Т-35 — советский тяжёлый танк межвоенного периода. Разработан в
1931—1932 годах инженерами специализированного конструкторского бюро (КБ) под общим руководством Н. В. Барыкова. Т-35 - первый в СССР тяжёлый танком, запущенным в массовое производство — в
1933—1939 годах на Харьковском паровозостроительном заводе.
Т-35 представлял собой пятибашенный тяжёлый танк классической компоновки, с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием, и предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве сильно укреплённых позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов.
С 1933 года танки Т-35 поступали на вооружение Пятой тяжёлой танковой бригады (5 ттбр) РККА, с 1936 года выделенной вместе с остальными ттбр в состав резерва Главного Командования. До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали, однако ограниченно применялись в ходе манёвров и учений и часто использовались в военных парадах, являясь зримым воплощением военной мощи СССР.
Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии Киевского ОВО, однако были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей (семь танков было потеряно в бою). Осенью 1941-го четыре танка Т-35 принимали участия в боях за Харьков в составе отдельного противотанкового отряда. Все они были потеряны в бою.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 не принимали участия в боевых действиях. Периодически Т-35 использовались в войсковых манёврах, но главным «полем боя» этих машин стали площади Москвы и Киева, по которым эти танки проходили в составе всех парадов начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны. Танки Т-35 имели грозный и внушительный вид, в результате чего стали зримым воплощением мощи РККА. Правда, число танков, принимавших участие в параде, было достаточно невелико. Например, 7 ноября 1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).
Танки Т-35 изображены на ряде агитационных плакатов, посвящённых РККА, изображение Т-35 присутствовало даже на одном из плакатов 1943 года. В это время в войсках уже давно не осталось ни одного Т-35, однако ощетинившийся пушками «сухопутный броненосец» продолжал выполнять свою пропагандистскую функцию, по-прежнему олицетворяя собой мощь Красной армии. Упрощённое изображение Т-35 было использовано в оформлении
медали «За отвагу».
Тактико-технические характеристики:Годы производства: 1932-1939 гг.
Всего изготовлено: 39 шт.
Экипаж: 9-11 человек
Боевая масса: 50 т.
Длина – 9,72 м, ширина – 3,2 м, высота – 3,43 м, клиренс – 530 мм
Вооружение:
- 76,2-мм пушка (заряжание унитарное), бронепробиваемость (под углом 90 гр.): на дальности 500 м- 31 мм, на дальности 1000 м – 28 мм, боекомплект – 96 выстрелов);
- 2x 45-мм пушки (заряжание унитарное, бронепробиваемость (под углом 90 гр.): на дальности 500 м – 38 мм, на дальности 1000 м – 35 мм, боекомплект – 226 выстрелов);
- шесть/семь 7,62-мм танковых пулемета (боекомплект – 10080).
Основные типы боеприпасов: бронебойные, осколочно-фугасные, картечь.
Толщина брони: лоб корпуса – 20-50 мм, борт – 20 мм, бащня – 15-20 мм.
Двигатель карбюраторный, мощность – 500 л.с.
Максимальная скорость движения по шоссе – 28,9 км/ч
Запас хода по шоссе – 100 км.
Преодолеваемые препятствия: стенка – 1,2 м, ров – 3,5 м
В экипаж тяжелого танка Т-35, в зависимости от периодов его выпуска, входило от 9 до 12 человек:
- командир танка (как правило, имел звание не ниже, чем «старший лейтенант») – находился в башне №1 (главная или основная артиллерийская) и располагался по правую сторону от главного орудия, осуществлял командование танком и координировал действия экипажа в бою, при необходимости вел огонь из пулемета ДТ, а так же заряжал при помощи радиста главное орудие;
- помощник (заместитель) командира танка (имел звание «лейтенант») – располагался в башне №2 (передняя орудийная), вел огонь из 45-миллиметрового орудия, при необходимости выполнял функции командира танка, если того требовала обстановка, отвечал за боевую готовность и исправность всего вооружения танка, в небоевой обстановке руководил подготовкой пулеметчиков и артиллеристов;
- младший танковый техник (как правило, присваивался второй ранг воентехника) – занимал свое место в отделении управления, производил непосредственно управление движением танка, нес ответственность за его техсостояние и исправность, в небоевой обстановке руководил подготовкой мотористов и механиков-водителей;
- механик-водитель (до старшины включительно) – располагался в башне №3 (передняя пулеметная) и вел огонь из башенного пулемета, производил профилактику и ремонты двигателя, являлся заместителем (помощником) водителя танка, отвечал за состояние пулеметного вооружения башни №3;
- командир артиллерийской башни № 1 (фактически – командир взвода) – размещался с левой стороны от орудия, в бою вел огонь из орудия, отвечал за состояние пулеметного и артиллерийского вооружения башни №1;
- командир передней орудийной башни № 2 (фактически – командир отделения) – размещался с правой стороны от орудия, выполняя при этом функции заряжающего, при боевой потери помощника (заместителя) командира танка, вел огонь из 45-миллиметровой пушки, отвечал за боевую готовность и исправность вооружения башни №2;
- командир задней орудийной башни №4 (фактически – командир отделения) – занимал место слева от 45-миллиметрового орудия и вел из него огонь, при этом являясь заместителем командира главной башни №1, нес ответственность за исправность вооружения башни №4;
- младший механик-водитель (фактически – командир отделения) – размещался в орудийной башне №4, с правой стороны от орудия, выполняя функции заряжающего, обеспечивал уход и нес ответственность за исправность ходовой части танка;
- командир задней пулеметной башни (фактически – командир отделения) – находился в пулеметной башне №5 и вел огонь из пулемета ДТ, нес ответственность за боевое состояние и исправность вооружения пулеметной башни №5;
- старший радио-телеграфист (фактически – командир отделения) – размещался в башне №1, обслуживал радиостанцию, в боевых условиях помогал командиру танка заряжать орудие, подавая из укладки снаряды, при необходимости мог вести огонь из кормового (тыльного) пулемета;
- старший механик-водитель (фактически – командир взвода) – находился вне танка, обеспечивал уход за ходовой частью танка и его трансмиссией, являясь заместителем механика-водителя;
- моторист (как правило, имел ранг младшего техника) – находился вне танка и обеспечивал уход за двигателем, производил его профилактику, смазку и чистку.
Младший танковый техник, который осуществлял непосредственное управление движением танка, для посадки-высадки пользовался люком в верхней части корпуса, который располагался сверху. Остальные члены экипажа для посадки и высадки пользовались своими люками в крышах всех пяти башен.
По состоянию на
2016 год, известно о существовании единственного сохранившегося экземпляра танка Т-35:
В Бронетанковом музее в Кубинке Московской области представлен Т-35 № 0197-7, он
с 1938 года находился в Казанском танковом училище и не принимал участия в боевых действиях Великой Отечественной войны. В
июле 2014 года танк участвовал в военно—историческом фестивале
«Поле боя—2014», проходившем в Дубосеково.
Кроме того, создана музейная копия танка, которая выставлена в
Музее военной техники «Боевая слава Урала». Модель воссоздана по оригинальным чертежам и фотографиям на участке ремонта и реставрации военной техники и ретро-автомобилей АО
«Уралэлектромедь» при содействии столичных реставраторов и
19 января 2016 года размещён в экспозиции музея.
Адрес: Музей военной техники города Верхняя Пышма, Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, 1 (расположен около КПП № 1 ОАО «Уралэлектромедь»). Телефон: +7 (34368) 4-69-83.
Часы работы: Выставочный центр: с 10-00 до 18-00
Выходные дни: понедельник, вторник.
Открытая площадка: С мая по сентябрь: с 10-00 до 22-00; с октября по апрель: с 10-00 до 18-00. Выходной день: понедельник.
Проезд: от станций метро «Уралмаш», «Проспект Космонавтов» (г. Екатеринбург), автобус № 111, маршрутное такси № 111, 111а до остановки «Заводская» (Верхняя Пышма).
скачать dle 12.1
- 0