Топ-100

Сергиев Посад, а при Советской власти - Загорск.

Опубликовал: kamazgera, 30-10-2016, 14:57, Путешествие в историю, 1 891, 0

На 71-м км Ярославское шоссе подходит к одному из древнейших русских городов — Сергиеву Посаду, с 1930 по 1991 годы носившего имя Загорск, в память о В.М. Загорском — секретаре Московского комитета партии, погибшем в 1919 году от рук контрреволюционеров. Город возник из сел и ремесленных слобод, население которых обслуживало основанный в XIV столетии Троице-Сергиев монастырь. Став крупнейшим феодалом, монастырь, в котором сосредоточились исторические и художественные ценности, приобрел большое значение и в общественно-политической жизни Руси.

Вокруг монастырских построек уже с XIV века стал формироваться посад, занимавший живописные холмы и долину реки Кончуры. В XVII столетии появились Пушкарская, Стрелецкая, Поварская, Иконная и другие слободы. В 1782 году из трех слобод был официально образован Сергиев Посад. А спустя 10 лет после сильного пожара он получил регулярную планировку, учитывавшую монастырский ансамбль как ядро застройки города.

В советское время Загорск — крупный промышленный и научный центр Подмосковья. За годы Советской власти в городе были открыты оптико-механический и электромеханический, а позднее лакокрасочный и кирпичные заводы, трикотажная фабрика им. Розы Люксембург, комбинат железобетонных изделий и другие предприятия. Комбинат, в частности, изготовлял большемерный кирпич для реставрации стен и башен Московского Кремля в начале 1970-х годов. Наряду с широко известным научно-исследовательским институтом игрушки, имевшим свой музей, в Загорске находился Всесоюзный научно- исследовательский и технологический институт птицеводства, филиал Московского НИИ резиновой промышленности и др. В различных местах города поднялись современные благоустроенные жилые массивы. Северный район застроен выразительными по архитектуре жилыми и общественными зданиями.

В город стоит памятник В.И. Ленину (скульптор С.Д. Меркуров). В 1976 году открыт памятник В.М. Загорскому. Ряд улиц Загорска назван именами героев Великой Отечественной войны. На здании кинотеатра «Мир» установлена мемориальная доска с надписью: «В 1941 году в Загорске находился штаб и сосредоточивались части и соединения Первой Ударной Армии. Воины Первой Ударной Армии проявили массовый героизм при разгроме немецких войск под Москвой».

Имеются в Загорске и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся писателей и художников. В одноэтажном деревянном доме по Комсомольской улице (д. 81) 11 лет прожил М.М. Пришвин, который написал здесь «Журавлиную родину», «Охотничьи были», «Корень жизни» и другие произведения, навеянные природой окрестностей города. В 1902—1904 гг. сюда приезжал А.И. Куприн. Поселившись у сестры, он работал над рассказом «Мирное житие», главами повести «Поединок». Постоянно жил в городе известный художник-график В.А. Фаворский.

Многочисленные полотна и рисунки художников, фотографии запечатлели традиционную панораму Троице-Сергиева монастыря — одного из лучших художественных ансамблей России, занесённый в 1993 году в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на широкую известность, внезапно открывающийся с пригорка вид на могучие белые монастырские стены, причудливые силуэты многочисленных построек и пестрый калейдоскоп их ярких красок производит неизгладимое впечатление. Ансамбль монастыря создавался на протяжении XV — XVIII столетий, что объясняет разнохарактерность его сооружений, образующих тем не менее единое художественное целое. Это подлинная энциклопедия русского зодчества.

Древнейшее сооружение монастыря — Троицкий собор. Образец раннемосковской архитектуры, он возведен в 1422 году за один год. Собор так называемого крестовокупольного типа невелик, но монументален, чему содействует крупный масштаб и наклон стен. Над белокаменным кубом храма, завершающимся полукружьями закомар, поднимается смещенный к востоку высокий световой барабан с шлемовидной позолоченной главкой. Фасады, барабаны и апсиды украшены резным орнаментальным поясом. С трех сторон собор имеет перспективные порталы входа, по форме напоминающие закомары.

Троицкий собор знаменит не только своей архитектурой, но прежде всего живописью. Стены его расписаны в 1425—1427 гг. великим русским живописцем Андреем Рублевым, которому помогал Даниил Черный. Ими же и создан ряд икон деисусного, праздничного и пророческого рядов, хранящихся в соборе. Таким образом, иконостас, в котором находилась и знаменитая «Троица» А. Рублева, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее в Москве, представляет исключительную художественную ценность. В юго-восточном углу установлена серебряная с чеканкой рака основателя монастыря Сергия Радонежского.

В 1476 году поблизости от собора псковские мастера возвели из кирпича стройную и изящную Духовскую церковь. Ее отличительная особенность — сочетание храма и звонницы. Фасады сооружения расчленены пилястрами и так же, как и барабан, украшены орнаментальным фризом из терракотовых балясин и израцов.

В течение длительного времени в монастыре не было других каменных построек. Деревянные сооружения группировались вокруг храмов и были защищены деревянными же стенами. Только в середине XVI века по образцу Китай-города была построена каменная крепость, сохранившаяся до нашего времени. Стены ее в виде неправильного четырехугольника протянулись более чем на полтора километра, имея высоту 8—14 м. Их толщина колеблется от 6 до 10 м. Стены имеют белокаменное основание, а с внутренней стороны - три яруса. Два ряда аркад поддерживали боевые платформы, на которых устанавливались орудия и располагались защитники крепости. Снаружи гладь стен прорезают бойницы подошвенного, среднего и верхнего боя, машикули-стоки.

Вдоль стен были сооружены башни, выступающие за их линию дня ведения флангового огня. Под ними вырыты «слухи», проходы, погреба и вылазы. Четыре восьмигранные башни — Пятницкая, Утичья, Плотничья и Водяная — находятся по углам крепости. Наиболее мощные, они имеют пять ярусов. Остальные, расположенные по периметру, четырехгранные. Это Луковая, Пивная, Келарья, Калилья, Звонковая, Красная, Сушильная. Названия башен говорят либо об их назначении, либо о месте, где они находятся. Так, например, надвратная Красная, то есть красивая, украшает главный вход в монастырь, возле Луковой находился луковый огород и т. д.

Самая нарядная башня — Утичья. Ярусное завершение с балюстрадами и люкарнами, богатым белокаменным декором она приобрела в XVIII веке. Об ее названии сложилось много легенд. Одна из них утверждает, что именно с этой башни юный Петр I во время вынужденного пребывания в монастыре стрелял уток.

Чтобы повысить обороноспособность крепости, был использован пересеченный рельеф окружающей местности. В глубоких оврагах устроены котлованы, а с южной стороны вырыт пруд. Таким (разом, монастырь превратился в неприступную крепость, которая и начале XVII столетия героически выдержала 16-месячную осаду польско-литовских интервентов. За его стенами дважды укрывался Петр I во время выступлений стрельцов.

очти сразу после окончания строительства крепости в 1559 - 1585 гг. в центре монастырской территории по указанию Пиана Грозного был возведен монументальный Успенский собор. Прообразом для него послужил главный собор Руси - Успенский собор Московского Кремля. Пятиглавый храм с позакомарным покрытием, аркатурным пояском на фасадах и пятью апсидами производит торжественное и строгое впечатление. Иные пропорции завершающих частей собора — световых барабанов и куполов, сгруппированных более тесно, — придают своеобразие его облику.

Лишь столетие спустя после постройки собор расписали местные и ярославские мастера, возглавлявшиеся Дмитрием и Василием Григорьевыми. Представляют интерес резной позолоченный иконостас XVII века и медные паникадила, изготовленные в Оружейной палате Московского Кремля.

У стен собора находится усыпальница, где похоронены Борис Годунов и члены его семьи.

Рядом с храмом в конце XVII столетия над случайно обнаруженным, забившим из-под земли родником поднялось ярусное, богато расцвеченное сооружение, типичное для барокко, - Надкладезная часовня. Изящная по силуэту, она как бы демонстрирует все разнообразие и великолепие декора того времени: фигурную кладку из кирпича, поливную керамику, резьбу по белому камню и роспись красками. Тогда же по приказу Петра I была возведена трапезная с Сергиевской церковью огромное сооружение, также отличающееся исключительным богатством декора. Ее фасады украшают спаренные витые колонны, фриз из огромных раковин, а также пестрая роспись яркими красками «и шахмат». Трапезную окружает открытая галерея с балюстрадой и широкими парадными лестницами. Здание интересно и как один из первых на Руси опытов перекрытия крупных помещений без промежуточных опор.

Почти в то же время по другую сторону Успенского собора появился двухэтажный корпус с яркой раскраской стен, кружевными белокаменными наличниками и изразцами — Царские чертоги (дворец).

В ходе строительства монастыря, которое продолжалось и в XVIII веке, ансамбль обогатился многими другими интересными сооружениями: Больничными палатами с шатровой церковью и др. Композиционным центром, объединившим все разновременные и разностильные постройки монастыря, стала колокольня, имеющая пять ярусов. Архитектор Д.В. Ухтомский, изменив первоначальный проект, придал колокольне современный стройный облик. Массивному рустованному четверику основания зодчий противопоставил остальные ярусы так, что каждый вышерасположенный кажется значительно легче предшествующего. Тем самым было достигнуто впечатление стремительно нараставшего взлета всего сооружения. Один из лучших памятников русского зодчества XVIII века отличают точно найденные пропорции, поразительно красивый силуэт и богатство пластики, присущее барокко. Рядом с колокольней на площади в 1792 году был воздвигнут обелиск. На его пьедестале выбит текст, сообщающий о памятных событиях истории монастыря.

Основу фондов музея, расположенного на территории монастыря, составляют его бывшие сокровища, большинство которых поступило в качестве вкладов. Особую историческую и художественную ценность имеют произведения древнерусской живописи и прикладного искусства.

В экспозиции представлены иконы «Богоматерь Одигитрия», считавшаяся келейной иконой Сергия Радонежского, копия «Троицы» — А. Рублева, «Богоматерь Владимирская», «Распятие» (созвучная образам Дионисия —вторая половина XIV—XV вв.), «Явление Богоматери Сергию Радонежскому» — Евстафия Головкина (XVI век), «Тайная вечеря» Симона Ушакова (XVII век) и др. Значительное место занимают образцы лицевого шитья (плащеница начала XV века, вышитая Софьей Палеолог — женой Ивана III, пелена 1499 года), орнаментальное шитье (жемчужная пелена, подаренная монастырю в 1599 году Борисом Годуновым), мелкая пластика. Чрезвычайно интересно собрание изделий из золота и серебра (золотой потир 1449 года работы мастера Ивана Фомина, икона- складень работы Амвросия, золотые венцы и цаты с подвесками, заказанные Иваном Грозным для иконы «Троица», оклад для нес, выполненный по заказу Бориса Годунова, драгоценная митра XVII века и др.).

В других залах посетители могут ознакомиться с живописью и прикладным искусством XVIII — начала XX веков. Предметы русского церковного культа, светского быта, убранства жилых покоев духовенства знакомят с лучшими работами ювелиров, серебрянников, гончаров, мебельщиков. Экспозиция завершается большим разделом, посвященным показу развития декоративно-прикладного искусства в годы Советской власти (народная игрушка, обработка металла, резьба по кости, камню, лаковая роспись и др.).

Хранилище уникальных произведений отечественного искусства — Сергиево-Посадский музей - заповедник был основан 20 апреля 1920 года декретом Совета Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевской лавры». В 1940 году музей был объявлен архитектурным заповедником. В 1963 году под руководством архитектора В.И. Балдина в Государственной центральной реставрационной мастерской был разработан проект реставрации памятников на территории заповедника.

В 1992 году распоряжением Президента России Сергиево-Посадский музей-заповедник был отнесен к особо ценным объектам национального культурного наследия Российской Федерации. В период 2001—2005 гг. музеем проведена огромная работа по переводу коллекций с территории Лавры в другие здания. Были отреставрированы помещения памятника архитектуры XVIII — ХХ вв. «Конный двор», в которых разместились экспозиции русского народного и декоративно-прикладного искусства.

Проезд до музея: на электричке с Ярославского вокзала г. Москвы или автобусом № 388 от ст. м. ВДНХ до Сергиева Посада. Далее от вокзала на автобусе или маршрутном такси до остановки «Центр» (одна остановка) или пешком по ул. Сергиевская и проспектуту Красной Армии.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Январь 2025 (4)
Декабрь 2024 (26)
Ноябрь 2024 (57)
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов с сайта ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.