шаблоны для dle, uaBIG.com - инструменты для вашего сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
» Путешествие в историю » Кадетские корпуса Российской империи 1732-1917 гг

Кадетские корпуса Российской империи 1732-1917 гг

Автор: zampolit
28-12-2016, 14:01
Кадетские корпуса Российской империи 1732-1917 гг

В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: в 1732 г. он представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России «Корпуса кадет» в Санкт-Петербурге для шляхетских детей от 13 до 18 лет.

Заведение это, прославившееся на всю Россию многими вышедшими из него известными деятелями как военного, так и гражданского ведомства, может служить образцом образовательных учреждений XVIII в. Корпус должен был готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, судей и даже актеров (так, при императрице Елизавете ввиду того, что в корпусе появился выдающийся кадет-драматург и актер А.П. Сумароков, туда была направлена для обучения, особенно иностранным языкам, прославившаяся в Ярославле провинциальная труппа актеров во главе с Ф.Г. Волковым).

Первый кадетский корпус не был в то время совершенно закрытым заведением: в него могли являться для прослушивания лекций и посторонние лица; например, известно, что А.В. Суворов, уже определенный 15 лет от роду в лейб-гвардии Семеновский полк, все-таки находил время слушать лекции по некоторым предметам в Сухопутном корпусе и брал из корпусной библиотеки для чтения различные книги.

В 1743 г., в царствование императрицы Елизаветы Петровны, благодаря графу И.И. Шувалову был открыт Морской корпус, а потому прежний корпус стал именоваться Сухопутным кадетским корпусом. Сюда поступали дети вельмож и знатных людей, и он стал предметом особых забот правительства.

В 1762 г., в царствование императрицы Екатерины II, артиллерийская и инженерная школа, открытая Петром Великим, были соединены и названы Артиллерийским и инженерным шляхетским корпусом. В 1778 г. генерал Зорич в городе Шклове, пожалованном ему императрицей Екатериной II, открыл на свои средства Благородное училище, из которого образовался потом 1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус.

В 1798 г. император Павел I учредил Военно-сиротский дом и отделения его при гарнизонных полках. В 1800 г. Императорский сухопутный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус — во 2-й кадетский корпус. При этом корпусе впоследствии было сформировано училище для подготовки поступавших на военную службу дворян к офицерскому званию. Училище это стало позже называться Дворянским полком.

В 1802 г., уже в правление Александра I, учреждается Пажеский корпус (пажи и камер-пажи были известны в России еще при Петре). В 1812 г. был открыт Финляндский кадетский корпус, а в 1814 г. Инженерное училище. В первый же год царствования императора Александра I предполагалось, согласно проекту князя П.А. Зубова, устроить 17 военных училищ, подготовительных для поступления в кадетские корпуса. Таких училищ успели открыть только три: в 1801 г. в Туле, в 1802 г. в Тамбове и в 1825 г. в Оренбурге (Неплюевское). В 1829 г. Императорский сиротский дом получил наименование Павловского кадетского корпуса.

При императоре Александре I было положено начало систематизации военно-учебных заведений, а окончательное устройство кадетских корпусов, приведение их в стройную систему и дальнейшее развитие завершилось в царствование Николая I (1825—1855). В эти годы уделяется особое внимание мерам по привлечению более достойных деятелей в учебно-воспитательную службу при кадетских корпусах.

Николай I в первые же дни своего правления повелел учредить Комитет под председательством Министра Народного Просвещения Л. Шишкова, дабы «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений Империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Такого же упорядочения требовали и военно-учебные заведения. Император Николай I с самого начала своего царствования изъявил непременную и твердую волю дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, поставив перед ними единую цель.

Для управления военно-учебными заведениями был учрежден Совет под непосредственным начальством брата императора —цесаревича Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г.) военно-учебные заведения находились под управлением другого брата Государя — великого князя Михаила Павловича, до его смерти в 1849 г.

Первое, с чего начал новый начальник великий князь Михаил Павлович, была централизация управления порученного ему обширного ведомства. В 1832 г. состоялось учреждение штаба Его Высочества по управлению Пажеским корпусом, всеми сухопутными кадетскими корпусами и Дворянским полком. На должность начальника этого штаба был назначен генерал-лейтенант А.И. Кривцов, которого заменил в 1835 г. гвардии полковник Я.И. Ростовцев, впоследствии сам занимавший должность главного начальника военно-учебных заведений.

В период управления Михаилом Павловичем военно-учебными заведениями была разработана новая система военного воспитания и устанавливался тот строго определенный порядок во внутренней жизни заведений, который сохранился в основных чертах вплоть до октября 1917 г.

После смерти великого князя Михаила Павловича главным начальником военно-учебных заведений был назначен наследник цесаревич Александр Николаевич. Итак, в течение всего царствования императора Николая 1 военно-учебные заведения находились под начальством царственных особ. За это время было открыто 12 кадетских корпусов:

Александровский (1829) для воспитания мальчиков сирот и детей заслуженных воинов дворянского происхождения для поступления в столичные кадетские корпуса. Он был упразднен в 1856 г.

Новгородский, графа Аракчеева (1834), переведенный впоследствии в Нижний Новгород (1866), Полоцкий (1835), Петровско-Полтавский (1840), Александровский-Брестский (1842), который был расформирован в 1863 г., Орловский-Бахтина (1843), Оренбургско-Неплюевское военное училище, преобразованное в кадетский корпус (1844), Михайловский-Воронежский (1845).

При открытии Орловского и Воронежского кадетских корпусов Тульский и Тамбовский корпуса были преобразованы в роты этих корпусов. Омское военное училище, учрежденное в 1826 г., преобразовано в Сибирский кадетский корпус (1845), 2-й Московский корпус (1849), Александровский сиротский институт в Москве был преобразован в Александровский кадетский корпус (1851), Киевский кадетский корпус (1852).

В 1852 г. при корпусах были основаны специальные классы, по окончании которых офицерам открывался доступ в Военные академии.

После смерти императора Николая I на престол вступил его сын Александр II. Правление этого императора — эпоха великих реформ, одной из которых была реформа военная. Преобразования затронули и военно-учебные заведения.

Вскоре после окончания Крымской кампании общество стало указывать на недостатки, существующие в кадетских корпусах. Дело в том, что строевая организация в корпусах того времени преобладала над учебной, и здесь получило распространение явление, подобное нашей современной «дедовщине» — так называемое царствование «старых кадет» или «закалов». Идеальные черты этого типа складывались из презрения ко всему, что называется «изнеженностью штатских», и преклонения перед физической силой и военной выправкой. Фронтовик, отлично вытягивающий носок ноги и подтягивающий приклад ружья так, чтобы оно не колебалось, предпочитался «франту», свободно говорившему на французском языке.
Кадетские корпуса Российской империи 1732-1917 гг

На противоположном от «старых кадет» полюсе разрасталась группа учеников иного плана. Воспитанники головного класса, оставляя ежегодно позади отстающих, уже в 1-м специальном классе блистали своими учебными успехами.

Назначенный в 1860 г. главным начальником военно-учебных заведений великий князь Михаил Николаевич прежде чем приступить к реформе кадетских корпусов, собрал мнения по этому вопросу у некоторых лиц высшего государственного управления, а также выдающихся деятелей Министерства народного просвещения и военно-учебного ведомства.

При этом выяснились следующие недостатки, а именно, в корпусах имело место: 1) смешение общего образования со специальным; 2) обучение в одних классах детей и юношей разных возрастов от 10 до 20 лет; 3) повышенная требовательность к строевой подготовке в ущерб классным занятиям; 4) дисциплинарные отношения, в которые ставились в равной мере 10-летние дети и взрослые юноши; 5) крайняя трудность замещения должности кадровых офицеров, которые соединяли бы в себе способности и подготовку педагога с качествами строевого офицера; 6) обширность учебных программ при недостатке времени для их выполнения; 7) отделение учебной части от воспитательной в связи с неодинаковым уровнем образования чинов учебного и воспитательного состава; 8) затрудненность содержания специальных классов при губернских кадетских корпусах.

Проект преобразования кадетских корпусов был удостоен одобрения императора Александра I в 1862 г. Кадетские корпуса были упразднены, и взамен них были учреждены военные гимназии.

Преобразование общих классов кадетских корпусов в военные гимназии было начато в 1863 г. К августу этого года Главным управлением военно-учебных заведений уже были разработаны «основные начала» реформы. Преобразование было начато со 2-го Петербургского кадетского корпуса, переименованного с начала 1863/64 учебного года в военную гимназию. В следующем году в военные гимназии были переименованы следующие кадетские корпуса: 1-й Петербургский, 1-й и 2-й Московский, Орловский.

Наконец в течение 1865 и 1866 гг. происходило преобразование Полтавского, Полоцкого, Воронежского, Новгородского, переведенного в Нижний Новгород, Орловского и 1-го Сибирского (Омского) кадетских корпусов.

Таким образом, в течение трех лет было создано 12 военных гимназий. Остальные кадетские корпуса, кроме Пажеского и Финляндского, были упразднены совсем.

Военным гимназиям был придан характер гражданских учебных заведений. В конце 1866 г. было разработано Положение о военных гимназиях. «Военные гимназии, — говорилось в этом Положении, — имеют целью доставить детям потомственных дворян, предназначенным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание».

Таким образом, военные гимназии так же, как и дореформенные кадетские корпуса, сохраняли сословно-дворянский характер. Лишь в некоторых военных гимназиях производился прием детей недворянского происхождения. Так, прием приходящих учеников из числа лиц всех сословий был допущен в Сибирской и Оренбургской военных гимназиях, создается ряд военных гимназий без интерната, куда принимались также лица всех сословий. Наконец, позднее в некоторые военные гимназии, как, например, в Симбирскую, принимались лица всех сословий и в число интернов.

Однако, несмотря на это, состав военных гимназий оставался почти исключительно дворянским. Так, в 1874—1876 гг. в военных гимназиях и общих классах Пажеского и Финляндского кадетских корпусов было 95% детей потомственных и личных дворян.
Когда Михаил Николаевич был назначен наместником Кавказа, ведомство военно-учебных заведений было введено в состав Военного министерства, где и было создано 21 января 1863 г. Главное управление военно-учебных заведений, которое подчинялось начальнику, а с 1867 г. — главному начальнику военно-учебных заведений. На эту должность был назначен генерал-майор Н.В. Исаков.

В 1863 г. из специальных классов кадетских корпусов были образованы три военных училища (1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское), а сами корпуса преобразовывались в военные гимназии, служившие подготовительными заведениями для этих училищ. Корпуса в Санкт-Петербурге — Павловский, в Москве — Александровский сиротский и в Вильно — Александровский были упразднены.
Кадетские корпуса Российской империи 1732-1917 гг

В 1865 г. Николаевское училище гвардейских юнкеров преобразовалось в Николаевское кавалерийское училище, а из его общих классов образовался приготовительный пансион.

Приготовительное и общее образование было отделено от специального, которое перешло к созданным военным училищам. Для общего образования и были созданы военные гимназии, которые заменили кадетские корпуса.

В общеобразовательных военно-учебных заведениях вместо воинской дисциплины было введено воспитание под руководством воспитателей, без участия унтер-офицеров или старших кадет. Для научной и строевой подготовки вольноопределяющихся к офицерскому званию открылось 16 пехотных юнкерских училищ.

В 1882 г., с приходом к власти императора Александра III, было решено приступить к новому преобразованию военно-учебных заведений, так как направление воспитания в них, а особенно в военных гимназиях, признавалось слишком либеральным, не соответствующим требованиям военной службы.

В докладе генерала П.С. Ванновского от 30 мая 1882 г. указывалось, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения». Поэтому признавалось необходимым: сохранить в них систематический среднеобразовательный курс и придать этим заведениям то направление, которое сделало бы их учреждениями, приготовительными для военных училищ. В бывших кадетских корпусах полагалось, тем не менее, соответственным образом постепенно приучать воспитанников к строгим требованиям дисциплины и к строю, сделав необходимые изменения в административной организации гимназий.

22 июля 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. В 1883 г. были организованы роты из двух старших классов; в 1885 г. в строевых ротах кадетских корпусов были учреждены должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров.
Кадетские корпуса Российской империи 1732-1917 гг

14 февраля 1886 г. было Высочайше утверждено «Положение о кадетских корпусах», при составлении которого были приняты основные положения: 1) на должность воспитателей в кадетских корпусах назначать впредь исключительно офицеров, удовлетворяющих необходимым для того требованиям как по нравственным качествам и образованию, так и по службе, опытности; 2) сохранив в корпусах деление воспитанников на возрасты, присвоить им наименование рот и назначить в каждую роту командира; 3) подготовительное строевое образование кадет возложить непосредственно на отделенных офицеров-воспитателей, под руководством ротных командиров; 4) в летний период выводить кадет двух старших классов в составе строевой роты в лагерь, где и занимать их преимущественно военно-подготовительными упражнениями; 5) в целях правильного военного воспитания усилить физическую подготовку кадет и принимать все меры к постепенному утверждению в них основных начал воинской дисциплины и нравственных качеств, необходимых будущему офицеру; 6) для замещения унтер-офицерами мест в ротном строю и для исполнения обязанностей старших кадет назначать лучших воспитанников 7-го класса в должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров строевой роты; 7) сохранить в кадетских корпусах общеобразовательный курс в прежнем (военно-гимназическом) объеме.

«Милютинские» военные гимназии, по единодушному убеждению общества, превосходившие во многом гражданские реальные гимназии, оказали, конечно, громадную услугу делу общего образования в России.

Новый 36-летний император, отдавая дань заслугам графа Д.А. Милютина, учредил в Симбирской, Тифлисской, 3-й Санкт-Петербургской и 3-й Московской военных гимназиях по одной стипендии имени графа Милютина.

Новым военным министром 22 мая 1881 г. был назначен командир 12-го армейского корпуса генерал-адъютант П.С. Ванновский. При новом начальнике военно-учебных заведений генерале Н.А. Махотине, в 1886 г., были изданы «Инструкции по воспитательной части кадетских корпусов». Практически параллельно с этим вышли «Инструкция должностным кадетам» и «Наставление для ведения внеклассных занятий». В 1889 г. вышли «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов».

В октябре 1894 г. Александр III скончался. А на престол вступил Николай II, коронованный в Москве 14 мая 1896 г. В конце 1899 г. главный начальник военно-учебных заведений генерал Н.А. Махотин покинул свой пост и был назначен членом Государственного совета, а 4 марта 1900 г. состоялось назначение на эту должность Его Императорского Высочества великого князя Константина Константиновича.
Кадетские корпуса Российской империи 1732-1917 гг

Константин Константинович принял военное ведомство при неблагоприятных условиях: педагогические требования, преобладавшие в «милютинских» военных гимназиях, были отчасти заглушены в новых корпусах командными отношениями и требованиями внешней дисциплины, учебное дело постепенно приходило в упадок, на неудовлетворительность его постановки постоянно жаловались военные училища.

В 1900 г. великий князь объехал и осмотрел все кадетские корпуса, за исключением Хабаровского, посещенного им лишь в 1909 г. Результатом объезда военно-учебных заведений явился приказ № 30 от 24 февраля 1901 г., в котором говорилось, что «закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать тем, чем они должны быть, цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону».

Вместе с этим великий князь заботился об увеличении числа учащихся в этих заведениях, вследствие чего было открыто несколько новых корпусов: Суворовский (в Варшаве), Сумский, Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский и Вольская военная школа, преобразованная в кадетский корпус.

Высочайшим приказом от 13 февраля 1901 года повелевалось десяти старейшим корпусам вновь выносить к строю пожалованные им в прежние времена знамена.

К концу царствования императора Николая II в России существовало 29 кадетских корпусов, не считая Пажеского и Морского. Четыре из них находились в Петербурге: 1-й кадетский, 2-й кадетский императора Петра Великого, императора Александра II и Николаевский кадетские корпуса. Три корпуса находилось в Москве (1-й Московский императрицы Екатерины II, 2-й Московский императора Николая II и 3-й Московский императора Александра II). Два корпуса располагались в Оренбурге (Оренбургский-Неплюевский и 2-й Оренбургский).

В остальных городах — по одному корпусу. В Варшаве — Суворовский кадетский корпус. В центре европейской части — Воронежский великого князя Михаила Павловича; Орловский-Бахтина, Полоцкий и Псковский кадетские корпуса. Четыре корпуса располагались на Украине (Владимирский-Киевский, Одесский, Петровско-Полтавский и Сумский).

Четыре корпуса размещались в Поволжье (Ярославский, Нижегородский графа Аракчеева, Симбирский и Вольский). В Новочеркасске располагался Донской императора Александра III. Два корпуса — на Кавказе (Владикавсказский и Тифлисский). Один в Средней Азии (Ташкентский наследника цесаревича). Три — в Сибири (1-й Сибирский императора Александра I в Омске, Иркутский и Хабаровский графа Муравьева-Амурского).

На особом положении находился Пажеский корпус, предназначавшийся для воспитания детей исключительно дворян и состоявший из семи общих классов кадетских корпусов и двух старших классов с курсом военных училищ.

Источник: Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732—1917 / А.Ю. Воробьева; Худож. О. Пархаев. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство Астрель», 2003. — 62, [2] с.: 8 цв. ил. — (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»).

Комментарий: 0
|
Другие новости по теме:
Добавление комментария




Реклама
Календарь
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Точное время
Карта
Найти рейсы
События
Счетчики
Яндекс.Метрика
Цены на топливо
Купить жилье