Топ-100

Начальник штаба - декабрист Оболенский

Опубликовал: zampolit, 14-09-2016, 12:29, Путешествие в историю, 1 562, 0
Начальник штаба - декабрист Оболенский

«Молодой человек, благородный, умный, образованный пылкий»,— так характеризует князя Евгении Петровича Оболенского историк Н. И. Греч. Оболенский по происхождению принадлежал к древнему аристократическому роду. Сын тульского губернатора, он родился в 1796 году, получил блестящее светское образование, прекрасно владел французским и немецким языками. Поручик лейб- гвардии Финляндского полка, он вскоре становится старшим адъютантом командующего пехотой гвардейского корпуса генерал-лейтенанта Бистрома. Но военная карьера не привлекала Евгения Петровича.

Молодой офицер больше интересуется философией, общественными науками. Он в одно время с Пущиным становится активным членом Союза спасения, Союза благоденствия. На рубеже 1822—1821 года именно в группе, тяготеющей к Оболенскому, особенно сильно проявляются демократические тенденции.

Цель нашего общества есть распространенно просвещения, искоренение зла, пожертвование личными выгодами для счастья человечества,— говорил Оболенский.

По своим политическим взглядам он был наиболее близок к Пестелю (что и выяснилось при первой же их встрече), стоял за слияние Северного и Южного обществ, одобрял Конституцию Пестеля как более решительную. Его избирали третьим членом Директории Северного общества и начальником штаба будущего восстания. Оболенский первым начал революционную пропаганду среди солдат и унтер-офицеров.

«От него в 1824 году я получил через князя Вяземского письмо, в котором он извещал, что дела идут хорошо, что действует на нижних чинов, особенно на унтер-офицеров, и просил ускорить присылку «Русской правды»,— писал впоследствии Пестель.
Четырнадцатого декабря Оболенский одним на первых явился на Сенатскую площадь. Когда граф Милорадович прискакал уговаривать восставших, Оболенский, боясь замешательства в рядах солдат и офицеров, штыком ранил графа. Как известно, князь Трубецкой, назначенный военным руководителем восстания, не явился на площадь. Его ждали целый день. И тогда военным диктатором избрали Оболенского «как офицера, известного и любимого солдатами»
,— пишет в своих воспоминаниях декабрист Андрей Розен. Но было уже поздно.

По степени виновности Е.П. Оболенского приговорили к смертной казни, замененной потом бессрочной каторгой. Он одним из первых 8 августа 1826 года проехал через Ялуторовск на солеваренный завод в Усолье, неподалеку от Иркутска. Затем каторга продолжалась на Нерчинских рудниках, Читинском остроге, Петровском заводе и закончилась в 1839 году. После трехлетнего поселения в Иркутской губернии Евгений Петрович был доставлен в Тобольск и определен на дальнейшее местожительство в Туринск, где в это время жили Пущин и Басаргин. А через год Оболенского и Пущина переводят в Ялуторовск.

Около года оба друга жили на квартире у купца Балакшина, человека образованного, через которого шла в основном тайная переписка ялуторовских декабристов. После они приобрели дом. По примеру Пущина Евгений Петрович тоже занялся сельским хозяйством, выращивал овощи и цветы. Но любимыми оставались чтение и занятия философией (курс которой он читал еще в Петровском заводе,| где был создан своеобразный университет знаний для каторжан-декабристов). Именно в это время он ведет оживленную переписку с М.А. Фонвизиным, который также горячо интересуется вопросами философии. Одна из лучших работ Фонвизина «О социализме и коммунизме» написана в форме писем к Е.П. Оболенскому.

Энергичный и деятельный по натуре, Евгений Петрович стал одним из ближайших помощников Якушкина в просветительской деятельности. Он преподавал в народной школе для мальчиков, участвовал в открытии и работе первого в Сибири всесословного женского училища, а позднее стал инспектором обеих школ.

Осенью 1845 года Евгений Петрович, с разрешения императорского наследника Александра, женился на вольноотпущенной девушке Варваре Барановой. Этот мезальянс родовитого князя с простолюдинкой наделал много шума в Сибири и столице. Оболенский энергично взялся за образование и воспитание жены, и через несколько лет она ни по знаниям, ни по манерам ничем не отличалась от любой великосветской дамы.

Для всех декабристов Оболенский оставался «начальником штаба», благороднейшим и мужественнейшим человеком, они вели с ним постоянную переписку, делились своими раздумьями. Со многими из них он повидался в Иркутске во время поездки на лечение в 1855 году.

Некоторые историки были склонны считать, что в Ялуторовске Оболенский стал религиозным человеком, указывая при этом на большую дружбу с протоиереем Знаменским (с которым, дружили и такие атеисты, как Якушкин и Пущин), и примирился с существующим строем. Однако Е.И. Якушкин (сын декабриста И.Д. Якушкина) во время своего приезда в Ялуторовск, говоря об Оболенском, пишет: «Оболенский — предводитель войск на площади 14 декабря и мой тезка (меня назвали в честь него Евгением) — человек чрезвычайно странный. Он хочет уверить себя и других, что он с головы до ног прославленный и самый ревностный поклонник самодержавия и особенно Николая Павловича, кроме того, он имеет свойство защищать свое мнение так, что, слушая его, другие убеждаются в совершенно противном...»

В последние годы своей жизни в Ялуторовске Оболенский не избежал официальных запросов о благонадежности. Поводом послужило перехваченное его письмо к князю Трубецкому в Иркутск. Генерал-губернатор Западной Сибири Гасфард приказал ялуторовскому городничему Попову взять у «государственного преступника» объяснение по всем пунктам письма, которые показались ему подозрительными.

После амнистии, в ноябре 1856 года, Оболенским выдали подорожную до Калуги, в которой подчеркивалось, что она выдана «на трех малолетних князей Оболенских», так как самому Евгению Петровичу княжеское достоинство еще не было возвращено.

Вместе с декабристом П.Н. Свистуновым Оболенский принял деятельное участие в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 года, отменившей крепостное право, получив, наконец, возможность заняться практическим решением одной на задач, ради которой он встал на путь революционной борьбы.

14 февраля 1866 года скончался один из ближайших друзей Оболенского — декабрист М.М. Нарышкин. Евгений Петрович написал некролог, а через две недели скончался и сам.

Заинтересованность наших читателей темой декабрьского восстания 1825 года на Сенатской площади, а еще больше судьбами участников восстания, вылилось в ряд материалов, посвященных:
В.К. Тизенгаузену,
Ивану Пущину,
Василию Ивашеву,
Муравьеву-Апостолу,
Ивану Якушкину,
Николаю Басаргину,
Евгению Оболенскому,
Ивану Пущину,
Враницкому, Ентальцеву, Черкасову,
семье Ентальцевых,
декабристам, отбывавшим ссылку в Кургане,
картинам, на которых изображены декабристы в Ялуторовске,
школам декабристов,
церкви декабристов в Чите,
месту казни декабристов,
городу декабристов – Ялуторовску,
музею декабристов в Ялуторовске ,
роще декабристов.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.