешением вопроса. В Туве на деле, на практике было осуществлено одно из основных положений мудрой ленинской национальной политики — право наций на свободное национальное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Однако выдвигая лозунг о праве наций на самоопределение, на отделение и образование самостоятельного государства, В.И. Ленин подчеркивал, что право на отделение нельзя смешивать с обязательностью отделения. Поэтому Ленин выдвинул свою знаменитую формулу разъединение для объединения, но объединения добровольного, прочного, крепкого. 23-летнее существование ТНР полностью подтвердило это теоретическое. В 1944 году Тува добровольно вошла в великую семью народов СССР.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.