Топ-100

На высоком берегу села Каменского

Опубликовал: murashka, 5-09-2016, 22:44, Путешествие в историю, 727, 0
На высоком берегу села Каменского

Вольготно, но степенно расположилось село Каменское на двух приречных террасах, разделенных оврагом. Самое высокое место села венчает большая площадь с каменной Покровской церковью, построенной в 1825 году. За церковью площадь круто ниспадает к Туре, как бы открывая неизменный в этих краях далекий «пейзаж с рекой».

Дух крестьянской неторопливости, основательности все еще не выветрился из атмосферы этого красивого села. Жители Каменского исстари занимались хлебопашеством, но приобщились и к ремеслу — делали телеги, колеса, бочки, ткали половики, цветные салфетки, пестрядь. Первыми в Сибири здесь научились ткать ковры из овечьей и коровьей шерсти. Махровые, чистых и ярких тонов каменские ковры были известны во всей России.

Неторопливая жизнь в Каменском оживлялась благодаря почтовому тракту, а три дня в году (с 8 по 10 июля) село буквально бурлило. На эти дни в каменскую церковь приносили икону Спасителя из тюменской Спасской церкви. По такому случаю устраивался Торжок. Постоялые дворы были переполнены. Пестрая людская толпа гудела на центральной площади, где возвышалась Покровская церковь — самое высокое и красивое здание села. И до сих пор она, сохранив свою величавость, господствует в селе и на дальних подступах к нему.

Жизнь вокруг давно уже изменилась, но то народное, демократическое ядро, из которого выросла архитектура этой, да и всех других сибирских церквей, обеспечивает удивительную жизнестойкость культурной ценности сибирского зодчества. Ведь в Сибири народная основа культуры имела, пожалуй, большее значение, чем в европейской части России: отсутствие крепостного права, неразвитость помещичьего землевладения, отсутствие ряда дворянских институтов, свобода передвижения населения и ряд других причин повышали роль выходцев из народа во всех сферах жизни, в том числе и в культуре. Исследования историков открыли множество имен дотоле безвестных сибирских мастеров — строителей, живописцев, резчиков, позолотчиков и других. Необъятная по масштабам деятельность этих мастеров к концу XVIII века и привела к формированию своеобразной русской культуры в Сибири.

Каменская церковь построена по типичной для Западной Сибири «трапезной» схеме и имеет два симметричных придела. Приделы эти широко распластали церковь, как будто приковав ее к земле, но они же и возмущают «композицию покоя» своими динамичными и мощными полукруглыми апсидами. Это единство неподвижности и горизонтального движения усложняется еще одним, правда умеренным, движением архитектурных масс — вертикальным, которое создается вытянутыми пропорциями всех проемов, удлиненностью основного четверика и верхнего яруса колокольни. Архитектоника церкви очень наглядна, даже физически ощутима, что свойственно лишь произведениям настоящей архитектуры.

Покровская церковь — воплощение сибирской монументальности. Крупномасштабность и цельность — характернейшие ее черты: ни одной измельченной или «пустой» детали, ни одной случайной формы нет, несмотря на то, что здание не является произведением «чистого» стиля. Тем удивительнее та естественность, с которой барочные формы (широкий восьмерик, окна-люнеты) сочетаются с классицистически ясной общей концепцией формы, четким ритмом проемов и даже с приемами архитектуры XVII века (восьмерик на двусветном четверике, чистые большие плоскости стен и т. п.).

Объяснить эту разноречивую целостность можно только одним — органичностью и постоянством основ русского народного зодчества, не знавшего резких, взаимоисключающих колебаний стиля и моды. Каменская Покровская церковь является наглядной иллюстрацией того процесса постепенного перерастания барокко в классицизм, который в русской провинции затянулся почти на целый век (хотя в столице классицизм полностью вытеснил барокко за пять-семь лет). Упрощение всех форм барокко — характерный признак этого процесса. Но, освобождаясь от барочного декора, новая архитектура оставляла в своем арсенале наиболее выразительные пластические формы и приемы, предварительно «облагородив» их.

Это ясно проявилось, например, в творчестве известного мастера русского классицизма М. Ф. Казакова, в ранние свои годы работавшего в стиле барокко. Его знаменитые ротонды, мощные полукружия родились как результат творческой переплавки форм и принципов барокко. Нечто подобное проявило себя и в каменской церкви: полуциркульные окна, круглые апсиды, восьмигранные купола, эллипсовидные люнеты — все это множество круглящихся форм придает лиричность и мягкость монументальной композиции.

А если проплыть мимо Каменского Турою, то Покровская церковь продемонстрирует свой изменчивый силуэт — пирамидальную, глухую поначалу массу, от которой по мере движения постепенно отделяется легкая, вся на просвет, колокольня. Этот двойной силуэт очень нужен здесь. Ведь церковь одинока на бесконечном — от горизонта до горизонта — чуть холмистом берегу.
скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (28)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.