Омск моторостроительный
Опубликовал: zampolit, 23-11-2016, 08:49, Путешествие в историю, 1 176, 0
ФГУП «ОМО имени П.И. Баранова» основано в 1916 году (Петроградское АО «Дека» город Александровск (ныне Запорожье). В декабре 1920 года предприятие национализируется, ему присваивается имя «Большевик» - Госавиазавод № 9. В 1925 году на заводе был налажен серийный выпуск двигателей М-6. В 1927 году завод вновь переименован в Государственный союзный завод № 29. Начато производство двигателей М-11, М-22, М-85. В 1933 году заводу присвоено имя Петра Ионовича Баранова - революционера-подпольщика, солдата и командира, комиссара и строителя, начальника ВВС Красной Армии (с 1925 года), под непосредственным руководством которого проходило восстановление и техническое перевооружение завода в послевоенные годы.
12 августа 1941 года по приказу народного комиссара авиационной промышленности на основании постановления ГКО завод эвакуируется из Запорожья в город Омск. 7 ноября 1941 года произведено испытание первого двигателя М-88Б, собранного в Омске.
В середине 80-х годов на здании корпуса № 34, где в 1941-м году был установлен испытательный балансировочный станок, появилась мемориальная доска. Рядом с барельефом оригинального авиационного символа на ней отлиты слова, которые называют дату рождения первого омского авиадвигателя и фамилии испытателей, давших ему путевку в жизнь.
С января 1942 года завод начал работать в полную силу. В 1943 году наладили выпуск моторов АШ-82ФН, предназначавшихся для истребителей и бомбардировщиков. Именно этим авиамотором оснащались истребители Ла-5 и Ла-7, сыгравшие важную роль в боевых операциях советской авиации на фронтах Великой Отечественной войны. АШ-82ФН устанавливался на пикирующий бомбардировщик Ту-2 и тяжелый бомбардировщик Пе-8.
За образцовое выполнение заданий по серийному производству моторов завод в 1944 году был награжден орденом Трудового Красного знамени, а в 1945 году - орденом Ленина. В послевоенный период завод продолжает совершенствовать производство авиадвигателей. Выпускаются двигатели АШ-82Т для ИЛ-14, АШ-82В для вертолета Ми-8.
Неоценим вклад заводских технологов в организацию производства маршевых и рулевых жидкостно-реактивных двигателей для ракетной техники. В 1959 году предприятием было освоено производство жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД) конструкции В.Н. Глушко: РД-214 для ракеты Р-12, РД-216 для Р-14, РД-218 для Р-16 и РД-219 для второй ступени космической ракеты-носителя, разработанной на основе Р-14. В семидесятые годы освоен выпуск маршевых ЖРД Александра Конопатова для второй ступени МБР УР-100Н. Изготовлением ЖРД омские моторостроители занимались 18 лет-с 1958 по 1975 год.
В 1963 году начато освоение производства и выпуск газотурбинных двигателей ГТД-ЗФ, ГТД-ЗМ с редуктором РВ-ЗМ для вертолета КА-25. В 1967 году омские моторостроители стали готовиться к выпуску нового поколения двигателей: турбореактивных (ТРДФ изделие 89) большой мощности. После освоения и запуска в серийное производство турбореактивного форсированного двигателя АА-2ФЗА, давшего жизнь самолетам Су-17 (истребителю-бомбардировщику) и Су-24 (штурмовику) генерального конструктора ПО Сухого, основные усилия технологов сосредоточились на повышении надежности изделия в эксплуатации, увеличении его моторесурса.
В 1971 году за успешное выполнение заданий восьмой пятилетки коллектив завода был награжден орденом Октябрьской Революции.
В 1978 году производственное объединение начало освоение и производство вспомогательной силовой установки ВСУ-10 для самолетов ИА-86, ИА-96-300.
В 1979 году на базе завода создается «Омское моторостроительное производственное объединение имени П.И. Баранова», включающее в себя филиал в поселке Крутая горка, впоследствии преобразованный в Крутогорский машиностроительный завод, и Завод коробок передач.
В 1983 году осваивается и налаживается серийное производство реактивного двигателя РД-33 для самолетов МиГ-29. 1989 год - освоение производства двигателя ТВ7-117С для самолета ИЛ-114. В 1993 году начинается освоение производства турбовинтового двигателя ТВД-20 для АН-3 и нового поколения самолетов АН-38.
С 2000 года предприятие входит в состав Российского авиационно-космического агентства.
В 2003 году ФГУП «ОМО имени П.И. Баранова» получило право самостоятельной внешнеэкономической деятельности в части, касающейся ремонта, поставки запасных частей и технического обслуживания авиационных двигателей РД-33 и АЛ21 -ФЗА. Это позволило значительно расширить сферу производственно- коммерческой деятельности предприятия, самостоятельно заключать контракты с иностранными партнерами и осуществлять вышеуказанные работы во всех зарубежных странах, где эксплуатируется данная техника.
В настоящее время заключены контракты с Министерствами обороны Сирии, Ирана и Индии. Существуют перспективы развития сотрудничества с дальнейшим заключением контрактов со странами Бангладеш, Казахстан, Вьетнам.
Адрес: 644021, г. Омск-21, ул. Б. Хмельницкого, 283; ул. Л. Чайкиной, 10