Топ-100

Сибирская казачья батарея в боях 1920 года в Забайкалье

Опубликовал: zampolit, 7-01-2017, 12:50, Путешествие в историю, 1 348, 0

После апрельской неудачи 1920 года штаб Дальневосточной армии разработал план широкомасштабной операции против красных партизан Восточного Забайкалья. На борьбу с красной группировкой М.М. Якимова, вернувшейся в район Нерчинского завода, в начале июня были брошены крупные силы пехоты и кавалерии. Особую задачу белое командование возложило на казачью конницу.

Ей предстояло внезапно вторгнуться в глубь партизанской территории, а затем отрезать противнику пути отхода в тайгу. Для проведения этой части операции три казачьих бригады — одну Забайкальскую, Оренбургскую и Сводную — временно объединили под началом генерала Т. Артамонова, начальника 1-й Забайкальской казачьей дивизии. В составе этой конной группы Сибирский казачий полк участвовал в походах на Газимурский и Шилкинский заводы.

Известен только общий ход событий, а подробностей участия сибирцев в боевых делах группы Артамонова нет. Сначала, 6—10 июня 1920 г., конная группа белоказаков совершила молниеносный рейд на Газимурский завод. Она прошла поселки Удычинский и Удычиканский. Затем совершила труднейший переход через Нерчинский хребет. При этом артиллерию и обозы пришлось оставить у перевала, а пулеметы, разобранные на части, перевезли на конях.

Наконец, конная группа овладела районом Газимурского завода. Все это сопровождалось серьезными боями. В результате красные лишились своих основных баз, запасов, управления и связи с Амурским фронтом. Партизанскому движению в Восточном Забайкалье был нанесен сильнейший удар. Этот конный набег забайкальских, оренбургских и сибирских белоказаков, проделанный, несмотря на крайне неблагоприятный характер местности, с такой быстротой, является «одной из красивейших страниц» Белой борьбы в Забайкалье.

От Газимурского завода конная группа генерала Т. Артамонова, преодолев отрог Нерчинского хребта, вышла к реке Аргунь, между станицами Олочинской и Аргунской. Здесь казаки должны были перехватить путь крупному партизанскому отряду М. Якимова, отступавшему под ударами с фронта 3-го стрелкового корпуса генерала Молчанова. Но Якимов, мастер прорывов, и на этот раз воспользовался тем, что белоказаки были рассредоточены по нескольким пунктам. Ночью, навалившись всем своим отрядом на Забайкальскую казачью бригаду, он пробил на ее участке брешь и в очередной раз ускользнул.

Затем конная группа генерала Артамонова совершила тяжелый поход на Богдатский завод, Лоншаково, к реке Шилка с целью очистить от партизан и эти районы. Идти пришлось по гористой, дикой, безлюдной местности. На 100 верст от Богдатского завода до Лоншакова не было ни одного населенного пункта. По окончании этой операции группа Артамонова прекратила свое существование. Казачьи части посадили на пароходы и по реке Шилка перебросили в города Сретенск и Нерчинск. Сибирцы со своей Сводно-казачьей бригадой оказались в Нерчинске. Так закончились для сибирских казаков широкомасштабные и в целом успешные операции против партизан лета 1920 года.

Сибирская казачья батарея, потерявшая под Шелопугином орудия, со своим полком на Газимурский и Шилкинский заводы не ходила. После шелопугинской катастрофы ее разместили в пригородном поселке Зыряниха, в полуверсте к северо-западу от Нерчинска, и дали во временное пользование, для занятий, две трехдюймовки образца 1902 г.

Белые в июне удачно били партизан в районе Нерчинского завода, но при этом несли довольно большие потери и терпели нужду в боеприпасах. Тогда командование, чтобы помочь своим войскам, сформировало в городе Сретенске Шилкинскую речную флотилию боевых судов.

Эта «флотилия» состояла из двух колесных речных пароходов, вооруженных орудиями, тяжелыми пулеметами и защищенных мешками с песком и железными листами. Пароход «Стефан Левицкий» имел две устаревшие клиновые пушки образца 1877 г. и три-четыре пулемета, «Александр Бубнов» — одно трехдюймовое орудие образца 1900 г. и два пулемета. Пулеметные расчеты были составлены из пехотных офицеров и солдат, а для обслуживания судовой артиллерии «флотилии» взяли сибирских казаков. В эту необычную для конных артиллеристов командировку вместе с комбатом подполковником Яковлевым отправилось пять офицеров и «достаточное число казаков», то есть почти все офицеры и орудийные номера Сибирской казачьей батареи.

«Флотилия» прорвалась через партизанский район, вниз по реке Шилка, до деревни Усть-Кара и доставила туда столь необходимый белым транспорт с боеприпасами, продовольствием, обмундированием, а также санитарное судно. Во время этой операции сибирцы-батарейцы участвовали в больших боях с красными под Батами и Ломовской станицей, когда своим огнем они отгоняли противника от берега и обеспечивали высадки и закрепление речного десанта.

После похода на Усть-Кару «флотилия» была расформирована, и большинство казаков вернулось к месту постоянной стоянки Сибирской казачьей батареи в Зыряниху. Однако один пароход, «Стефан Левицкий», получил задачу патрулировать по Шилке от Сретенска до Усть-Кары, и при нем была оставлена небольшая команда сибирцев во главе с сотником Е.М. Красноусовым; из командировки она вернулась в свою часть в конце июля.

В июле—августе 1920 г. конные офицеры и казаки Сибирской казачьей батареи выполняли функцию конвоя при командире 2-го корпуса генерале Вержбицком, в том числе сопровождали его при передислокации штаба корпуса из Нерчинска на ст. Оловянная. Сибирцы своей расторопностью, лихостью, своими казачьими песнями доставляли Вержбицкому огромное удовольствие. Однако это прикомандирование в конвой осиротевшей без пушек батареи было следствием личных связей и изворотливости подполковника Яковлева.

Комбат сибирцев хоть и не был казаком и не очень-то любил бывать на огневых позициях во время боя, в то же время имел вид очень бравого казачьего офицера, чем и пользовался. Он со своими подтянутыми смышлеными артиллеристами, действительно, как нельзя лучше подходили на роль конвойцев. Тем более, новых орудий все равно не было. Однако Ф.Л. Глебов смотрел на это «батарейное самоопределение» весьма неодобрительно и стремился во что бы то ни стало прибрать батарею обратно к своим рукам. «Общественное мнение» сибирцев было на стороне командира Сибирского казачьего полка. Пока казаки отдыхали после летних боев с партизанами, требования Глебова оставались без ответа. Но когда полк перебросили на ст. Ага и поручили ему охранять значительный участок Железной дороги, людей для нарядов стало не хватать.

Тогда Вержбицкий, наконец, вернул батарею «в полк». Если А.В. Катанаев был снят с Сибирского казачьего полка весной 1920 г. в связи с разжалованием в рядовые за убийство офицера на банкете, то Н.Г. Яковлев поплатился должностью исключительно за стремление к легкой, красивой жизни при высоких штабах. Глебов воспользовался первым же случаем, чтобы отрешить его от командования. Впрочем, Яковлев не остался без дела: уехал в Читу и сумел устроиться там командиром батареи на один из бронепоездов.

Использованы материалы из книги: Шулдяков В.А. Гибель Сибирского казачьего войска. 1920-1922. Книга
II. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. - 607 с.

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.