Топ-100

Состав и организация Повстанческой армии

Опубликовал: harlov, 23-01-2017, 11:45, Путешествие в историю, 1 071, 0

С самого начала Ишимского восстания 1921 года каждая деревня и село организовали сельский штаб, который в первую очередь занялся избиением коммунистов, арестом их семей и членов СКМ. Одновременно в каждой деревне начали формироваться добровольческие партизанские отряды более или менее значительной численности. Отряды эти, большей частью конные, действовали самостоятельно, по своей инициативе, пользуясь знанием местности, неуязвимо пробирались в наш тыл и расположение частей, производили разрушения железнодорожного полотна и телеграфа (рельсы увозились в деревни, а телеграфные столбы перепиливались на несколько частей). Но по мере того, как наши части, получив задачу, начали систематически оттеснять бандитские отряды от линии ж.д., все более создавалась у крестьян необходимость какого-то главного центра, который и должен руководить и направлять усилия восставшего крестьянства.

Первым шагом на этом пути явилось создание волостных штабов, которые взяли на себя оперативные функции и руководство отдельными сельскими отрядами и сельскими штабами, оставив на долю последних выполнение своих приказов и обязанностей общеадминистративного свойства, как-то: проведение мобилизации людей и лошадей, изъятие и изготовление оружия и огнеприпасов, снабжение продовольствием и фуражом, охранение тылов, поддержание тесной связи с соседними сельскими штабами. В последующем периоде сельские штабы выполняли все функции советов, а в момент организации штаба армии сельские штабы совершенно расформировывались. Волостные штабы, получив через мобилизацию живую силу, более равномерно распределяли ее по отрядам, а также дробовики, винтовки, шашки, револьверы и даже пулеметы и бомбы, приняв меры к восполнению большого недостатка оружия через изготовление в сельских кузницах пик, для которого был организован сбор негодного железа. Отдельно действовавшие мелкие отряды сводятся в более крупные объединения и получают соответствующие задания. Но повстанцы на этом удовлетвориться не могли. Попытка захватить Ишим окончилась неудачей несмотря на то, что бандиты имели в своем распоряжении превосходящие численностью отряды пехоты и конницы, уже ворвавшиеся было в центр города Ишима. После этого повстанцы сильнее осознали необходимость единого командования и дисциплины, подчинения одной воле.

Организация армейского аппарата.

В этот момент по инициативе Татаринцева (лесничий Боровской дачи) было положено начало реорганизации повстанческого военного аппарата. Этот период начался с середины февраля 1921 года. Был выработан план, по которому весь повстанческий фронт разделился на группы:

1) Восточная — штаб Вакаринский Копотиловской волости, командарм Горбачев (кулак д. Гагарьевская); его армия действует в направлении на ст. Мангут в районе д. Сладковская, д. Малый Куртал, д. Усовское;

2) Ишимская — штаб в д. Лариха, затем д. Гагарьевская, д. Чирки и д. Окунево, командарм Григорий Атаманов (сотрудник Ишимского увоенкомата, комиссии по учету лошадей в Ишимском уезде); действовала в Ишимском направлении и имела цель занятие г. Ишима и захвата желдороги из соревнования с Южным повстанческим фронтом, части которого захватили г. Петропавловск, бронепоезд, несколько станций, много вооружения, орудия и огнеприпасы; на сформирование Ишимской армии пошли волостные повстанческие военные объединения: Ситниковская, Армизонская, Орловская, Ражевская, Истошинская, Пегановская, Бердюжская, Гагарьевская, Локтинская;

3) Петропавловский фронт — командарм Морев, главные направления: Исилькульское, Петропавловское, Петуховское. В последующий период командованием назначены были командармы казачьего войска из-за Ишимского фронта.

Главный штаб (или штаб Сибирского фронта) находился в с. Налобинском. Главнокомандующим до самого последнего времени был Родин, согласно показания на допросе сотрудника штаба Ишимской армии Молоткова, — колчаковский офицер. Начальником штаба казачьего войска, находившегося в станице Ново-Николаевской (приказ Сибирскому фронту № 30, § 33, был назначен бывший полковник Генерального штаба Кудрявцев, а начштаба фронта назначен Чердынцев). Все указанные лица были повстанцами в разные сроки убиты, причем Родин в конце февраля, а Кудрявцев — казаками при окружении казаков на юге ж.д.

Главному штабу подчинялись: 1) Ишимский фронт, 2) Петропавловско-Петуховский, 3) Казачий фронт. Приказом № 31 от 24 февраля Родиным был назначен некий Червяков начальником Заишимской группы.

Главный штаб давал директивы фронтам, разрешал различные вопросы административного характера, полагая себя временным хозяином в армии, до выборов на съезде особого военного совета из нескольких выборных лиц, причем приказы распространялись не только на села, но и на города.

Так, в имеющемся материале есть распоряжения о формировании выборной милиции; во исполнение постановления совещания в с. Юдинском Главштабом отдан приказ организовать при волостных штабах следственные комиссии для разбора дел арестованных, подозреваемых в сочувствии или приверженности коммунистам, причем следственным комиссиям запрещалось выносить смертные приговоры людям неповинным; волостные комиссии имели право выносить приговоры и налагать законные наказания, причем явно уличенные в сочувствии коммунизму должны были выдаваться военным властям; предписывалось за семьями расстрелянных коммунистов иметь неослабный надзор, скот коммунистов закалывать и отправлять на фронт и т.д.

Главным штабом проведено было расформирование всех волостных и сельских штабов, вместо которых были назначены сельские и волостные коменданты с обязанностями: поддержание связи, размещение проходящих отрядов, окарауливание тылов, контроль над проезжающими, конвоирование и содержание пленных и арестованных. Было предписано все формирования производить в правильные единицы, свести отдельные отряды в роты, батальоны, полки, дивизии.

Судьба Родина: был заподозрен повстанцами в измене, арестован, раздет донага, очевидно, пытался перед смертью, сознался, что «он, Родин, партийный», есть и другие, которые работают еще лучше (сношение Уктузского штаба от 28 февраля), причем повстанцами разыскивался Червяков.

Восточная группа Горбачева просуществовала недолго. Правильной организации не имела. Провела мобилизацию населения в возрасте от 18 до 45 лет в районе д. Усовское — Малый Куртал, Сладковское. Отряды были слабо вооружены и настроены панически.

Ишимская армия. Наиболее активная, многочисленная и вооруженная. Во главе ее сначала встал некий Тоскаев, а затем был избран представителями от частей и штабов Гр. Атаманов, который занимал должность командарма с первой половины февраля по 23–24 февраля, затем был заподозрен повстанцами в измене и — согласно постановления собрания представителей Уктузского, Петуховского, Песьянского штабов, отряда Губы-Орлова, Ташлакова, 2-й дивизии, Коптева, отряда Холкина, Плотникова и Глущенко — отстранен от должности и отправлен под надзор в Уктузский штаб.

Атаманову, очевидно, удалось реабилитироваться, и он в конце февраля снова вступает в командование армией, причем на собрании от 4 марта представителей Огневского штаба, отрядов Орлова-Губы и войсковых частей Атаманову снова оказано было доверие и он снова избирается командармом, причем Атаманов взял гарантию, что все его приказы будут беспрекословно исполняться. Приказы командарма Атаманова распространялись на части, действующие в районе Локтинского, Травнинского, Пегановского, Бердюжского, Истошинского, Армизонского.

В состав Ишимской армии входила 4-я дивизия в составе: а) 1-го Локтинского полка (комполка — колчаковец Спириденко), б) 2-й Травнинский полк, в) 3-й Огневский, г) 4-й Ражевский полк с начдивом сначала Демьяновичем, отстраненным за незнание военного дела, а затем Горбуновым и наштадивом Андреевым, которые вскоре поменялись должностями.

Кроме частей 4-й дивизии, в состав Ишимской армии входили 2-й Медведевский полк, 5-й повстанческий (Бердюжский, он же Воскресенский), 7-й повстанческий Калмакский батальон (последний отстал от 1-й Курганской Освободительной дивизии) и военный отряд Губы (Орлова).

Общая численность Ишимской армии — до 6000 человек, хорошо вооруженных пулеметами, винтовками и располагавших двумя орудиями. Кроме того, из состава Ишимской армии была выделена дивизия Бардакова на Петропавловское направление (Бардаков на время нахождения Атаманова в Уктузе был Ишимским командармом), ко времени же окружения бандитов в кольцо дивизия Бардакова снова примкнула к Ишимскому штабу. Ишимская армия имела главную задачу занять г. Ишим, значение которого бандиты правильно оценили. Штаб армии находился в последнее время в д. Окунево. В состав армии, кроме добровольческих партизанских отрядов, составивших ее основу, и влитого пополнения возрастов от 18 до 45 лет, входили добровольцы Ситниковского, Усть-Ламенского и Голышмановского района (в Ражевских частях).

В местностях, близлежащих к ж.д. и к г. Ишиму, было мобилизовано все взрослое население, не исключая стариков. Так, в д. Травное все мужчины под ружьем. Штабом была произведена мобилизация сапожников для работы на армию, шитье халатов для лыжных команд, поставлено в большом масштабе изготовление пик в сельских кузницах, имелась ружейная мастерская (с. Ражевское, а затем и д. Истошное, и д. Бердюжское), где производилась починка шашек, револьверов, пулеметов, винтовок и дробового оружия, изготовление зарядов для дробового оружия, трещотки для имитации пулеметных выстрелов и даже деревянные орудия.

Снабжение армии производилось отчасти из ссыпных пунктов и продконтор, причем люди получали по три фунта хлеба и (на фронте) по ? фунта мяса. Против дезертирства принимались суровые меры вплоть до расстрела.

Сотрудники штаба — в большинстве офицеры полестро-33 и из Боровского лесничества. Привлечены были учителя, псаломщики и попы, последние в большинстве занимались агитационной работой, писанием и распространением прокламаций. Много воззваний было обращено к красноармейцам. Штабом ежедневно выпускалась сводка, которая распространялась во все стороны через штабы и комендантов на местах, где обычно прочитывалась всему населению. Также было выпущено до 50 приказов по различным вопросам: строевым, административным и по формированию. В первой половине февраля приезжал в штаб инструктор и знакомил комсостав с тактикой партизанской войны.

1-я Курганская Освободительная дивизия. Занимает особое положение, не входит в состав других армий, получая лишь общие директивы штаба Ишимского фронта. Начдив — быв. офицер Евсеев, при нем военный совет из Кабаева, Воробьева и Зуева. Дивизия сформировалась из повстанцев Ялуторовского уезда и частью из повстанцев района Вагай — Омутинская. В дивизии [имелись] 2 и 3-й Освободительные полки, из которых 3-м командовал быв. прапорщик Булатов (из д. Куртан). Вооружение дивизии — не более 700 винтовок. Общая численность — до 9000 человек, из них до 300 сабель. В дивизии имелись 4 пулемета. 7-й резервный батальон дивизии действовал в районе д. Калмакское.

Голышмановская группа. С самого начала восстания Голышмановский район был особенно активен и свое влияние оказывал в западном направлении включительно до станции Вагай, на восток — до Карасульской, на юг — до Ражевского и на севере — до Малиновской волости. С самого начала восстания руководство таковым приняли бывшие офицеры — сотрудники полестро-33 (полевое строительство) Петров (в районе Омутинской) и Волынский (в Голышмановском районе), которые объединили и подчинили своему влиянию все отдельные отряды и направили их усилия на перерыв железнодорожного движения, захвата станции. Красноармейцы полестро-33 перешли на сторону повстанцев. Наши части здесь впервые встретили в районе д. Голышманово окопы, телефоны на заставах бандитов, всевозможные укрепления. Численность в этом районе действовавших банд довольно значительна и исчислялась до 4000 человек. В Голышмановском районе сильное влияние кулачества. Разбитые банды нашими частями под д. Голышманово, д. Омутинской отошли на д. Агаракское и Евсинское и далее на Аромашевское и д. Малиновское, где руководство ими было принято Тобольским главным штабом.

Тобольская группа. Банды в этом районе, базируясь в г. Тобольске, вели наступление в направлениях на Усть-Ишим, через д. Тукуз и д. Уват — на д. Каргалинское, со стороны д. Ашлык и д. Шестово — на д. Малиновское и в тюменском направлении, не встречая сопротивления со стороны наших частей, занятых до того освобождением железной дороги. Бандами в этом направлении руководит Тобольский главный штаб, во главе которого стоит некий Желтовский, по имеющимся сведениям, из бывших купцов. Численность банд значительна ввиду проведения мобилизации населения, которая коснулась всех северных волостей Тобольского уезда. Вооружение, главным образом, дробовое, но имелось 4 пулемета, из которых два действовали на малиновском направлении. Много лыжников. Татары в большинстве случаев участия в восстании не принимали. В районе д. Черная и д. Кротовская руководит бандами Привалов — лесничий. Тобольским штабом выпущено много воззваний, отпечатанных в типографии, к красноармейцам, коммунистам, беспартийным крестьянам и крестьянкам и др. Правильной организации отрядов и стремления к сведению отрядов в правильные единицы не происходило.

Тактика повстанцев при обороне селений и уличных боев.

Обычно во всех направлениях, главным образом на дорогах и перекрестках их, выставляются заставы, а на подступах — отдельные полевые караулы и секреты. Главные силы располагаются внутри селений, которые баррикадируются особыми частоколами, сохами, боронами, плугами, косилками, жнейками. Если позволяют условия, входы укрепляются засеками или проволокой, на колокольнях выставляются (или на крышах домов) наблюдательные пункты, если есть — пулеметы, между дворами прокладываются ходы сообщения для прохождения на позиции.

Удобные места для обстрела укрепляются: в домах окна заваливаются мешками с песком, устраиваются бойницы, используются для этих же целей крыши сараев и домов, за плетнями рассыпаются цепи при приближении наших частей (также снабженные мешками с песком). Деревни обносятся окопами, заблаговременно приготовленными из снега, облитого водой, замаскированными. К окопам ведут ходы сообщения. При наступлении наших частей заставы и караулы принимают бой, стараясь задержать приближение наших цепей к селению. Придаваемая заставам и караулам конная связь быстро извещает свои главные силы, которые немедленно разводятся по своим местам. Наши цепи обманываются полнейшей тишиной, царящей на улицах деревни, проходят по улицам к центру деревни, тогда по сигналу начинается сильнейший обстрел из-за укрытия метким, хладнокровным огнем наших цепей. Наши части обычно ложатся под обстрелом бандитов, чем увеличивают потери от огня противника, а затем наши части быстро отступают. В это время бандитами начинается обстрел из окопов, окружающих деревню, наших частей. Огонь всегда перекрестный. В результате наши потери очень высоки, потери бандитов ничтожны.

Использованы материалы из Доклада командира 85-й стрелковой бригады Н.Н. Рахманова Помглавкому по Сибири В.И. Шорину «Операция по подавлению повстанческого движения в Тюменской губернии за время с 10 февраля по 24 марта 1921 года» г. Омск 14 апреля 1921 г.

Источник:http://www.alexanderyakovlev.org/скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.