История сибирских почтовых трактов

Опубликовал: zampolit, 24-09-2016, 13:47, Путешествие в историю, 2 174, 0

Почти три столетия назад, в последние годы царствования Петра I, Сенат, ведавший Сибирским приказом, учредил 26 ноября 1724 г. в Сибири ежемесячную почту до Тобольска. С этого времени почтовое дело приобретает регулярный характер. Этому событию предшествовал период становления инфраструктуры почтового дела. В XIV в. процесс политического объединения раздробленных русских земель сопровождался развитием ремесла, внутренней и внешней торговли, промышленности Московской Руси. Возникла потребность в хороших дорогах, в появлении средств доставки посылок, почтовых грузов и письменных сообщений.

К этому времени относится такое новшество, как организация ямской «гоньбы» - системы сообщения, при которой перевозки совершались на подводах, заранее подготовлявшихся на специальных пунктах (ямах, станциях).

В XV в. русское государство переживает процесс централизации власти. Москва становится важнейшим узлом дорог, вводится ямская повинность. К концу столетия были предприняты попытки перехода от ранее существовавших отдельных ямов к регулярной ямской службе с установлением ямских слобод, постоялых станов и дворов, вводились подорожные грамоты, начало создаваться централизованное ямское управление.

Во второй половине XVI в. было учреждено специальное правительственное учреждение - Ямской приказ, положивший начало государственной централизованной системе почтового дела.

Развитие транспортной сети сопровождалось улучшением организации движения и технического состояния дорог. Уже в первой половине XVI столетия правительственными актами из частного владения изымались земли под ямские дороги, Указами конца XVI в. Предусматривались элементарные технические условия, которым эти дороги должны были соответствовать.

По записям в писцовых книгах можно установить, что ширина больших (ямских) дорог принималась равной 3, а нолевых (проселочных) дорог - 2 саженям. Работы по постройке и ремонту ямских дорог должны были выполняться «всеми людьми всяких чинов» и в основном сводились к устройству гатей и переправ, к заделке выбоин и пр. При необходимости производилось мощение отдельных участков дорог деревянными бревнами, причем эта мера применялась относительно часто и в сравнительно больших размерах (например, на дороге между Москвой и Смоленском имелись 533 гати, мощенных бревнами, причем отдельные гати имели длину до 5-6 верст).

Что же касается рек, то особое внимание обращалось на устройство паромных переправ, наплавных (плывучих мостов), известных также под названием «живых» и постоянных мостов на сваях и ряжах (городнях). Ширина проезжей части мостов принималось равной 4,5 и даже 6 саженям.

Эти правила распространялись на все дороги страны, в том числе и Сибирскую (с XVI в ).

В середине XVII в. была создана регулярная общедоступная почта («правильная почтовая гоньба») сначала между Москвой и Ригой, Москвой и Вильно (Вильнюсом), затем между Москвой и Архангельском.

По этим маршрутам были установлены твердые сроки отправки и получения почты, о чем свидетельствует правительственное распоряжение, в котором ямщикам предписывалось, «...чтоб они от города до города возили почтовые письма сами, в дороге не медлили и по найму, вместо себя, других не посылали; велено в приказных избах отмечать день и час принятия и отсылки писем».

Дальнейшее освоение Сибири, государственные потребности определили необходимость учреждения почтового сообщения между Москвой и Нерчинском. В 1649 г. основан Верхнеудинский острог, который стал своеобразным перевалочным пунктом торговли: отсюда шли пути в Нерчинск и Селенгинск. Приток грузов в Забайкалье стал более регулярным и систематическим после проведения в Восточной Сибири московского тракта, проходившего по старинным тропам первых землепроходцев: через хоринские степи и Яблоновый хребет в Читу, Нерчинск и Нерчинские заводы, а также через Селенгинск в Кяхту.

Почта из Москвы в Тобольск и далее в Нерчинск, Якутск и обратно ходила только три раза в лето. В 1689 г. учреждена пересылка писем по государственной почте. До этого пересылка деловых бумаг в сибирские города производилась через особых гонцов или «нарочных» из частных лиц. по усмотрению воевод, «с кем было пристойно». Вместе с этим впервые, наряду с официальной государственной почтой можно было посылать и частные письма, за которые взималась особая плата.

Так, с письма от Москвы до Тюмени и Тобольска - по 6 алтын: до Березова, Сургута, Томска, Красноярска и Мангазеи - по 10 алтын с золотника. Это обстоятельство привело к стремительному росту почтовых отправлений, что потребовало перестройки почтовой системы.

Большая численность населения Сибирского края привела к увеличению штата ямской службы. Однако развитие «почтовой гоньбы» лишало население, живущее вдоль дороги (длиною в 7000 верст), прежде существовавшее за счет извоза, заработков, и вынуждало к смене образа жизни и рода занятий (земледелие, оседлые промыслы). Это обстоятельство было, безусловно, положительным в развитии сибирских земель и вело к оттоку населения из сельской местности, способствуя развитию торговли, внутреннего обмена, росту городов.

В начале XVIII в. протяженность почтовых маршрутов в России составила уже более 10,6 тыс. верст. Почтовая связь развивалась и совершенствовалась вместе с социально-экономическим развитием общества, вместе со становлением государственности.
С разделением в 1708 г. государства на 8 губерний Енисейское, Селенгинское, Нерчинское воеводства вошли в состав Сибирской губернии с центром в Тобольске.

В 1720 г. в разных городах страны учреждена ординарная почта. Через два года для лучшего регулирования почтовых перевозок Сибирская дорога, составлявшая 1687 верст, была разделена по верстам в 500 саженей. Почтовые станции находились на расстоянии 25-30 км друг от друга, в основном применялись почтовые подводы, в болотистых местах-верховая почта. Обслуживались почтовые тракты сибирскими жителями, для которых содержание путей в исправном состоянии было одной из главных повинностей, до тех пор, пока не была введена казенная плата за исправление почтовых дорог.

С 1724 г., как отмечалось выше, учреждается ежемесячная почта до Тобольска, которую можно считать регулярной службой. Учитывая возрастающий интерес США. Англии, Китая, Японии к бескрайним безлюдным просторам Восточной Сибири, Московский центр был вынужден укреплять свои позиции в крае. Особенности колонизационной политики государства обусловили появление поселений, в том числе и городских вдоль почтовых дорог.

В Сибири такой дорогой был Большой Сибирский тракт который связывал центр с Иркутском и далее с Кяхтой, где шла оживленная «чайная торговля» с Китаем.

В 1731 г. почта переживает упадок. Потому правительством принимается ряд мер, направленных на поднятие ее роли. В 1733 г. по государеву указу устанавливается почтовая служба до Селенгинска и Нерчинска. Города, в том числе и Верхнеудинск, были обязаны подавать подводы для перевозки почты «без замедления». В связи с этим для верхнеудинцев устанавливается самая тяжелая и разорительная повинность подводная.

Кроме того, на жителях города и особенно пригородных деревень лежала обязанность содержать постоялые и почтовые дворы, заниматься перевозкой пассажиров. Государственная политика в области почтового обмена проявила себя и в поощрении переселений государственных крестьян вдоль почтовых дорог. С этой целью строились специальные деревни, которые снабжались казенным хлебом, а для крестьян по всей линии: от центра до востока Сибири вводился подводная повинность.

Вскоре выполнение почтовых функции было возложено на ямщиков. Почтово-курьерская служба была трудным и опасным делом, нередко ямщики подвергались нападениям. Во избежание этого вводились запреты на отправку грузов с курьерами, а наиболее ценные грузы (золото, серебро, хлеб) сопровождались охраной.

В силу своей многочисленности коренное население Восточной Сибири широко использовалось в новом государственном деле. На хоринских бурят было возложено содержание «уртонной почты» (междворовой гоньбы) в пределах Забайкалья (линия «уртонов» тянулась до устья Амура). Они активно участвовали в грузоперевозках, занимались заготовкой телег и саней для казенной почты, осуществляли ремонтно-строительные работы почтовых трактов.

Для обеспечения дела квалифицированными кадрами при Почтовом ведомстве учреждается училище для детей почтовых служителей (1821), по окончании которого выпускники получали звание офицера и были обязаны отработать 5 лет по специальности. Для пополнения ведомства служащими в 1825 г. был издан указ о причислении в Почтовое ведомство младенцев, подкидываемых почтальонам. Таким образом, к началу XIX в. относится возникновение специализированного ведомства связи.

В 1861 г. на территории современной Бурятии была образована Верхнеудинская почтово-телеграфная контора. К середине 60-х гг. XIX в. интересы торговли и промышленности оказали сильное воздействие на характер развития телеграфной сети. Первая телеграфная линия была проведена от Екатеринбурга до Омска (1863) и продолжена до Томска, где в 1864 г. открывается телеграфное управление.

В 1864 г. прокладывается телеграфная линия между Казанью и Иркутском. В дальнейшем от Иркутска линии были продолжены к Кяхте (что имело большое значение для торговли с Китаем), к Николаевску-на-Амуре (служила торговле с США), и к ряду других важных в хозяйственном отношении пунктов Сибири.

В 1866 г. западносибирский телеграф был проведен от Тюмени до Тобольска, в следующем году - из Томска в Барнаул, а в Восточной Сибири телеграфная проволока доведена до Нерчинска. Реальная действующая сеть связи как отрасли появилась в жизни сибирского общества лишь в конце XIX века.

Из вышеизложенного следует, что почтовая служба в своем развитии прошла ряд этапов. Сначала она выполняла организующую роль в объединении земель, обеспечивала решение государственных задач. Со временем ее роль усиливалась, функции и задачи почтового дела расширялись. Качество связи неуклонно росло. Почтовая связь отражала те исторические условия, в которых проходило ее становление. Было положено начало государственному делу, которое сыграло важнейшую экономическую и политическую роль в развитии и укреплении государства.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2020 (17)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt