Топ-100

Зверства участников восстания 1921 года в Тюменской губернии

Опубликовал: harlov, 20-01-2017, 11:11, Путешествие в историю, 1 538, 0

Контрреволюционное движение, начатое вначале только против «одних коммунистов», в скором времени во всех уездах далеко ушло от своего первоначального лозунга. Бандиты вслед за арестом коммунистов тотчас занялись арестами беспартийных и вообще всех лиц, сочувствующих Советской власти. Начались массовые расстрелы, зверства и т. д. Об этом говорят следующие, хотя и не точные, цифры подвергшихся мучению бандитов.

В Ингалинской волости один убит, уведено в тыл (уводились с целью расстрела) 15 коммунистов, 40 беспартийных, 18 человек красноармейцев. В Суерской волости арестовано и уведено в тыл коммунистов — 14, беспартийных — 36. В Коркинской волости уведено в тыл коммунистов — 11 человек, беспартийных — 40 человек. Зверства бандитов превзошли всякие пределы. Все уведенные в тыл арестованные, ради сохранения патронов, замучиваются. Из 33 человек, уведенных из Красногорской волости, возвратился один, у которого оказалось до 50 ран. В Суерской волости арестованных били, морили голодом, держали в холодных помещениях, снимая при этом белье и обувь.

Не осталось ни одного коммуниста в Архангельской и Красногорской волостях — целиком вырезаны. В районе Красногорской волости расстреляно около 50 человек. Вырезана Красновская коммуна в селе Спасском Шатровской волости. Выкалывались глаза арестованным и таким образом отпускались.

В город Ялуторовск 6 марта привезено 30 трупов замученных, найденных в районе Бешкильской волости. Многим отрезали уши и носы, на телах имеются следы от вонзаемых в них пик. Все тела обожжены каленым железом.

Особенными зверствами отмечается Омутинский район. Арестованные сажались в тесные помещения (шесть аршин кругом), куда загоняли до 65 человек, и арестованных в невыносимой жаре парили по двое суток, не давали ложки воды и крошки хлеба. После указанных пыток арестованные отводились в следственную комиссию, где существовало 4 решения: 1) казнь через расстрел, 2) тыловая окружная следственная комиссия, 3) следствие и 4) освобождение.

Последняя категория существовала лишь для своих лиц, задержанных без пропуска. Всех остальных ждала исключительно первая категория.

Предназначенные для казни жертвы отводились в холодный каменный сарай без окон, с железными дверями, предварительно раздетые донага, где вынуждены были находиться босыми на ледяном полу. Никакого различия, никаких привилегий для стариков, юношей, беременных женщин и женщин с грудными детьми и детей-подростков не существовало.

Все одинаково подвергались замерзанию. В глухие ночи арестованные выводились для замучивания, т. к. патронов для арестованных жалели, выкалывали глаза пиками, беременным женщинам распарывали животы, детей кололи пиками, рубили топорами в куски. Связывались также по два человека арестованные — спина к спине, в рот засовывалось сено, и удавливались петлей. Мертвые отвозились на скотские ямы. Расстреляно и замучено в селе Омутинском 90 человек.

В Ишимском уезде приходится часто наблюдать безумно дикую картину: арестовывали продработников, заживо разрезали им животы, насыпали туда какое-либо зерно и т. п., затем вывешивали над ними аншлаг: «Разверстка выполнена полностью». Их самодельное холодное оружие — пока при наступлении оконечности их держат в руках для согревания, когда бросаются в атаку, бросают нагревшимся концом в снег, при соприкосновении со снегом, который тает, в это время окунают в приготовленную смесь из толченого стекла, соли и волоса. И таковые ранения трудно вылечиваются.

Следственная комиссия повстанцев работала также при Юргинской волости, председателем которой состоял Степан Приезжих (эсер). В Бобылевской волости бандитами производилось сжигание в ямах. В районах Красногорской волости мятежники были пьяны и позволили себе страшные избиения. Ими были убиты мальчик и старик Комольцевы.

Часть бандитов рассеялась в Ялуторовском уезде и в Ивановской волости. На днях замечены бандиты, скрывающиеся в лесах, которые угрожают нападением на сельские советы и исполкомы. Большинство отступило в Ишимский уезд, где собрались самые матерые противники советской власти. Часть отступила в Тобольский уезд.

Повстанческое движение в Ишимском уезде вначале имело вид чисто низового, постепенно перешло в чисто кулацко-белогвардейское, так как впереди движения — в штабе и начальниками отрядов — встали кулаки и офицерство, а потому репрессии по отношению к коммунистам и более преданным советским работникам перешли в поголовное избиение коммунистов и частью их семей.

Случаи эти имели место в с. Сладковском и с. Клепиковском, в ряде других деревень и сел.
Общее число погибших пока выяснить трудно в силу того, что еще восстание не подавлено, но надо полагать, что общее исчисление выражается в десяток тысяч. Многие села и целые волости почти опустели.

В волостях молодое население совершенно отсутствует, остались одни лишь старики. Так, например, в Красновской волости числилось до восстания 400 человек трудоспособных, в настоящее время осталось около 30 человек.
Восстанием нанесены громаднейшие убытки, расхищен хлеб со ссыппунктов и фураж, хотя и не везде. В селе Ермутлинском захвачено 500 лошадей, принадлежащих Тюменскому отделению конского запаса.

Разорены все сторонники советской власти, не говоря уже о коммунистах. Коммуны сельского хозяйства разрушены, многие села и деревни сожжены, скот разграблен, и большая его часть убита, так как повстанцы действовали верхами и на подводах.
Настроение населения неопределенно. Принимавшие участие в восстании рядовые крестьяне напуганы грозящей ответственностью. Настроение остальных выжидательное — «чья возьмет», следствием чего были отказы от дачи показаний о главарях восстания под предлогом боязни перед бандитами в случае, если таковые вернутся.

Настроение переселенцев пониженное в связи с угрозами бандитов поголовно вырезать «приезжих». Тем бандитам, которые остались дома и по каким-нибудь причинам не изолируются, бедняки грозят самоличной расправой. Захватывая какую-либо из волостей, бандиты выселяли все население, сельскохозяйственные орудия переделывали на пики и сооружали заграждения, клали железные бороны и заметали снегом, на что часто поролись наши кавалеристы.

Всего отобраны тысячи самодельных пик, которые выковывались из сельскохозяйственных орудий, а также забрано железо в продконторах.

Село Ярково настолько хорошо укреплено ледяными окопами и сельскохозяйственным острым орудием, что не могли разбить наши части, выпустившие около ста снарядов из трехдюймового орудия по этой деревне. Такие крепости были и в Ишимском уезде.

Использован материал из Доклада председателя Тюменской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией П.И. Студитова (г. Тюмень) 5 апреля 1921 г. ТОЦЦНИ, ф. 1, on. 1, д. 269, л. 2-17. Машинописный подлинник.

Источник http://www.alexanderyakovlev.org/
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (39)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.