Топ-100

Интервенты в Туве

Опубликовал: zampolit, 28-01-2017, 23:58, Путешествие в историю, 1 089, 0

Империалистическая интервенция против Советской республики была тесно связана с захватнической политикой монополистических кругов США, Англии, Японии и других капиталистических стран. Эти страны вынашивали планы полного захвата и закабаления народов Азии, в том числе Китая, Монголии и Тувы. Орудием для своей захватнической политики они избрали китайских милитаристов, монгольских феодалов и русских белогвардейцев.

Антинародное правительство Китая, подстрекаемое японской военщиной, стремилось захватить Туву, установить в ней свое прежнее господство, развернуть грабительскую торговлю в Туве. Характерно, что японский генерал Фуцзии, находившийся в Маньчжурии, в своем циркуляре аньфуистскому генерал-губернатору в начале 1919 г. писал: «В настоящее время большевизм охватывает большие пространства... Ваше почтенное государство (т. е. Китай) должно ради блага Восточной Азии принять исключительные меры предосторожности в Монголии, Синьцзяне и других пограничных областях. Наши войска принимают все меры в этом направлении».

Японцы, чтобы замаскировать свои захватнические планы в отношении Советского Дальнего Востока, Монголии и Тувы, пытались осуществить их под видом «движения панмонголистов», возглавлявшегося ставленником японской военщины атаманом Семеновым. Богдо-гэгэновское правительство Внешней Монголии стало на путь открытого сговора с японской военщиной и ее агентурой в лице китайских милитаристов — аньфуистов.

В 1918 году с согласия правительства богдо-гэгэна в Монголию были введены китайские войска под предлогом защиты Монголии от «угрозы большевизма». Фактически это был лишь первый шаг в осуществлении планов ликвидации автономии Внешней Монголии и превращении ее в один из плацдармов ведения антисоветской войны.

В середине 1918 г. китайцы направили свои оккупационные войска в Туву. В конце июня 1918 г. монгольская газета «Монголун сонин- бичик» сообщала, что на созванном китайским правительством совещании «обсуждались заявления тувинских феодалов об отделении Урянхайского аймака (округа) от Ургинского правительства (от Монголии) и переходе его в состав Китая, причем было решено командировать в Урянхай чиновника для приведения в исполнение постановления о принятии».

Китайские торговцы-ростовщики не могли забыть о нанесенных им убытках в период национально-освободительного движения тувинских аратов в 1911 — 1912 гг., когда купцы были изгнаны из страны, а их товары и фирмы экспроприированы. Купцы-ростовщики хотели снова превратить аратов в своих неоплатных должников, с возмещением понесенных в 1911—1912 гг. убытков. Это стремление купцов ясно выражено в письме начальника китайского оккупационного отряда в Туве на имя комиссара колчаковского правительства Турчанинова. «Имею честь сообщить вам, что торговавшие ранее в Урянхае китайские купцы неоднократно просили наше правительство командировать особого чиновника для защиты их интересов торговли в Урянхае, которую они вели раньше. Вследствие этого в ответ на просьбу купцов наше правительство командировало меня с небольшим конвоем для оказания помощи торговцам в Урянхае».

Китайский вооруженный отряд под командованием Ян Ши-чао уже осенью 1918 г. вторгся в юго- западную часть Тувы. В январе 1919 г. китайское правительство назначило Ян Ши-чао «специальным комиссаром Китайской республики по Урянхайским делам». В марте 1919 г., перевалив через Хондергей, оккупационный отряд китайских милитаристов прибыл в западные районы Тувы и расположился двумя группами — в районе Верхне-Чаданского монастыря (хуре) и в местности Даг-Ужу около Шагонара.

Почти одновременно с оккупационным отрядом китайских милитаристов прибыл военный отряд монгол, который занял территорию южных районов края.

Монгольские феодалы ввели свои войска под фальшивым лозунгом распространения «желтой религии» и защиты Тувы от «беспорядков и произвола». Больше того, монгольский нойон Сорукту, считавший себя правителем Тувы, в своем послании Турчанинову оправдывал вторжение оккупационного отряда в край абсурдным утверждением о том, что тувинцы, якобы, являются одним из монгольских племен.

В первый период после прибытия оккупационных отрядов китайских милитаристов и монгольских феодалов между ними и белогвардейцами установились враждебные отношения, порой приводившие к вооруженным столкновениям.

Тувинские феодалы и высшее духовенство, выступая против освободительной борьбы народа, в зависимости от складывавшейся внутренней и внешней обстановки, ориентировались то на одни, то на другие иноземные вооруженные силы. С помощью колчаковцев и интервентов феодально-теократическая верхушка Тувы надеялась сохранить в крае феодальные средневековые порядки и удержать в повиновении аратские массы. Представляется интересным тот факт, что некоторые феодалы были тесно связаны с китайскими милитаристами и монгольскими феодалами задолго до вступления их оккупационных отрядов в Туву. Нойон Буян-Бадорху еще летом 1917 г. установил связь через крупного ламу Верхне-Чаданского хуре Дагданая с представителями аньфуистского правительства в Монголии. Он добивался, чтобы тувинские хошуны вошли в подчинение феодального, полуколониального Китая.

Китайские милитаристы, поддерживаемые тувинскими феодалами, хозяйничали в Туве как в колонии. В этом отношении характерно письмо Ян Ши-чао Буян-Бадорху от 12 декабря 1918 г.: «Я,— писал Ян Ши-чао,— окончательно решил выехать 18 декабря... в сопровождении конницы и конвоя, следуемых в несколько очередей; приказываю выставить на пути станции, юрты и нарядить лошадей, заранее приготовить... квартиру для меня, помещение для войск со всей обстановкой и принадлежностями».

Такое унизительное требование свойственно было периоду маньчжурского хозяйничания, когда по случаю приезда в Туву какого-нибудь чиновника тувинские араты должны были выставлять на каждой станции большое количество лошадей, скота и обслуживающего персонала.

Один из наиболее влиятельных лам феодальной Тувы Чамзы хамбы-лама, правитель самого крупного Бээзи хошуна — Чимба бээзи, богач Ажикай и некоторые другие феодалы продолжали поддерживать белогвардейцев. В марте 1919 г. феодалы и ламы Бээзи хошуна в письме на имя Турчанинова выразили готовность оказать всемерную помощь колчаковцам.

Тувинские феодалы и духовенство всемерно содействовали в объединении контрреволюционных сил, в подавлении революционной борьбы трудящихся края. Особо усердствовал в этом глава ламаистской церкви Тувы Чамзы хамбы. Колчаковское правительство по достоинству оценило его роль, отметив в одном из своих циркуляров: «Чамзы хамбы-лама, лучше кого бы то ни было сможет в настоящий трудный момент для России (для правительства Колчака) объединить урянхайское духовенство и через его посредство, своим авторитетом, воздействовать на туземное население всех хошунов в пользу России».

Чамзы хамбы- лама еще в 1913 г. от имени духовенства клялся в верности русскому царю. В 1919 г. он ездил в Омск, получил от правительства Колчака 20 тыс. рублей серебром для нужд контрреволюционных сил в Туве. В Омске Чамзы хамбы- лама был принят адмиралом Колчаком, который за усердную помощь белогвардейцам наградил его орденом св. Анны 2-ой степени и обещал отправить ему в дар автомобиль и моторную лодку.

Колчаковцы не случайно выбрали человека, принадлежавшего к духовенству, которое в то время имело большое влияние на значительную часть населения. Для феодалов и теократов интересы сохранения средневековых порядков были выше, чем интересы освобождения страны и народа от национального и социального гнета.

Командование оккупационных отрядов китайских милитаристов и монгольских феодалов, а также колчаковцы, опираясь на свою вооруженную силу и тувинских феодалов, установили военную диктатуру, строго запретили свободное передвижение по территории Тувы, силой оружия пытались добиться выполнения распоряжений контрреволюционных властей. На плечи трудового населения края легло бремя содержания и снабжения оккупантов и белогвардейских сил.

Жестокая школа гражданской войны научила тувинцев распознавать своих врагов, побудила их взяться за оружие и встать на путь революционной вооруженной борьбы. Это была сложная трудная борьба, в огне которой возник и укрепился тесный братский союз тувинских аратов с рабочими и крестьянами Советской России.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.