Топ-100

Верея - маленький город с большой историей

Опубликовал: zampolit, 13-07-2016, 13:25, Путешествие в историю, 1 429, 0

Город Верея впервые упоминается в летописях в начале XIV века. Он возник на крутом правом берегу реки Протвы как крепость, принадлежавшая Московскому княжеству. От того времени сохранились лишь земляные валы. Позже Верея неоднократно переходила от одного княжества к другому, была в XV столетии столицей самостоятельного княжества, а при Иване Грозном окончательно вошла в состав Московского государства.

До Великой Октябрьской социалистической революции Верея была небольшим городом с малоразвитой промышленностью. К числу небольших городов относится она и сейчас, это самый маленький город Московской области.

В советское время в Верее работали швейная фабрика, завод строительных материалов, леспромхоз, молокозавод, мастерские Московского экспериментального механического завода, передвижная механизированная колонна, линейное управление автомобильных дорог.

Среди подмосковных городов Верея в наибольшей степени сохранила старинную рядовую застройку, камерный, соразмерный человеку масштаб. Это придает особый характер архитектурному облику этого города, органично связанного с окружающей природой. Почти из каждого его уголка видны леса, подступающие со всех сторон.

К северу-востоку от центральной площади высятся земляные валы кремля – древнейшей части города. Нашествия врагов с запада не обошли стороной Верею. Ее разоряли войска польской шляхты в начале XVII столетия, а в 1812 году возле Вереи развернулись ожесточенные бои русских войск с армией Наполеона.

Город хранит память о мужестве и героизме советских воинов и партизан в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на большие разрушения, причиненные гитлеровскими захватчиками, многие историко-архитектурные памятники уцелели.

В дни оккупации в городе действовало комсомольское подполье. Юные патриоты собирали оружие и боеприпасы, передавали жителям сводки Совинформбюро, которые тайно слушали по радио, смонтировав из нестандартных деталей радиоприемник.

Патриоты – нечаевцы организовывали саботаж приказов немецкого командования, переправляли советских людей в партизанский отряд, организовали побег пятидесяти арестованных комендатурой военнопленных из охраняемой фашистами церкви. 13 декабря группа была арестована, трое суток их пытали в комендатуре, а 17 декабря юных патриотов расстреляли на окраине Вереи в овраге.

В январе 1942 года 110-я и 113-я стрелковые дивизии после жестоких боев освободили Верею от оккупантов. Воины Красной Армии похоронили комсомольцев – подпольщиков в братской могиле в центре города рядом со школой, в которой они учились. На памятнике высечены имена героев: Николай Нечаев, Владимир Скворцов, Константин Раков, Борис Захаров, Николай Конов. Молодогвардейцы Вереи были награждены посмертно медалями «За Отвагу».

За высокими земляными валами, которыми обнесен кремлевский холм находится древнейшее сооружение города – собор Рождества (улица Карла Маркса, 2). Он был возведен из кирпича в 1552 году князем Владимиром Андреевичем Старицким, стремившимся закрепить Верею за своим княжеством. Последующие перестройки придали собору черты провинциального барокко. На мощном четверике, который является древнейшей частью сооружения, возвышается массивный восьмерик с декоративной небольшой луковичной главкой. Четырехстолпный собор сохранил первоначальный план XVI столетия с тремя алтарными апсидами, белокаменные перспективные порталы килевидной формы. С запада к четверику примыкают трапезная и стройная трехъярусная колокольня, украшенная спаренными колоннами, - образец классицизма начала XIX века.

В подклете трапезной находится могила генерала И.С. Дорохова, партизанский отряд которого освободил Верею от наполеоновских войск 29 сентября 1812 года. Над кремлевским холмом возвышается бронзовая фигура героя Отечественной войны 1812 года. И.С. Дорохов изображен в кавалерийской форме с ментиком и саблей в руках. Исполненная стремительного движения, скульптура особенно эффектно смотрится с изгиба дороги, поднимающейся на кремлевский холм.

XVIII век подарил Верее довольно много каменных построек. В их числе – Богоявленская церковь в Заречье – также образец барокко конца столетия (улица 19 января, 2). На массивном двусветном четверике, завершающемся треугольными фронтонами, поднимается восьмерик, украшенный спаренными пилястрами, а над ними восьмигранник светового барабана с фигуркой главкой. Трехъярусный храм превышает по высоте соединенную с ним одноэтажной трапезной колокольню, построенную по тому же принципу – «восьмерик на четверике». Завершает ее каркасный деревянный шатер.

Два десятилетия спустя была сооружена церковь Константина и Елены (сейчас на Советской улице). Та же композиционная схема, характерная для барокко («восьмерик на четверике»), в этой кирпичной постройке приобретает более строгие формы, свойственные раннему классицизму.

Ильинская церковь, построенная в 1803 году на Больничной улице, более отчетливо являет черты, присущие классицизму (Кустарный пер., 4). Оригинален по своим формам трехсветный куб храма, мало чем отличающийся от жилого дома. Каждый его фасад завершается треугольным фронтоном. Лишь непропорционально маленькое декоративное пятиглавие да алтарная апсида выдают назначение здания. Необычно узкая двусветная трапезная объединяет храм и трехъярусную с крупными проемами звонов колокольню.

Среди памятников гражданской архитектуры особый интерес представляют торговые ряды, построенные в XIX столетии (Советская площадь). Это один из немногих в Подмосковье сохранившихся образцов торгового сооружения, которым располагал в то время почти каждый город. Одноэтажные кирпичные здания с четким ритмом аркад образуют внутренний прямоугольный двор, на который ведут проезды с каждой из сторон.

На холме напротив въезда в Кремль возвышается двухэтажное здание уездного училища (площадь Советская дом 18), построенное в конце XVIII века в классическом стиле. Местоположение в значительной степени определило характер архитектуры памятника. Угол, обращенный на площадь, отмечен полуротондой со спаренными пилястрами, над которой возвышается рустованный барабан с уплощенным куполом. Едва обозначенные ризолиты с треугольными фронтонами как бы обрамляют полуротонду, связывая центр здания с боковыми крыльями, фасады которых почти лишены декора. Здание училища – редкий для подмосковных городов пример раннего классицизма, сочетающегося со следами барокко.

На противоположном берегу Протвы из города хорошо виден ансамбль бывшего Спасского монастыря (улица Лесная, строение 3). Пятиугольный собор, построенный во второй половине XVII столетия, чрезвычайно живописен. Строгий кубический объем храма отмечен по углам пилястрами, имеет пышные наличники окон и завершается пятиглавием. С западной стороны в него ведет крыльцо с рундуками на кувшинообразных столпах. С левой стороны от крыльца асимметрично расположена высокая восьмигранная колокольня, украшенная цветными изразцами и завершающаяся традиционным шатром с тремя рядами звонов.

Храм был закрыт в 1930-х годах, в 1960-х отреставрирован, однако затем заброшен и к 1990-м годам был в полуразрушенном состоянии. Возвращен церкви в 2000 году и в настоящее время реставрируется.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2024 (55)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (39)
Июль 2024 (49)
Июнь 2024 (33)
Май 2024 (42)
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.