Топ-100

Добровольцы Сибирской белой армии 1918 года

Опубликовал: zampolit, 10-12-2016, 19:16, Путешествие в историю, 1 444, 0

Одновременно с приказом о мобилизации офицеров 1 июня 1918 г. вышли в свет «Временные условия формирования сибирских добровольческих полков в Западно-Сибирском военном округе», подписанные уполномоченным Временного Сибирского правительства М.Я. Линдбергом, заведующим военным отделом Западно-Сибирского комиссариата Н.В. Фоминым и командующим войсками округа полковником А.Н. Гришиным-Алмазовым.

В Сибирскую добровольческую армию принимались все граждане не моложе 18 лет, «незапятнанные нравственно и изъявившие искреннюю готовность преданно служить идее народовластия, осуществляемой Временным Сибирским правительством». Срок службы устанавливался в 6 месяцев.

Определенная часть добровольцев, вступившая в отряды для защиты своих населенных пунктов, не пожелала продолжать службу в рядах регулярной армии. В результате, когда пришло время выступать на фронт, численность некоторых добровольческих отрядов существенно сократилась. Из 370 казаков, составлявших сформированный в Омске дивизион Сводного казачьего полка, к концу июня 230 человек разошлись по домам. Из 72 бойцов русско- киргизского отряда поручика Карманова осталось всего 20 человек. В целом, однако, эта убыль была незначительной и многократно восполнялась за счет новых добровольцев.

В ряде случаев строевые начальники имели серьезные претензии к боевым качествам добровольцев. Начальник левой боевой колонны 4-й Сибирской стрелковой дивизии полковник И.С. Смолин в приказании от 28 августа 1918 г. следующим образом оценивал деятельность своих частей: «Операции 19 и 26 сего августа, не взирая на наше превосходство в отношении артиллерии, и даже числа штыков, особенно правого отряда, по сравнению с противником, не взирая на тщательную подготовку обстановки и этой операции, не достигли желаемого результата только потому, что вновь сформированные роты, либо исключительно состоявшие из солдат-добровольцев, либо в значительной своей части состоявшие из этих последних, не только не проявили в нужный момент достаточного порыва и устойчивости, но даже своим малодушным поведением вносили панику в ряды других более устойчивых бойцов...».

В тыловых районах Сибирской армии ряд добровольцев отметились в воровстве и разбое. Так, за кражу казенных вещей 30 июня 1918 г. командир Степного Сибирского корпуса уволил со службы солдат-добровольцев Омской конвойной команды - П. Кистенева, В. Мельникова, И. Боярищева, Л. Крейнера, А. Пулякина, А. Валящева, С. Печенаца, С. Чикалова, X. Хабиорахманова и И. Мартынова.

29 июля за воровство были изгнаны из той же команды солдаты И. Мельников и Н. Жарич. 2 сентября за растрату казенного имущества командир 17-го Семипалатинского Сибирского стрелкового полка уволил со службы добровольца И. Лебедева. Фамилии всех вышеперечисленных лиц были объявлены в приказаниях начальника штаба Степного Сибирского корпуса во избежание возможности повторного поступления воров на службу в другие части Сибирской армии.

В приказании начальника штаба того же корпуса от 21 сентября 1918 г. сообщалось, что доброволец 19-го Петропавловского Сибирского стрелкового полка И. Черкасов, а также солдаты Сербской добровольческой конвойной роты М. Гайч, Т. Тодорович, Б. Бранкович, М. Бойч, И. Адамович, Р. Миюк, А. Кристич и Д. Мишич бежали со службы, захватив казенное имущество. Всем, знающим их местопребывание, предлагалось обращаться в штаб корпуса.

В ночь на 26 августа 1918 г. солдаты-добровольцы Новониколаевской местной команды А. И. Попов и Ф. А. Смирнов похитили из склада Новониколаевского военно-промышленного комитета 550 аршин ткани защитного цвета и 10 шинелей, всего на сумму 6 тыс. рублей. Похищенное имущество они спрятали в расположении местной команды, откуда оно вновь было украдено их сослуживцами добровольцами В.К. Шитиковым, Н.Т. Пчелкиным, И.М. Марнутовым, И.К. Дунькиным и Ф. Башкировым.

19 октября 1918 г. газета «Народная Сибирь» сообщила о преступлении, совершенном в селе Берском: несколько добровольцев Каменского гарнизона во главе со старшим унтер-офицером Золовым произвели вооруженное нападение на гражданку Лукьянову, отобрали у нее 2 тыс. рублей, после чего скрылись.

В ночь на 12 декабря 1918 г. гусары третьего эскадрона 1-го Томского гусарского полка Назаров, Кухтин, Васильев, Лаптев и Золотое, вооруженные винтовками и шашками, по приказанию вахмистра Чижова произвели несанкционированный обыск у гражданки г. Барнаула Четыркиной и, найдя у нее 5 бутылок водки, получили путем вымогательства 1 тыс. рублей. Преступников задержали чины городской милиции. По приговору Барнаульского военно-полевого суда 17 декабря Кухтин, Лаптев и Назаров были осуждены к ссылке в каторжные работы с лишением всех прав состояния: первый на 15, второй - на 12 и третий - на 10 лет. Золотое и Васильев, как не принимавшие активного участия в разбое, были оправданы, а дело вахмистра Чижова - направлено в Военно-окружной суд.

Приведенные факты свидетельствуют о неоднозначности и противоречивости добровольчества в Сибирской армии. В то же время нет сомнения в том, что большинство добровольцев являлось бескорыстными борцами с большевизмом. Именно они вместе с офицерами вынесли на своих плечах основную тяжесть боевых операций на фронтах летом-осенью 1918 г.

В связи со слабым притоком добровольцев в Сибирскую армию летом 1918 г. Р. Гайда, А.Н. Пепеляев и А.В. Эллерц-Усов выступили с инициативой о пополнении ее рядов путем мобилизации лиц, имевших образовательный ценз. Это предложение, не встретив сочувствия у руководителей Временного Сибирского правительства, было, тем не менее, частично реализовано на территории Восточной Сибири.

22 июля 1918 г. главный начальник Иркутского военного округа полковник А. В. Эллерц-Усов приказал всем гражданам в возрасте от 18 до 25 лет, имевшим высшее или среднее образование, а также закончившим четыре класса средних учебных заведений и получившим права вольноопределяющихся второго разряда, явиться в семидневный срок в управление Иркутского уездного воинского начальника для постановки на учет. Первым днем явки назначалось 23 июля. Приказом от 9 августа Эллерц-Усов объявил призыв на военную службу всех вышеперечисленных категорий граждан. 10 августа им следовало явиться в управление воинского начальника для зачисления в войска. Данный контингент был использован для укомплектования Иркутского кадрового полка особого назначения.

Объявление призыва в армию не казачьего населения являлось компетенцией Временного Сибирского правительства, и полковник А.В. Эллерц-Усов, осуществив самочинную мобилизацию, превысил свои полномочия. Его мероприятия вызвали в Омске негативную оценку. 23 августа 1918 г. временно управляющий Военным министерством генерал М.К. Менде направил иркутскому военному прокурору телеграмму с требованием привлечь А.В. Эллерц-Усова к ответственности, так как в его действиях были обнаружены «признаки преступных деяний». В телеграмме указывалось также, что на время следствия мерой пресечения в отношении Эллерц-Усова может быть избрано и устранение его от должности.

К тому времени, когда телеграмма генерала Менде достигла Иркутска, мобилизация уже завершилась, и полковник А.В. Эллерц-Усов не нашел возможным сразу распустить всех мобилизованных по домам. Следственная комиссия не решилась поставить вопрос об его устранении. Генерал П.П. Иванов-Ринов, заменивший А.Н. Гришина-Алмазова на постах управляющего военным министерством Временного Сибирского правительства и командующего Сибирской армией, отнесся к самодеятельности А. В. Эллерц- Усова весьма благосклонно. По крайней мере, самоуправство Эллерц-Усова не стало препятствием для назначения его командиром IV Восточно- Сибирского корпуса и производства в генерал-майоры.

Призыв в войска лиц с образовательным цензом являлся незаконным, и Эллерц-Усов в конце концов был вынужден принять решение об их демобилизации. В приказе от 18 октября 1918 г. он сообщил, что молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, призванные и зачисленные в войска в августе 1918 г., подлежат освобождению от службы, начиная с 1 ноября 1918 г. В первую очередь предполагалось освободить 18-летних, а затем и остальные возрасты, кроме родившихся в 1898 и 1899 гг., как подлежавших обязательному призыву.

Но в это время Иркутский кадровый полк особого назначения находился во Владивостоке в качестве конвоя при командующем Сибирской армией генерале П.П. Иванове-Ринове, в силу чего предполагаемая демобилизация не была осуществлена по крайней мере до середины декабря 1918 г.

В составе Сибирской армии находились вооруженные формирования Оренбургского, Сибирского, Забайкальского, Семиреченского, Амурского, Уссурийского, Енисейского и Иркутского казачьих войск. Мобилизации казаков в армию осуществлялись не по приказам командующего Сибирской армией, а по распоряжениям атаманов, кругов или правительств соответствующих казачьих войск. Объявляемые мобилизации в значительной степени выражали непосредственное стремление казачества участвовать с оружием в руках в борьбе против большевиков.
В течение лета 1918 г. боевой состав Сибирской армии неуклонно возрастал, достигнув к началу сентября 60259 бойцов, в том числе 23147 пехотинцев, 14888 кавалеристов и 22224 невооруженных добровольцев.

Самым крупным по численности войск в Сибирской армии был III Уральский корпус, составлявший к осени 1918 г. около половины ее боевого состава. Однако в отличие от I Средне-Сибирского и II Степного Сибирского корпусов, в которых офицеры составляли соответственно 60 и 20 % личного состава, в Уральском корпусе к 31 июля 1918 г. имелся всего 651 офицер, или 5 % его боевого состава. I Средне-Сибирский корпус являлся самым малочисленным в Сибирской армии, но зато его полки были преимущественно офицерскими. В рядах этого корпуса состояло до 58 % офицеров всей Сибирской армии.

А.Н. Гришин-Алмазов сознавал, что в малонаселенной Сибири добровольчество как источник комплектования армии вскоре иссякнет. Однако приступить к обязательному призыву он считал возможным только тогда, когда будут хоть сколько-нибудь подготовлены казармы, обмундирование, снаряжение, унтер-офицерский состав, подробный план набора и распределения контингента.

Использованы материалы монографии Д.Г. Симонова "Белая Сибирская армия в 1918 году", Новосибирск, 2010 г.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (36)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.