Авиационные отряды Степного Сибирского корпуса
Опубликовал: lomsecret, 9-01-2017, 15:59, Путешествие в историю, 1 786, 0
Первая авиационная часть в составе Степного Сибирского корпуса появилась в начале июля 1918 г. Произошло это при следующих обстоятельствах. 7 июля на сторону белых перешел командир Оренбургского авиационного отряда красных штабс-капитан П. П. Сергеев. Его самолет приземлился у станции Голышманово в расположении 1-й Степной Сибирской стрелковой дивизии. Накануне из Ялуторовска, занятого советскими войсками, прибыл на автомобиле летчик того же авиаотряда поручик В. В. Аносов, сообщивший о предстоящем перелете. Офицеры заявили полковнику Вержбицкому о готовности авиаотряда перейти на сторону войск Временного Сибирского правительства.
9 июля весь Оренбургский авиаотряд сосредоточился на станции Вагай. В его состав входили восемь офицеров, в том числе военные летчики штабс- капитан П.П. Сергеев, поручики В.В. Аносов и П.К. Шрейдер, прапорщик Ю.И. Римша, летчики-наблюдатели штабс-капитаны П.М. Свирчевский, С.И. Дуле-Дилен, Н.В. Подгородников, прапорщик В.И. Шатилов и 15 чинов разных специальностей. Материальная часть авиаотряда состояла из трех самолетов системы «Фарман № 30». На его вооружении имелось семь пулеметов «Льюиса» и к ним 30 тыс. патронов.
Приказом по Сибирской армии от 13 июля 1918 г. Оренбургский авиаотряд был переименован в 3-й Сибирский авиаотряд с включением в состав Степного Сибирского корпуса. Приказом по корпусу от 18 июля авиаотряд был придан 1-й Степной (4-й) Сибирской стрелковой дивизии и бессменно находился при ней все последующее время. Штабс-капитан Сергеев 10 июля отбыл для доклада в штаб армии, передав командование отрядом поручику В. В. Аносову, которого, в свою очередь, 17 июля заменил военный летчик подпоручик К. Ф. Святогор (Святогорский). Что касается Сергеева и Аносова, то они были отчислены в резерв чинов при штабе Западно-Сибирского военного округа, первый с 10, а второй с 17 июля.
Судьба не была благосклонна к летчикам 3-го Сибирского авиаотряда. 14 июля по приказанию начальника штаба 1-й Степной дивизии поручик П.К. Шрейдер должен был произвести авиационную разведку позиций противника. Во время разбега у самолета отказал мотор, в результате чего он на большой скорости вышел за пределы взлетной полосы, попал в яму и повредил правое крыло.
23 июля у станции Вагай во время пробного полета выпал из внезапно накренившегося самолета и разбился насмерть военный летчик старший унтер-офицер И.А. Сергеев. 26 августа разбились при посадке командир авиаотряда К. Ф. Святогор-Святогорский и летчик- наблюдатель П. М. Свирчевский. После гибели К. Ф. Святогор-Святогорского 3-м Сибирским авиаотрядом временно командовал военный летчик прапорщик Ю.И. Римша.
Приказом по Сибирской армии от 30 сентября 1918 г. во главе авиаотряда был поставлен бывший командир 45-го корпусного воздухоплавательного отряда военный летчик подполковник Рыжков. К этому времени были восстановлены потери в личном составе и материальной части авиаотряда.
В августе-сентябре 1918 г. в районе Екатеринбурга на сторону белых перелетели военные летчики прапорщики А.Д. Муратов на «Ньюпоре № 23» и М. А. Снегирев на «Сопвиче». По распоряжению начальника 7-й Уральской дивизии горных стрелков 17 сентября оба офицера (по всей видимости, вместе с самолетами) были направлены для дальнейшего прохождения службы в 3-й Сибирский авиаотряд.
Из-за частых поломок самолеты 3-го Сибирского авиаотряда весьма редко использовались в ходе боевых операций 4-й Сибирской стрелковой дивизии. С 11 по 20 июля авиаотряд принимал участие в боях под Тюменью, затем до 27 июля находился в резерве на станции Вагай, а 30 июля участвовал в наступлении на станцию Егоршино. Последнее событие нашло отражение в дневнике красноармейца Ф. И. Голикова. 3 августа он писал: «Вчера в полдень над станцией (Егоршино.) появились два белогвардейских аэроплана. Летели невысоко, саженей на 300. Мы выскочили из казармы, начали стрелять из винтовок. Попасть не попали, но заставили убраться восвояси. Улетая, летчики сбросили две бомбы, которые дымили, но не взорвались».
Возможно, Голиков ошибается с датой, так как по официальным данным с 1 августа авиаотряд находился в резерве на станции Камышлов и только с 16 по 26 августа участвовал в боях у станции Антрацит и села Ирбитские Вершины. Затем в течение более трех месяцев он опять числился в резерве, располагаясь сначала в Камышлове, а потом в Невьянске.
15 декабря генерал Вержбицкий приказал авиаотряду перебазироваться из Невьянска в район станций Лысьва - Калино и приступить к подготовительным работам для предстоящих полетов. Таким образом, за полгода нахождения в составе II Степного Сибирского корпуса 3-й Сибирский авиаотряд имел лишь три- четыре эпизода участия в боях.
В начале сентября 1918 г. в состав корпуса был включен 1-й Сибирский авиационный отряд. Его формирование началось в июне 1918 г., когда прапорщик Буров объединил вокруг себя находившихся в Омске офицеров- авиаторов. Приказом по Сибирской армии от 21 июня Буров был назначен временным командующим 1-м Сибирским авиаотрядом.
Материальную часть авиаотряда составили три неисправных самолета «Фарман № 30», брошенных большевиками при отступлении из Омска. Эти самолеты были по железной дороге перевезены в Новониколаевск, где благодаря энергии начальника авиационного отдела штаба армии поручика Н. М. Дмитриева организовались первые в Сибири авиационные мастерские. Их руководителем стал М. И. Попов, бывший инженер-конструктор авиазавода С. С. Щетинина, который в то время работал в Новониколаевских железнодорожных мастерских и на получаемое жалованье строил во дворе собственного дома самолет типа бимоноплан. После соответствующего ремонта самолеты были приведены в боевое состояние, и согласно приказу по армии от 13 июля 1918 г. 1-й Сибирский авиаотряд вошел в состав Уральского корпуса. Перед выдвижением на фронт 9 июля командующим авиаотрядом был назначен военный летчик войсковой старшина Шебалин, утвержденный в должности с 20 июня.
До 4 сентября 1918 г. 1-й Сибирский авиационный отряд находился в распоряжении командира III Уральского корпуса, а затем - командира II Степного Сибирского корпуса. 18 сентября авиаотряд был непосредственно подчинен начальнику 5-й Сибирской стрелковой дивизии и с этого времени действовал на Семиреченском направлении.
Источник: Симонов Д.Г. Белая Сибирская армия в 1918 году: монография / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2010. 610 с.