Топ-100

Кармак - поселок и станция на Транссибе

Опубликовал: zampolit, 16-07-2016, 08:35, Железнодорожная история, 3 258, 4

На въезде в поселок Кармак (15 февраля 2015 г.)

Всего одна буква в названии отличает эти два населенных пункта России: село Калмак (Калмакское) Армизонского района Тюменской области и поселок Кармак Тугулымского района Свердловской области.

Кармак - поселок Тугулымского городского округа, при одноименной станции Транссибирской железной дороги, в 2 км на север от Сибирского (Московского) тракта.

Кармак в девятнадцатом веке славился своими мастерами-красильщиками, которые брали подряды и расписывали интерьер домов.

В начале июля 1918 года на перегоне Кармак – Подъем шли ожесточенные бои между отрядами красных и белых. Погибших красноармейцев 15 июля похоронили в Тюмени в Саду Октябрьской революции (сейчас площадь Борцов Революции).

До Великой Отечественной войны на станции стрелочником работал лейтенант Белопухов Евстрат Степанович – командир пулемётного взвода 2-й пулемётной роты 1033-го стрелкового полка 280-й стрелковой дивизии – Герой Советского Союза.

Водонапорная башня на станции Кармак

На станции Кармак останавливается три электропоезда следующих из Тюмени до Ощепково, Талицы, Екатеринбурга и обратно.

В 60-е годы XX века на станции еще можно было увидеть остатки парка-сада, которые разбивали почти на каждой станции и разъезде участка Екатеринбург-Тюмень. Площадь парка была около 1 га, в нем делалась крытая веранда-эстрада и площадка для танцев. Станционный рабочий постоянно следил за чистотой в саду и на перроне, своевременно освежая дорожки песком.

В Советское время в Кармаке работала сырьевая база Заводоуспенской конденсаторной фабрики, молокозавод, МТМ - машино-тракторная мастерская, при нем СПТУ 6, которое в 1990-е годы было переведено в районный центр Тугулым. Располагалась нефтебаза, большие склады Заготзерно, сенные склады (впоследствии на их месте была построена начальная школа и жилые дома) заготавливали и отгружали по железной дороге еловые столбики(дрючки) для подпорок свода шахт, сосновую живицу, сосновые пни (сырьё для химической промышленности).

Производилась выгрузка из железнодорожных вагонов и перевалка продовольственных и промышленных товаров. Напротив молокозавода выгружали в карьер уголь и щебень для нужд предприятий. В железнодорожной инфраструктуре функционировала кузница, столярная мастерская, водокачка на станции и вторая на реке Кармак в четырех километрах от станции (2102 км) для заправки паровозов водой, баня. Подразделение живой защиты железной дороги (лесопосадки).

Население обслуживали радиоузел, сельский клуб с библиотекой, четыре магазина (железнодорожный, сельпо, рабкооп и маленький напротив железнодорожного вокзала - через пути). В планах было строительство свинофермы, поставили несколько арок справа при въезде, но строительство не было продолжено.

Поселок Кармак входит в состав муниципального образования «Тугулымский городской округ», в поселке 14 улиц две из которых связаны с железной дорогой – Железнодорожная и Привокзальная. В настоящее время школы и детского сада в поселке нет, о наличии учебных заведений напоминают улицы Школьная (на которой стояла школа), и Училищная – где располагалось до Октябрьской революции училище.

Адрес: посёлок Кармак, Тугулымский городской округ, Свердловская область. Координаты: 57.096499, 64.864463

скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации

Обсуждения

  1. В Кармаке так же была сырьевая база Заводоуспенской конденсаторной фабрики, молокозавод, МТМ, а при нем СПТУ 6, которое в 90-е годы было переведено в районный центр Тугулым, нефтебаза, большие склады Заготзерно, сенные склады(впоследствии на их месте была построена начальная школа и жилые дома) заготавливали и отгружали по железной дороге еловые столбики(дрючки) для подпорок свода шахт, сосновую живицу, сосновые пни (сырьё для химической промышленности). Производилась выгрузка из железнодорожных вагонов и перевалка продовольственных и промышленных товаров. Напротив молокозавода выгружали в карьер уголь и щебень для нужд предприятий. В железнодорожной инфрастуктуре функционировала кузница, столярная мастерская, водокачка на станции и вторая на реке Кармак в четырех километрах от станции (2102км) для заправки паровозов водой, баня. Подразделение живой защиты железной дороги(лесопосадки) Местный радиоузел, сельский клуб с библиотекой, четыре магазина(железнодорожный, сельпо, рабкооп и ещё маленький напротив железнодорожного через пути) когда то планировали строить свиноферму, даже поставили несколько арок справа при въезде, но строительство не было продолжено.

  2. Большое спасибо Владимир Леонидович за дополнение.

  3. Здравствуйте. Можете разместить фото в коментариях или выслать на электронную почту artmor1967@mail.ru  

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Апрель 2024 (32)
Март 2024 (43)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.