Кушва - центр металлургии на Урале
Опубликовал: harlov, 26-01-2017, 16:25, Путешествие в историю, 1 446, 0
В начале XX века Кушвинский завод в основном занимался выплавкой чугуна и изготовлением литого железа мартеновским способом. Для выплавки чугуна служили четыре домны, из которых работали только две. В год завод выплавлял 1200000 пудов чугуна. Металл шел частично на литье артиллерийских снарядов, отправлялся на соседние заводы и в свою мартеновскую фабрику, а также продавался частникам.
Одна домна из четырех периодически останавливалась на ремонт, а для третьей просто не хватало угля. В заводе работали вспомогательные цехи: литейный, слесарно-механический, кузнечный, столярный, строительный и электрический. Уже действовала небольшая электростанция, которая обеспечивала своей энергией рудодробилку, колошниковый подъемник, станки механического цеха, два мостовых крана, разливочный ковш и расковочный ковш для проб.
Электрическим светом освещались здания завода, фабрики и некоторые жилые помещения. Вырабатывала электроэнергию динамо-машина мощностью в 63 киловатта, которую приводила в действие паровая машина системы «Компаунд» мощностью 100 лошадиных сил. Пар поступал от трубчатых котлов системы Шухова, отапливаемых доменным газом. (Так на заводе реализовали предложение Менделеева полностью утилизировать доменные газы.)
В 1909 году на заводе была пущена первая в России турбовоздуходувная машина. В 1913-м заработала вторая мартеновская печь, и завод окончательно встал на ноги.
Появились деньги, чтобы приступить к строительству новой электростанции, а потом с помощью итальянской фирмы устроить воздушно-канатную дорогу для доставки руды с горы Благодать. И после национализации предприятия в январе 1918 года осуществление начатых проектов не прекратилось. Продолжало поступать заказанное оборудование, в том числе из-за границы.
Гражданская война, конечно же, не добавила развития заводу. Если большевики, уходя из города, не стали останавливать производство, то белые войска, отступая в 1919 году, оставили домны «закозленными». Завод, как и всю Россию, нужно было возрождать.
В Кушве не хватало продовольствия, в феврале 1920 года губернская продовольственная коллегия постановила: среди прочих заводов организовать добавочное общественное питание и на Кушвинском заводе.
28 мая 1920 года от Делового совета завод принял под свое управление его первый «красный директор» — Николай Евгеньевич Савин. Слесарь по профессии, он был до этого в составе Делового совета.
Медленно, но верно Кушвинский завод выходил из разрухи. В 1923 году мартеновские печи сработали на уровне 1919 года, а уже в 1924-м дали металла в четыре раза больше.
Кушва наряду с Тагилом, Алапаевском и Магниткой уже рассматривалась как место создания крупнейшего металлургического центра на Урале. Были отремонтированы и переведены на минеральное топливо три домны. Их производительность увеличилась в полтора-два раза. Была пущена в эксплуатацию Кушвинская электростанция.
В 1931 году первая на Урале воздушно-канатная дорога начала транспортировку руды на завод с горы Благодать. Она заменила ежедневную работу около трехсот лошадей. Рывок вперед, подобно строительству первого мартена, кушвинцы совершили в 1932 году. До той поры проблемой была уборка чугуна на литейном дворе. Ее сняла бы разливочная машина, но таковых в Советском Союзе не производили, а на заграничную не хватало денег. Решили соорудить машину своими силами, — по чертежам германского инженера Вольфа, который работал в СССР по контракту.
И соорудили в короткий срок — отказавшись от выходных дней, перейдя на двенадцатичасовые смены.
В августе 1933 года в Кушву приехал нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Он высоко оценил подъем производства и подписал распоряжение о награждении завода легковым автомобилем. Новенькая машина АМО пришла на смену директорскому жеребцу Наследнику и еще долго напоминала заводчанам о визите наркома.
В 1935 году впервые в стране здесь была произведена выплавка ванадиевого чугуна. Перед Второй мировой войной завод первенствовал в производстве алюмосиликатного и высокоглиноземистого шлаков. Доменный цех завода в эти годы был экспериментальным, и его опытом пользовались другие предприятия Главуралмета.
С началом войны на заводе в короткий срок был пущен новый токарный цех по выпуску снарядов. Ванадиевый шлак позволял выпускать замечательную броневую сталь. Война и железо соседствовали всегда. После Победы правительство учло опыт работы металлургических предприятий в годы войны. Государственные мужи поняли, что важнейшие производства нельзя сосредотачивать исключительно у границ. (Например, в годы войны прокатные станы страны остались без валков.)
В 1947 году вышел приказ по министерству. Проектное задание по реконструкции Кушвинского металлургического завода выполнили в 1952-м. Через семь лет начали строительство. В 1964 году сдали вальцелитейный цех, а через три года — вальцемеханический. Был завод металлургический, а стал заводом прокатных валков.
Использован материал Коновалов П.А. и др. «Дети горы Благодать: Культурно-исторические очерки». - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2006.