Исилькуль возник из железнодорожной станции
Опубликовал: harlov, 20-11-2016, 11:31, Путешествие в историю, 1 783, 0
Город Исилькуль Омской области возник вместе с железной дорогой. В 1894 году между Челябинском и Омском, вернее — Куломзино, пролегла железнодорожная линия, а спустя год по северную сторону полотна, в 138 километрах от Куломзино, было выстроено небольшое деревянное станционное здание.
Неподалеку лежало мелкое, наполовину заросшее камышом, озеро. Казахи, кочевавшие в этих местах со своими стадами, называли его гнилым. Исиль-Куль — гнилое озеро. Новую станцию тоже назвали так. Очевидно, железнодорожное начальство не разобралось в значении казахских слов, а может быть, полагало вполне подходящим подобное название.
В 1895 году на карту железных дорог Российской империи была занесена новая станция Исилькуль. В «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге», изданном в 1902 году, есть такое описание этой станции:
«Станция Исиль-Куль — IV класса. При станции — приемный покой, церковь в честь святителей Петра, Алексия, Иоанна, Филиппа и одноклассная начальная церковноприходская школа имени протоиерея Иоанна Сергиева. Район влияния станции дает ежегодно для отправки разного груза свыше 100000 пудов (хлеб, масло, сало, мясо, шерсть)».
Вблизи станции образовался небольшой поселок Павловка. Его первые жители — крестьяне-переселенцы из Орловской губернии — сгрузили свои небогатые пожитки из товарного вагона, и осели у полотна железной дороги. Среди этих новоселов был только один грамотный человек — семнадцатилетний сын переселенца Жмака — Павел. У себя на Орловщине он закончил приходскую школу и еще в пути начал писать под диктовку переселенцев письма в родные села. Почти все они рассказывали об одном — о переселенческом горе, о тоске по родным местам.
Когда осели на новых местах, Павел Жмак стал вести письмоводство переселенцев. Так повелось: если кому-нибудь нужно было написать прошение о выдаче семенной ссуды, отводе нового участка, жалобу на притеснения, переселенцы говорили: «Надо идти к Павлу». К нему обращались из соседних сел; за десятки верст шли к Павлу люди со своими бедами. От этого человека и пошло название поселка — Павловка, сейчас слившегося с городом Исиль-Кулем.
Новая станция Исиль-Куль была первым этапом на пути, по которому двигался поток переселенцев, осваивавших среднее Прииртышье, северо-запад Казахстана. Здесь был крупный переселенческий пункт, склад сельскохозяйственных машин, лесной склад.
По обе стороны железной дороги раскинулась равнина — то совершенно плоская, то набухшая невысокими волнами увалов, древних курганов, изрезанная логами высохших рек — Великая Западно-Сибирская низменность. Голод, малоземелье, тяжкий помещичий гнет гнали из насиженных гнезд в эти незаселенные места крестьян центральных губерний России, Украины, Белоруссии.
Из товарных вагонов с надписью переселенческого управления — «8 лошадей — 40 человек» сгружали здесь свой немудрый скарб крестьяне из пензенских, тамбовских, черниговских, полтавских деревень. Чаще всего лошадей в вагонах не было, зато людей было набито столько, что нередко отсюда выносили задохнувшихся детей, стариков, не выдержавших тяжкого пути и «заселявших» пристанционные погосты. Из Исиль-Куля переселенцы шли на юг, дальше в степь.
В летнюю пору над степью стоял надсадный тоскливый скрип переселенческих обозов. За телегами, за тачками брели утомленные люди, оставляя на пути за собой след — могилы близких, тех, кто не выдержал переселения. Часть переселенцев оседала близ железной дороги, нанималась работать на станцию.
Вслед за поселением Павловкой появилось Городище. Его заселили пензяки – выходцы из Пензенской губернии. На юго-западе, напротив станции, выросла деревня Березовка. Это была «пестрая» деревня. Тут жили выходцы из Полтавщины, Черниговщины, Полесья — рабочие-железнодорожники, грузчики, землепашцы.
Новая железнодорожная станция и ее поселки расположились в очень выгодном экономическом окружении, в самом центре огромного хлебородного края. С юго-востока к ней примыкает черноземная степь Иртышского левобережья; с северо-запада — разнотравно-злаковые степи Казахстана, с его большими скотоводческими хозяйствами.
Через Исиль-Куль шел на западные рынки большой поток грузов — хлеба, мяса, сала, масла. «Станция Исиль-Куль становится сравнительно крупным пунктом по торговле и отгрузке зерна и продуктов животноводства. Так, в 1915 году со станции Исиль-Куль отправлено пшеницы 1 миллион 74 857 пудов, ржи 29107 пудов, овса 2155 пудов, мяса 17561 пуд. Одновременно Исиль-Куль стал экспортировать сливочное масло», — сообщалось в «Обзоре Акмолинской области» за 1915 год.
Примерно в это же время в Омске была издана «Справочная книга Омской Епархии». Составил ее священник Иоанн Голошубин, впоследствии лишенный сана, знаменитый на всю Сибирь поп-расстрига, выступавший в омских газетах с острыми сатирическими рассказами, беспощадно изобличавшими «святых отцов» всех рангов.
В голошубинской «Справочной книге» есть описание исилькульского прихода. Из этого описания можно узнать, что в поселке Павловке — десять лавок с красным товаром, три склада земледельческих орудий, склад швейных машин.
В той же «Справочной книге» сообщалось, что источников питьевой воды станция и поселки не имели. Озеро Исиль-Куль, находившееся в трех верстах от станции, в летнюю пору пересыхало. Воду возили из Омска в баках. Но и она, очевидно, была не совсем доброкачественной, потому «среди прихожан, особенно в осеннее время, были часты заболевания тифом».
Школа, как и в начале 1900-х годов, была одна на весь приход — одноклассная церковноприходская. Зато в Павловке находилось три пивных лавки, три винных погреба. Было в ту пору в Павловке 180 душ населения.
Иоанн Голошубин подробно описывает исилькульскую церковь. «Она была вместительна и утварью достаточна. Школа же — тесна и скудна средствами». Большую часть средств для содержания исилькульской церкви давал московский купец первой гильдии Баев и его супруга. Но в справочнике не упоминается, что этот московский купец имел на исилькульской станции «миллионное дело», вел большую торговлю пшеницей, кожами, жирами.
Выгодное торговое положение привлекало в Исиль- Куль купечество. Сюда понаехали торговцы-перекупщики хлеба, кож, жиров, представители иностранных фирм. Известная американская фирма «Зингер» открыла тут склад швейных машин. Чикагская «Компания жатвенных машин» Дюринга, Мак-Кормика, Осборна и К построила свой склад земледельческих орудий. Обычно эти американские машины и сельскохозяйственные орудия ссужались в долг; крестьянские хозяйства закабалялись американцами целыми деревнями.
Много оседало в Исиль-Куле переселенцев, главным образом, бедняков, тех, кто не в состоянии был дальше продолжать длинный, трудный путь.
От станции к Павловке потянулись дома. Первая исилькульская улица, по воспоминаниям старожилов, пролегла там, где сейчас проходит улица имени Ленина. Избы ставились чаще глинобитные, саманные. Купцы строили себе избы, лавки, лабазы из дерева. Лес был дорогим строительным материалом — его сплавляли из тарских урманов по Иртышу до Омска, потом перевалкой по железной дороге в Исиль-Куль.
Крестьянская беднота, грузчики, путевые рабочие рыли землянки, сколачивали домики из шпал, старых заржавевших рельсов, обломков ящиков и досок. На месте, где теперь разбит сад, был базар. Вокруг него — лавки, склады, дома купцов Рудаковых, братьев Дмитриевых, Цицинга. Они скупали хлеб, скот, жиры, шерсть в дальних степных селах, переправляли по железной дороге на запад. В северной части Исиль-Куля, за рощей, большая территория принадлежала скотопромышленнику Грязнову.
И хоть исилькульские купцы вели довольно крупные дела, заработки их рабочих, особенно грузчиков, были ниже, чем в Омске.
В 1914 году за разгрузку вагона льда артели платили 15 копеек, вагона дров — 20 копеек. К началу Октябрьской революции Исиль-Куль считался богатым торговым селом, самыми богатыми здесь жили оборотистые торговцы Цицинги, Грязновы, Дмитриевы.