Кадетские корпуса Российской империи 1732-1917 гг

Опубликовал: zampolit, 28-12-2016, 14:01, Путешествие в историю, 7 793, 0

В России кадетский корпус впервые был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха: в 1732 г. он представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России «Корпуса кадет» в Санкт-Петербурге для шляхетских детей от 13 до 18 лет.

Заведение это, прославившееся на всю Россию многими вышедшими из него известными деятелями как военного, так и гражданского ведомства, может служить образцом образовательных учреждений XVIII в. Корпус должен был готовить не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, судей и даже актеров (так, при императрице Елизавете ввиду того, что в корпусе появился выдающийся кадет-драматург и актер А.П. Сумароков, туда была направлена для обучения, особенно иностранным языкам, прославившаяся в Ярославле провинциальная труппа актеров во главе с Ф.Г. Волковым).

Первый кадетский корпус не был в то время совершенно закрытым заведением: в него могли являться для прослушивания лекций и посторонние лица; например, известно, что А.В. Суворов, уже определенный 15 лет от роду в лейб-гвардии Семеновский полк, все-таки находил время слушать лекции по некоторым предметам в Сухопутном корпусе и брал из корпусной библиотеки для чтения различные книги.

В 1743 г., в царствование императрицы Елизаветы Петровны, благодаря графу И.И. Шувалову был открыт Морской корпус, а потому прежний корпус стал именоваться Сухопутным кадетским корпусом. Сюда поступали дети вельмож и знатных людей, и он стал предметом особых забот правительства.

В 1762 г., в царствование императрицы Екатерины II, артиллерийская и инженерная школа, открытая Петром Великим, были соединены и названы Артиллерийским и инженерным шляхетским корпусом. В 1778 г. генерал Зорич в городе Шклове, пожалованном ему императрицей Екатериной II, открыл на свои средства Благородное училище, из которого образовался потом 1-й Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус.

В 1798 г. император Павел I учредил Военно-сиротский дом и отделения его при гарнизонных полках. В 1800 г. Императорский сухопутный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус — во 2-й кадетский корпус. При этом корпусе впоследствии было сформировано училище для подготовки поступавших на военную службу дворян к офицерскому званию. Училище это стало позже называться Дворянским полком.

В 1802 г., уже в правление Александра I, учреждается Пажеский корпус (пажи и камер-пажи были известны в России еще при Петре). В 1812 г. был открыт Финляндский кадетский корпус, а в 1814 г. Инженерное училище. В первый же год царствования императора Александра I предполагалось, согласно проекту князя П.А. Зубова, устроить 17 военных училищ, подготовительных для поступления в кадетские корпуса. Таких училищ успели открыть только три: в 1801 г. в Туле, в 1802 г. в Тамбове и в 1825 г. в Оренбурге (Неплюевское). В 1829 г. Императорский сиротский дом получил наименование Павловского кадетского корпуса.

При императоре Александре I было положено начало систематизации военно-учебных заведений, а окончательное устройство кадетских корпусов, приведение их в стройную систему и дальнейшее развитие завершилось в царствование Николая I (1825—1855). В эти годы уделяется особое внимание мерам по привлечению более достойных деятелей в учебно-воспитательную службу при кадетских корпусах.

Николай I в первые же дни своего правления повелел учредить Комитет под председательством Министра Народного Просвещения Л. Шишкова, дабы «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений Империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Такого же упорядочения требовали и военно-учебные заведения. Император Николай I с самого начала своего царствования изъявил непременную и твердую волю дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, поставив перед ними единую цель.

Для управления военно-учебными заведениями был учрежден Совет под непосредственным начальством брата императора —цесаревича Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г.) военно-учебные заведения находились под управлением другого брата Государя — великого князя Михаила Павловича, до его смерти в 1849 г.

Первое, с чего начал новый начальник великий князь Михаил Павлович, была централизация управления порученного ему обширного ведомства. В 1832 г. состоялось учреждение штаба Его Высочества по управлению Пажеским корпусом, всеми сухопутными кадетскими корпусами и Дворянским полком. На должность начальника этого штаба был назначен генерал-лейтенант А.И. Кривцов, которого заменил в 1835 г. гвардии полковник Я.И. Ростовцев, впоследствии сам занимавший должность главного начальника военно-учебных заведений.

В период управления Михаилом Павловичем военно-учебными заведениями была разработана новая система военного воспитания и устанавливался тот строго определенный порядок во внутренней жизни заведений, который сохранился в основных чертах вплоть до октября 1917 г.

После смерти великого князя Михаила Павловича главным начальником военно-учебных заведений был назначен наследник цесаревич Александр Николаевич. Итак, в течение всего царствования императора Николая 1 военно-учебные заведения находились под начальством царственных особ. За это время было открыто 12 кадетских корпусов:

Александровский (1829) для воспитания мальчиков сирот и детей заслуженных воинов дворянского происхождения для поступления в столичные кадетские корпуса. Он был упразднен в 1856 г.

Новгородский, графа Аракчеева (1834), переведенный впоследствии в Нижний Новгород (1866), Полоцкий (1835), Петровско-Полтавский (1840), Александровский-Брестский (1842), который был расформирован в 1863 г., Орловский-Бахтина (1843), Оренбургско-Неплюевское военное училище, преобразованное в кадетский корпус (1844), Михайловский-Воронежский (1845).

При открытии Орловского и Воронежского кадетских корпусов Тульский и Тамбовский корпуса были преобразованы в роты этих корпусов. Омское военное училище, учрежденное в 1826 г., преобразовано в Сибирский кадетский корпус (1845), 2-й Московский корпус (1849), Александровский сиротский институт в Москве был преобразован в Александровский кадетский корпус (1851), Киевский кадетский корпус (1852).

В 1852 г. при корпусах были основаны специальные классы, по окончании которых офицерам открывался доступ в Военные академии.

После смерти императора Николая I на престол вступил его сын Александр II. Правление этого императора — эпоха великих реформ, одной из которых была реформа военная. Преобразования затронули и военно-учебные заведения.

Вскоре после окончания Крымской кампании общество стало указывать на недостатки, существующие в кадетских корпусах. Дело в том, что строевая организация в корпусах того времени преобладала над учебной, и здесь получило распространение явление, подобное нашей современной «дедовщине» — так называемое царствование «старых кадет» или «закалов». Идеальные черты этого типа складывались из презрения ко всему, что называется «изнеженностью штатских», и преклонения перед физической силой и военной выправкой. Фронтовик, отлично вытягивающий носок ноги и подтягивающий приклад ружья так, чтобы оно не колебалось, предпочитался «франту», свободно говорившему на французском языке.

На противоположном от «старых кадет» полюсе разрасталась группа учеников иного плана. Воспитанники головного класса, оставляя ежегодно позади отстающих, уже в 1-м специальном классе блистали своими учебными успехами.

Назначенный в 1860 г. главным начальником военно-учебных заведений великий князь Михаил Николаевич прежде чем приступить к реформе кадетских корпусов, собрал мнения по этому вопросу у некоторых лиц высшего государственного управления, а также выдающихся деятелей Министерства народного просвещения и военно-учебного ведомства.

При этом выяснились следующие недостатки, а именно, в корпусах имело место: 1) смешение общего образования со специальным; 2) обучение в одних классах детей и юношей разных возрастов от 10 до 20 лет; 3) повышенная требовательность к строевой подготовке в ущерб классным занятиям; 4) дисциплинарные отношения, в которые ставились в равной мере 10-летние дети и взрослые юноши; 5) крайняя трудность замещения должности кадровых офицеров, которые соединяли бы в себе способности и подготовку педагога с качествами строевого офицера; 6) обширность учебных программ при недостатке времени для их выполнения; 7) отделение учебной части от воспитательной в связи с неодинаковым уровнем образования чинов учебного и воспитательного состава; 8) затрудненность содержания специальных классов при губернских кадетских корпусах.

Проект преобразования кадетских корпусов был удостоен одобрения императора Александра I в 1862 г. Кадетские корпуса были упразднены, и взамен них были учреждены военные гимназии.

Преобразование общих классов кадетских корпусов в военные гимназии было начато в 1863 г. К августу этого года Главным управлением военно-учебных заведений уже были разработаны «основные начала» реформы. Преобразование было начато со 2-го Петербургского кадетского корпуса, переименованного с начала 1863/64 учебного года в военную гимназию. В следующем году в военные гимназии были переименованы следующие кадетские корпуса: 1-й Петербургский, 1-й и 2-й Московский, Орловский.

Наконец в течение 1865 и 1866 гг. происходило преобразование Полтавского, Полоцкого, Воронежского, Новгородского, переведенного в Нижний Новгород, Орловского и 1-го Сибирского (Омского) кадетских корпусов.

Таким образом, в течение трех лет было создано 12 военных гимназий. Остальные кадетские корпуса, кроме Пажеского и Финляндского, были упразднены совсем.

Военным гимназиям был придан характер гражданских учебных заведений. В конце 1866 г. было разработано Положение о военных гимназиях. «Военные гимназии, — говорилось в этом Положении, — имеют целью доставить детям потомственных дворян, предназначенным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание».

Таким образом, военные гимназии так же, как и дореформенные кадетские корпуса, сохраняли сословно-дворянский характер. Лишь в некоторых военных гимназиях производился прием детей недворянского происхождения. Так, прием приходящих учеников из числа лиц всех сословий был допущен в Сибирской и Оренбургской военных гимназиях, создается ряд военных гимназий без интерната, куда принимались также лица всех сословий. Наконец, позднее в некоторые военные гимназии, как, например, в Симбирскую, принимались лица всех сословий и в число интернов.

Однако, несмотря на это, состав военных гимназий оставался почти исключительно дворянским. Так, в 1874—1876 гг. в военных гимназиях и общих классах Пажеского и Финляндского кадетских корпусов было 95% детей потомственных и личных дворян.
Когда Михаил Николаевич был назначен наместником Кавказа, ведомство военно-учебных заведений было введено в состав Военного министерства, где и было создано 21 января 1863 г. Главное управление военно-учебных заведений, которое подчинялось начальнику, а с 1867 г. — главному начальнику военно-учебных заведений. На эту должность был назначен генерал-майор Н.В. Исаков.

В 1863 г. из специальных классов кадетских корпусов были образованы три военных училища (1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское), а сами корпуса преобразовывались в военные гимназии, служившие подготовительными заведениями для этих училищ. Корпуса в Санкт-Петербурге — Павловский, в Москве — Александровский сиротский и в Вильно — Александровский были упразднены.

В 1865 г. Николаевское училище гвардейских юнкеров преобразовалось в Николаевское кавалерийское училище, а из его общих классов образовался приготовительный пансион.

Приготовительное и общее образование было отделено от специального, которое перешло к созданным военным училищам. Для общего образования и были созданы военные гимназии, которые заменили кадетские корпуса.

В общеобразовательных военно-учебных заведениях вместо воинской дисциплины было введено воспитание под руководством воспитателей, без участия унтер-офицеров или старших кадет. Для научной и строевой подготовки вольноопределяющихся к офицерскому званию открылось 16 пехотных юнкерских училищ.

В 1882 г., с приходом к власти императора Александра III, было решено приступить к новому преобразованию военно-учебных заведений, так как направление воспитания в них, а особенно в военных гимназиях, признавалось слишком либеральным, не соответствующим требованиям военной службы.

В докладе генерала П.С. Ванновского от 30 мая 1882 г. указывалось, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения». Поэтому признавалось необходимым: сохранить в них систематический среднеобразовательный курс и придать этим заведениям то направление, которое сделало бы их учреждениями, приготовительными для военных училищ. В бывших кадетских корпусах полагалось, тем не менее, соответственным образом постепенно приучать воспитанников к строгим требованиям дисциплины и к строю, сделав необходимые изменения в административной организации гимназий.

22 июля 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. В 1883 г. были организованы роты из двух старших классов; в 1885 г. в строевых ротах кадетских корпусов были учреждены должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров.

14 февраля 1886 г. было Высочайше утверждено «Положение о кадетских корпусах», при составлении которого были приняты основные положения: 1) на должность воспитателей в кадетских корпусах назначать впредь исключительно офицеров, удовлетворяющих необходимым для того требованиям как по нравственным качествам и образованию, так и по службе, опытности; 2) сохранив в корпусах деление воспитанников на возрасты, присвоить им наименование рот и назначить в каждую роту командира; 3) подготовительное строевое образование кадет возложить непосредственно на отделенных офицеров-воспитателей, под руководством ротных командиров; 4) в летний период выводить кадет двух старших классов в составе строевой роты в лагерь, где и занимать их преимущественно военно-подготовительными упражнениями; 5) в целях правильного военного воспитания усилить физическую подготовку кадет и принимать все меры к постепенному утверждению в них основных начал воинской дисциплины и нравственных качеств, необходимых будущему офицеру; 6) для замещения унтер-офицерами мест в ротном строю и для исполнения обязанностей старших кадет назначать лучших воспитанников 7-го класса в должности вице-фельдфебеля и вице-унтер-офицеров строевой роты; 7) сохранить в кадетских корпусах общеобразовательный курс в прежнем (военно-гимназическом) объеме.

«Милютинские» военные гимназии, по единодушному убеждению общества, превосходившие во многом гражданские реальные гимназии, оказали, конечно, громадную услугу делу общего образования в России.

Новый 36-летний император, отдавая дань заслугам графа Д.А. Милютина, учредил в Симбирской, Тифлисской, 3-й Санкт-Петербургской и 3-й Московской военных гимназиях по одной стипендии имени графа Милютина.

Новым военным министром 22 мая 1881 г. был назначен командир 12-го армейского корпуса генерал-адъютант П.С. Ванновский. При новом начальнике военно-учебных заведений генерале Н.А. Махотине, в 1886 г., были изданы «Инструкции по воспитательной части кадетских корпусов». Практически параллельно с этим вышли «Инструкция должностным кадетам» и «Наставление для ведения внеклассных занятий». В 1889 г. вышли «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов».

В октябре 1894 г. Александр III скончался. А на престол вступил Николай II, коронованный в Москве 14 мая 1896 г. В конце 1899 г. главный начальник военно-учебных заведений генерал Н.А. Махотин покинул свой пост и был назначен членом Государственного совета, а 4 марта 1900 г. состоялось назначение на эту должность Его Императорского Высочества великого князя Константина Константиновича.

Константин Константинович принял военное ведомство при неблагоприятных условиях: педагогические требования, преобладавшие в «милютинских» военных гимназиях, были отчасти заглушены в новых корпусах командными отношениями и требованиями внешней дисциплины, учебное дело постепенно приходило в упадок, на неудовлетворительность его постановки постоянно жаловались военные училища.

В 1900 г. великий князь объехал и осмотрел все кадетские корпуса, за исключением Хабаровского, посещенного им лишь в 1909 г. Результатом объезда военно-учебных заведений явился приказ № 30 от 24 февраля 1901 г., в котором говорилось, что «закрытое заведение обязано по мере нравственного роста своих воспитанников, постепенно поднимать в них сознание человеческого достоинства и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Только при этом условии воспитанники старших классов могут стать тем, чем они должны быть, цветом и гордостью своих заведений, друзьями своих воспитателей и разумными направителями общественного мнения всей массы воспитанников в добрую сторону».

Вместе с этим великий князь заботился об увеличении числа учащихся в этих заведениях, вследствие чего было открыто несколько новых корпусов: Суворовский (в Варшаве), Сумский, Хабаровский, Владикавказский, Ташкентский и Вольская военная школа, преобразованная в кадетский корпус.

Высочайшим приказом от 13 февраля 1901 года повелевалось десяти старейшим корпусам вновь выносить к строю пожалованные им в прежние времена знамена.

К концу царствования императора Николая II в России существовало 29 кадетских корпусов, не считая Пажеского и Морского. Четыре из них находились в Петербурге: 1-й кадетский, 2-й кадетский императора Петра Великого, императора Александра II и Николаевский кадетские корпуса. Три корпуса находилось в Москве (1-й Московский императрицы Екатерины II, 2-й Московский императора Николая II и 3-й Московский императора Александра II). Два корпуса располагались в Оренбурге (Оренбургский-Неплюевский и 2-й Оренбургский).

В остальных городах — по одному корпусу. В Варшаве — Суворовский кадетский корпус. В центре европейской части — Воронежский великого князя Михаила Павловича; Орловский-Бахтина, Полоцкий и Псковский кадетские корпуса. Четыре корпуса располагались на Украине (Владимирский-Киевский, Одесский, Петровско-Полтавский и Сумский).

Четыре корпуса размещались в Поволжье (Ярославский, Нижегородский графа Аракчеева, Симбирский и Вольский). В Новочеркасске располагался Донской императора Александра III. Два корпуса — на Кавказе (Владикавсказский и Тифлисский). Один в Средней Азии (Ташкентский наследника цесаревича). Три — в Сибири (1-й Сибирский императора Александра I в Омске, Иркутский и Хабаровский графа Муравьева-Амурского).

На особом положении находился Пажеский корпус, предназначавшийся для воспитания детей исключительно дворян и состоявший из семи общих классов кадетских корпусов и двух старших классов с курсом военных училищ.

Источник: Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732—1917 / А.Ю. Воробьева; Худож. О. Пархаев. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство Астрель», 2003. — 62, [2] с.: 8 цв. ил. — (Военно-историческая серия «СОЛДАТЪ»).
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2020 (17)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt