Топ-100

Баранчинский завод у Кудрявого камня Синей горы

Опубликовал: harlov, 26-01-2017, 16:52, Путешествие в историю, 3 780, 0

С вершины Благодати и сегодня видно красивый силуэт Синей горы, наклонившейся одним боком — Кудрявым камнем — к быстрой Баранче, речке, исторически знаменитой со времен Ермака. Третьим заводом из семейства гороблагодатских стал Нижнебаранчинский (далее -Баранчинский). Он был основан казной как железоделательный на ясашных вогульских землях в 1743 году по традиции на слиянии двух рек — Баранчи и Актая. Но генерал-майор артиллерии и президент государственной Берг-коллегии Томилов строительство начал только три года спустя.

В действие завод был пущен 21 сентября 1749 года. Получив его во владение в числе прочих Гороблагодатских, граф П.И. Шувалов нашел целесообразным две домны, намечавшиеся к постройке на Нижнетуринском заводе, поставить на плотине Баранчинского.

Завод выплавлял чугун и изготовлял артиллерийские снаряды. Железную руду для него доставляли не только с горы Благодать, но и с Балакинского рудника — бурый железняк.

В начале XIX века здесь стояло около двухсот домов и населения было чуть больше тысячи человек. Была и деревянная церковь. Ярмарки не проводились, за хлебом и припасами баранчинцы ездили в Нижний Тагил. Местность была скудна пашнями, не хватало и покосов.

В 1822 году был построен первый госпиталь. До этого больных по домам лечил ученик лекаря Филинков. В апреле 1843 года, когда полковник Галляховский передавал свои дела по должности горного начальника Гороблагодатских заводов подполковнику Фелькнеру, судя по акту передачи, при Баранчинском заводе уже числилось 13 горных инженеров, классных и статских чиновников, приказнослужителей — 32, церковнослужителей — 4, школьников —94, мастеровых и непременных работников — 798, конных работников — 135, пенсионеров — 53, отставных мастеровых, получающих богадельное содержание — 214, 28 мастеровых числилось в бегах.

Не всех могла содержать казна. И если человек был не нужен на заводе, то его никто «в крепости» не держал — увольняли «на свое пропитание». В тот год 62 баранчинца уволили таким образом. Тягловую силу, кстати, тоже учитывали наравне с людьми: конные работники содержали 270 лошадей.

Еще через двадцать лет баранчинцев было уже около четырех тысяч, в поселке работали десять казенных торговых лавок и пять частных, открылись школы: мужская и женская. В Баранче была сильна «старая вера». Официальная церковь вместе с заводскими чиновниками как могла боролась с расколом, а вернее, с раскольниками, не стесняясь в средствах.

Иного раскольника так загоняли в угол, что ему ничего не оставалось, как вернуться в лоно Святой Церкви. Вот один из примеров.

«Урочный конный работник Баранчинского завода Никон Артемьев Бердышев, назначенный по судебному приговору, конфирмованному г-ном Главным начальником Уральских заводов 18 июля 1852 года за преступное приобретение казенного железа 47 пудов 10 фунтов по цене на 21 рубль 26 и 1\4 копейки к наказанию шпицрутенами через 100 человек один раз, предъявил, что он, состоя в расколе беспоповщинской церкви, желает присоединиться к единоверию со всем семейством, состоящим из 4 сыновей и 2 дочерей, и в уважение этого просит от определенного ему наказания освободить. Вследствие чего по особому распоряжению вышесказанный урочный рабочий Бердышев присоединен к единоверию священником Кудрявцевым 24 числа августа сего года...»

Поселок не отставал от соседей в развитии. В 1878 году в Баранчу пришла железная дорога, а в 1897 году — телефонная связь. Близость россыпей драгоценного металла позволяла найти работу «лишним» людям.

Баранчинские обыватели, объединившись в Нижне-Баранчинское сельское общество, в начале XX века перелопачивали платиноносные пески вдоль речушек на склонах гор Синей и Толстой.

Но вскоре после начала Первой мировой войны на Баранчинском заводе стало не хватать рабочих рук. Строились цеха для снарядного производства. Были привлечены даже военнопленные. К началу 1917 года их работало уже 472 человека.

Весной 1917 года брожения на заводе начались с увольнения цеховых служащих. Сначала удалили некоторых старых служащих и мастеров, не представлявших даже для администрации какую-либо ценность, а затем отстранили мастера снарядного цеха Голдобина. Потеря для завода в этом случае была чувствительной. В знак протеста служащие объявили забастовку. Совет рабочих депутатов потребовал от милиции ареста всех служащих завода (около двухсот человек). Ситуация казалась неразрешимой. Но управителю завода инженеру Н.В. Кашакашвили настойчивыми переговорами с противостоящими сторонами удалось убедить служащих отменить забастовку и приступить к работе.
Совдеп за это преподнес Кашакашвили «благодарственный адрес». Был организован профсоюз служащих — «Союз лиц наемного труда». Но борьба администрации и рабочих продолжалась.

С сентября 1917 года власть в поселке безраздельно перешла к Совдепу. И хозяином на предприятии стал Деловой совет во главе с Н.Я. Шляхтиным. Осенью по неизвестным причинам загорелся механический цех завода, его краса и гордость. Сгорел дотла. Домны стояли закозленными. Вышли из строя две отражательные печи в литейном цехе. Не было сырья и топлива. Завод встал. Заканчивались запасы продовольствия. Частично проблему голода решили, обложив баранчинских торговцев чрезвычайным налогом.

Весь 1918 год Баранча, как и Кушва, прожила взбудораженная сначала национализацией, затем организацией новой жизни — очередную группу молодых мужчин отправили на фронты Гражданской войны. А в ноябре война пришла и в поселок. Линия обороны проходила по огородам крестьянских домов. 2 декабря белые войска надолго заняли Баранчу.

Только в июле следующего года Баранча вновь стала советской. В первые недели освобождения от колчаковцев инструктор политотдела 51-й дивизии Красной Армии Моисей Сологуб, который участвовал в восстановлении советских и партийных органов, помог местным девушкам и парням объединиться в Союз молодежи. 8 августа состоялось первое собрание. Председателем молодежной организации избрали А.А. Иванова, товарищем председателя и секретарем — Нину Сенатыреву.

Пока молодежь организовывалась, их отцы в Деловом совете решали судьбу завода. Согласно протоколу заседания президиума ВСНХ от 26 апреля 1920 года, было признано делом первостепенной важности организовать на Баранчинском заводе электромеханическое производство. В пустующие цеха, выстроенные во время германской войны для снарядного производства, начали свозить из Перми и Петрограда оборудование электромеханического завода «Вольта», эвакуированное из Ревеля (Таллинна). Первым директором нового завода был назначен Петр Георгиевич Аликин. Для подготовки кадров открыли школу ФЗУ, одну из первых в стране. А в конце 1922 года был введен в строй новый большой литейный цех. Своей радостью баранчинцы поделились с В.И. Лениным, отправив ему рапорт-телеграмму. Через два года был пущен цех по производству электромоторов.

И вот характерный для того времени факт. Когда в 1917 году возник дефицит государственных казначейских билетов, местный Совдеп заказал в Нижнетагильской типографии кредитные марки на сумму 40000 рублей. Они поступили в обращение, подписанные председателем Баранчинской горнозаводской лавки Ф.С. Дудиным. Просуществовали, правда, недолго. В 1918 году они вторично поступили в обращение, но уже подписанные председателем Делового совета Баранчинского завода В.Н. Пономаревым и комиссаром финансов С.В. Субботиным. В 1919 году, некоторое время после ухода белых, кредитные марки вновь имели хождение в Баранче.

В 1929 году комсомольцы Баранчи организовали опрос населения по поводу закрытия церквей и пустили по поселку опросный список. В свою очередь община православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы предложила баранчинцам свой опрос: кто за сохранение храма? Можно не сомневаться, победила молодость и напор. Окружной исполком утвердил результаты опроса, и в один из зимних дней начала 1930 года на церковную площадь под звуки духового оркестра прибыла поселковая комсомолия. Собрались и некоторые жители поселка. Один из коммунистов выступил с кратким докладом о важности предстоящего события. После этого сняли колокола и отвезли их в литейный цех завода. Была проведена специальная плавка, и металл был сдан в фонд государства. Здание церкви вскоре разобрали по кирпичику и построили из него первую среднюю школу (ныне восьмилетняя школа № 21).

В 1940 году заводу было присвоено имя М.И. Калинина. Вскоре после начала Великой Отечественной войны в Баранчу были эвакуированы предприятие из Харькова и Ленинградский завод «Электросила». В декабре обновленный завод уже давал продукцию для фронта.

Тыловая жизнь поселка ничем не отличалась от жизни в соседних поселениях: та же нужда, то же нечеловеческое напряжение всех сил — и взрослых, и детских.

«Если в семье имеется участник войны, мы обязаны помочь этой семье» — вот правило тимуровских команд. Когда начался двухдекадник помощи семьям фронтовиков, тимуровцы 4-й школы усилили свою работу и привлекли к ней других ребят. Дети собрали у населения картофель, капусту, рукавицы, теплые шапки и шерстяные носки. Так участвуют наши дети в нашем общем деле — помощи семьям фронтовиков», — такую заметку написал председатель ученического комитета Горфункель в заводской газете «Искра» за 26 февраля 1943 года.
За доблестный труд коллектив Баранчинского завода имени Калинина был награжден орденом Ленина. Длительное время предприятие удерживало Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое было оставлено коллективу на вечное хранение.

Вторую награду — орден Трудового Красного Знамени —завод получил в 1957 году за заслуги в освоении новой оборонной продукции. Предприятие вышло и на международный рынок. Только за один 1962 год Баранчинский электромашиностроительный завод изготовил и отправил в Египет пять электромоторов мощностью в 75 кВт каждый. Двигатели использовались при строительстве Асуанской плотины. Специальные моторы для работы в тропиках ушли на предприятия Индии и Кубы. Шесть мощных двигателей были отправлены в Финляндию. А всего поставки осуществлялись в одиннадцать стран.

Богател завод, преображался и поселок. Уже не были диковинкой многоэтажные дома, водопровод и центральное отопление. А в ноябре 1960 года Синюю гору украсила вышка высотой почти 130 метров. В домах баранчинцев и жителей других городов и поселков округи засветились голубые экраны телевизоров.

Сегодня ОАО «Баранчинский электромеханический завод» поставляет электрические машины не только Министерству обороны, но и в «мирные» отрасли хозяйства. Например, уральский трамвай «Спектр» оснащен баранчинским двигателем. Довольны продукцией завода и иностранные заказчики — в 56 государств отгружаются двигатели и генераторы.

Использован материал Коновалов П.А. и др. «Дети горы Благодать: Культурно-исторические очерки». - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2006.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Декабрь 2024 (11)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.