Легкий танк Т-40С: забытый боец Великой Отечественной
Опубликовал: kamazgera, 7-09-2016, 20:59, Техника и вооружение , 1 195, 0
Танк Т-40С в Музее УГМК (16 августа 2016 г.)
В июле 1941 года, в самый разгар начавшейся Великой Отечественной войны, советское командование приняло решение о модернизации легкого плавающего танка Т-40. Инициатором выступил полковник С.А. Афонин, возглавлявший Научно-технический комитет ГАБТУ РККА. Практика боевого применения показала, что возможность плавания остается невостребованной, что позволило существенно упростить конструкцию машины.
Работы по созданию сухопутной версии велись в КБ московского завода №37 под руководством известного конструктора Н.А. Астрова. Получивший неофициальное обозначение Т-40С (где "С" означает "сухопутный"), новый вариант представлял собой существенно модифицированный базовый танк. Из конструкции были полностью демонтированы все узлы, связанные с водоходным движителем: гребной винт, карданный вал, коробка отбора мощности, водоходные рули и другие компоненты. Впоследствии была снята даже радиостанция.
Экономия массы позволила незначительно улучшить бронирование машины – до 13-15 мм в наиболее важных зонах. При этом общая компоновка и внешний вид танка практически не изменились, сохранялась даже характерная гидродинамическая ниша для гребного винта, хотя она уже не несла функциональной нагрузки.
За два месяца лета 1941 года завод №37 успел выпустить 136 единиц Т-40С. Интересно отметить, что 44 из этих машин были направлены на московский завод "Компрессор" для установки реактивных систем залпового огня. Оставшиеся танки активно использовались в боевых действиях на различных фронтах.
Один из сохранившихся экземпляров Т-40С сегодня можно увидеть в Музее "Боевая слава Урала" в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Этот образец был изготовлен в период с июля по сентябрь 1941 года и представляет особую историческую ценность как редкий представитель раннего этапа Великой Отечественной войны.
Тактико-технические характеристики:
Технические характеристики Т-40С остались схожими с базовой моделью. Боевая масса составляла 5,5 тонн при экипаже из двух человек. Машина оснащалась двигателем ГАЗ-11 модели 202 мощностью 85 л.с., что обеспечивало максимальную скорость по шоссе до 45 км/ч. Вооружение включало крупнокалиберный пулемет ДШК калибра 12,7 мм и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ.
Т-40С в Кубинском музее (29 июня 2016 г.)
Послевоенные годы танки Т-40С продолжали служить в качестве учебных машин, находясь на вооружении до 1946 года. Несмотря на свою скромную роль в масштабах всей войны, эти машины сыграли определенную роль в обороне страны в критический период 1941 года.
Важно отметить, что обозначение "Т-40С" является условным и не использовалось в документах военного времени. Это современное наименование, закрепившееся в исторической литературе для обозначения сухопутной модификации легкого танка Т-40.