Бронеавтомобиль БА-64Б - для разведки и связи
Опубликовал: harlov, 27-08-2016, 12:04, Техника и вооружение , 1 201, 0
БА-64 - советский легкий полноприводный бронеавтомобиль с колесной формулой 4x4. Он использовался Советской армией с 1942 года до конца 1950-х годов. Всего было построено 9110 машин этой марки (3901 БА-64 и 5209 БА-64Б). Армия получила 8174 БА-64 (из них 3390 с радиостанцией), остальные бронеавтомобили предназначались для нужд НКВД и для подразделений армий союзников СССР.
К началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной армии не было ни одного современного легкого бронеавтомобиля. Работы по созданию такой машины начались сразу после ее начала. В качестве базы был определен новейший армейский вездеход ГАЗ-64. Бронекорпус, который имел некоторое сходство с трофейным немецким бронеавтомобилем Sd. Kfz. 221, сделали из наклонных листов с дифференцированным бронированием.
Первый построенный прототип БА-64 вышел на испытания 9 января 1942 года. Он имел открытый верх бронекорпуса с установкой на турели танкового пулемета ДТ. Экипаж машины составлял два человека: механик-водитель и командир, выполнявший функции стрелка-радиста. В феврале БА-64 прошел испытания на Софринском артиллерийском полигоне, а 3 марта был продемонстрирован в Кремле Сталину. Менее чем через две недели новый бронеавтомобиль был принят на вооружение.
Эксплуатация БА-64 в войсках выявила главный недостаток конструкции - недостаточную боковую устойчивость из-за узкой колеи, которая вела к опрокидыванию машины на пересеченной местности. В августе 1942 года были начаты работы по созданию модификации БА-64 с расширенной колеей. Улучшенная модель БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для нее использовался легкий армейский вездеход ГАЗ-67Б с более широкой колеей. Это улучшило боковую устойчивость по сравнению с исходным вариантом БА-64. Турельная установка пулемета ДТ была заменена на башенную. Серийный выпуск БА-64Б продолжался до 1946 года включительно.
В войсках БА-64 и БА-64Б выполняли функции командирской разведки, связи и обслуживания разведгрупп, применялись при сопровождении и огневой поддержке пехоты. Машину использовали для обеспечения ПВО танковых и кавалерийских частей, поэтому ее оружие было способно вести огонь и по воздушным целям. Хотя вероятность сбить вражеский самолет огнем из пулемета ДТ была очень невелика, но его защитное действие не подлежало сомнению - враг лишался свободы маневра на малых высотах, где атака с воздуха наземных целей путем обстрела из бортовых пушек и пулеметов наиболее смертоносна. Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов, благодаря большому углу возвышения оружия, позволявшему вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно. В этой роли они широко использовались в наступательных операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.
Этот бронеавтомобиль, представленный в Музее принимал участие в боевых действиях под Смоленском. Был подбит. Найден в лесах Смоленской области одним из поисковых отрядов, затем восстановлен частными коллекционерами-любителями ретроавтомобилей г. Екатеринбурга. Передан на хранение в Музей военной техники города Верхняя Пышма в 2006 году.
Тактико-технические характеристики
В послевоенной Советской армии бронеавтомобили БА-64Б (узкоколейных БА-64 практически не осталось) использовались до 50-х годов как учебно-боевые машины.
Адрес: Музей военной техники города Верхняя Пышма, Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Ленина, 1 (расположен около КПП № 1 ОАО «Уралэлектромедь»). Телефон: +7 (34368) 4-69-83.
Часы работы: Выставочный центр: с 10-00 до 18-00
Выходные дни: понедельник, вторник.
Открытая площадка: С мая по сентябрь: с 10-00 до 22-00; с октября по апрель: с 10-00 до 18-00. Выходной день: понедельник.
Проезд: от станций метро «Уралмаш», «Проспект Космонавтов» (г. Екатеринбург), автобус № 111, маршрутное такси № 111, 111а до остановки «Заводская» (Верхняя Пышма).
Один из экземпляров бронеавтомобиля БА-64Б находится на открытой площадке Государственного историко-мемориального музея – заповедника Сталинградская битва. Адрес: Волгоград, ул. Маршала Чуйкова, 47.
Еще одна машина БА - 64Б находится в Музее техники Вадима Задорожного. Экспонат восстановлен из отдельных фрагментов разбитых БА-64, найденных поисковыми отрядами на местах боев.