Инженерное обеспечение наступления 36-й армии

Опубликовал: zampolit, 19-06-2016, 19:28, Путешествие в историю, 1 116, 0
Инженерное обеспечение наступления 36-й армии

Соединениям 36-й армии Забайкальского фронта в ходе Дальневосточной кампании в августе 1945 года предстояло скрытно форсировать пограничную реку Аргунь, стремительно преодолеть обширный пустынно-степной район и горные хребты Большого Хингана и овладеть Чжалайнор-Маньчжурским и Хайларским укрепленными районами, прикрывавшими наиболее удобные пути в глубь Маньчжурии, в том числе имевшую важное стратегическое значение Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД).

Главный удар командующий армией решил нанести силами двух стрелковых корпусов (со средствами усиления) из района Стар. Цурухайтуй в направлении на город Хайлар в обход Чжалайнор-Маньчжурского укрепленного района.

Для выполнения задач инженерного обеспечения операции армия имела, помимо войсковых инженерных подразделений и частей, штатную 68-ю армейскую инженерно-саперную бригаду, в состав которой входили 2?5, 296, 297 и 298-й инженерно-саперные батальоны и легкий переправочный парк. Ей также были приданы 2-й и 17-й отдельные моторизованные понтонно-мостовые батальоны с парками Н2П, 12-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой полк с парком ТМП, 3-я рота 653-го батальона больших плавающих автомобилей и 90-я отдельная рота полевого водоснабжения.
Инженерное обеспечение наступления 36-й армии

Для транспортировки воды и оборудования пунктов водоснабжения в армии имелись автоцистерны, резервуары и мешки-бочки общей емкостью 342 м3.

Армейская инженерно-саперная бригада и все приданные инженерные силы были нацелены на обеспечение главной ударной группировки армии, которой предстояло вести боевые действия в стороне от основной сети дорог. В подготовительный период силами инженерных батальонов бригады были оборудованы пути выдвижения войск объединения в районы сосредоточения, выбранные с целью маскировки в 20—25 км от линии государственной границы. В этих районах было отрыто 540 окопов для танков и автотранспорта. Техника в них укрывалась маскировочными покрытиями и сетями.

Оборудование районов сосредоточения осуществлялось сипами личного состава стрелковых соединений. От инженерных частей выделялись только саперы-инструкторы. Значительные трудности возникли в обеспечении войск водой. Условия водоснабжения на юго-востоке Забайкалья и северо-западной части Маньчжурии были крайне тяжелыми из-за слабого развития гидрографической сети. Поэтому в полосе действий армии оно могло базироваться лишь на немногочисленные шахтные колодцы и буровые скважины. Разведка водоисточников с целью расширения их сети на маршрутах выдвижения и в районах сосредоточения осуществлялась заблаговременно. В 90-й отдельной роте полевого водоснабжения для этого были образованы разведывательные группы, возглавляемые опытными офицерами инженерных войск, в составе 4—5 человек.
Инженерное обеспечение наступления 36-й армии

За каждой группой закреплялись автомашина и табельные средства для разведки подземных вод и откачки воды (ЗБ-140, МТК). Однако ведение разведки осложнялось из-за отсутствия гидрологических данных и средств механического бурения.

Для наилучшей организации обеспечения войск водой при подготовке и в ходе операции по указанию начальника инженерных войск фронта армии были выделены следующие подразделения инженерных войск: один батальон армейской инженерно-саперной бригады и по одной роте из каждого корпусного и дивизионного саперных батальонов. Одновременно были подготовлены и нештатные команды водоснабжения из расчета одно отделение (орудийный расчет) на стрелковый батальон (артиллерийский дивизион).

Пункты водоснабжения, представлявшие собой, как правило, группу шахтных колодцев, оборудовались как на маршрутах выдвижения на удалении 15—40 км друг от друга, так и в районах сосредоточения. В результате проведенных работ водообеспеченность указанных маршрутов и районов возросла в несколько раз, и войска армии не испытывали особых затруднений с водой.

Важные мероприятия были проведены и с целью инженерного обеспечения форсирования реки Аргунь. На направлении главного удара она имела труднопроходимую для всех видов транспорта заболоченную пойму, ширина которой местами достигала 12 км. Для преодоления этой водной преграды силами инженерных войск армии было изготовлено и сосредоточено в намеченных районах 2018 щитов, 170 погонных метров деталей мостов и 12 050 погонных метров фашин. К моменту форсирования в местах переправ находились все переправочные средства. Следует отметить, что понтонные парки приходилось подвозить по дорогам, проходящим через заболоченную местность и имеющим крутые спуски. Разворот машин у мест разгрузки переправочного имущества был крайне затруднен. Каждому стрелковому корпусу ударной группировки был выделен участок переправы.
Инженерное обеспечение наступления 36-й армии

86-й стрелковый корпус должен был форсировать реку между Дурэй — Белая Глинка, 2-й стрелковый корпус между Белая Глинка — Стар. Цурухайтуй. Для организации переправ 86-му стрелковому корпусу были приданы 2-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон с парком Н2П, легкий переправочный парк МДПА-3 и 30 лодок СДЛ, а 2-му стрелковому корпусу — 17-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон с парком Н2П, 30 больших плавающих автомобилей, легкий переправочный парк НЛП и 70 лодок СДЛ.

Армейская переправа оборудовалась силами 12-го отдельного моторизованного понтонно-мостового полка. Учитывая, что японцы, начиная с 1937 года и до начала боевых действий, укрепляли свою оборону, для уничтожения противника в укрепленных районах в соединениях армии были созданы штурмовые группы, состоявшие из двух подгрупп: блокировочной, включавшей одно два саперных отделения, и подгруппы обеспечения (одного-двух стрелковых взводов, танка Т-34 и одного-двух орудий). Блокировочная подгруппа имела 2 — 4 заряда взрывчатых веществ по 3 кг, 2 — 3 заряда — по 10 кг, 20 зажигательных трубок и комплект средств для подвешивания зарядов и разминирования.

Одновременно перед началом операции с целью отражения возможных контратак противника были выделены подвижные отряды заграждений (ПОЗ) в составе: в стрелковом полку — саперное отделение, в стрелковой дивизии—саперный взвод, в стрелковом корпусе — саперная рота с минами. В армейский ПОЗ входил один батальон армейской инженерно-саперной бригады, который мог перевозить на четырех автомашинах 600 противотанковых мин, 600 противопехотных мин и 350 кг взрывчатых веществ.

За два дня до наступления инженерные части, находившиеся в группировке армии, которой предстояло действовать на направлении вспомогательного удара, были переключены на устройство проходов в своих минных полях, противотанковых рвах и проволочных препятствиях.

Всего в полосе двух стрелковых дивизий в минных полях было проделано 17 проходов. С целью организации комендантской службы был выделен 142-й отдельный саперный батальон. Его силами к двум часам 9 августа было завершено ограждение проходов. Благодаря напряженному труду воинов армии все указанные выше мероприятия подготовительного периода были выполнены качественно и своевременно.

Не менее сложные задачи инженерного обеспечения были решены и в ходе наступательной операции. На направлении главного удара ее успех во многом зависел от своевременного преодоления заболоченной поймы и форсирования реки Аргунь, уровень воды в которой после прошедших накануне дождей резко повысился. В густом тумане в ночь с 8 на 9 августа силами частей 68-й армейской инженерно-саперной бригады через пойму была проложена деревянно-щитовая дорога. К трем часам 9 августа 17-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон из заранее подготовленных элементов построил 30-тонный мост длиной 30 м. Всего силами выделенных понтонных частей в ночь на 9 августа было проложено к местам намеченных переправ до 5 км колонных путей.

Одновременно личный состав корпусных и дивизионных саперных батальонов скрытно от противника развернул к четырем часам пять десантных и одну паромную переправы с использованием паромов парка НЛП и лодок СДЛ. На левом фланге армии в районе Стар. Цурухайтуй рота плавающих автомобилей в течении получаса переправила на противоположный берег до двух стрелковых полков.

С захватом плацдармов понтонеры приступили к наводке понтонных мостов. Всего в соответствии с планом операции было наведено пять наплавных мостов под грузы 9, 16, 30, 60 т, причем мосты грузоподъемностью до 30 т включительно были наведены за два с половиной часа, а 60-тонный мост из парка ТМП — за 4 часа. При наводке мостов части встретились с трудностями сопряжения их с заболоченными берегами реки. Поэтому силами понтонно-мостовых частей были проведены работы по усилению слабых участков жердевой и хворостяной выстилкой. Благодаря развертыванию широкой сети переправ основные силы армии со средствами усиления форсировали крупную водную преграду за 13 часов.

Дальнейшее развитие наступления до выхода войск объединения к городу Якэши и Хайларскому укрепленному району проходило в колоннах по трем маршрутам с выделением сильных передовых отрядов от стрелковых корпусов и дивизий. На направлении главного удара действовал и армейский передовой отряд, в состав которого была включена первая рота 124-го инженерно-саперного батальона.
Инженерное обеспечение наступления 36-й армии

Из-за того, что до начала операции получить данные о состоянии местности и сети дорог в полосе наступления не представлялось возможным, роль инженерной разведки резко возросла. Для ее ведения в состав передовых отрядов включались инженерные подразделения от штатных и приданных инженерных частей. В ряде случаев разведывательные подразделения, используя элемент внезапности, осуществляли захват мостов и важных сооружений. Так, в ночь на 9 августа разведдозор от армейского передового отряда, внезапно атаковав врага, уничтожил охрану и захватил железобетонный мост через реку Аргунь севернее Хайлара.

На главном направлении большинство дорог и колонных путей проходило по заболоченным поймам рек, труднопроходимой пересеченной местности, по сыпучим пескам и солончакам. Только на участке от Хайлара до Цицикара имелась улучшенная грунтовая дорога со щебеночным или гравийным покрытием, которое, однако, при интенсивном движении быстро разрушалось.

Содержание дорог и восстановление разрушенных участков производились основными силами отдельных саперных батальонов стрелковых дивизий и корпусов, а в ходе преодоления хребта Большой Хинган — 68-й армейской инженерно-саперной бригады. Наведение наплавных мостов через реку Моэр-Гол (Хайэрхэ) и расширение сети переправ через реку Аргунь осуществлялись силами приданных армии понтонно-мостовых частей.

Необходимо отметить, что ввиду отставания дорожных частей тыла инженерным подразделениям приходилось обслуживать и тыловые дороги. Это привело к чрезмерной разбросанности инженерных сил, выделенных на дорожное обеспечение. Всего инженерными войсками армии было проложено 18 км колонных путей, отремонтировано 40 км дорог, построено 56 мостов общей протяженностью 392 погонных метра и усилен 51 мост. Значительных усилий для разминирования маршрутов движения войск не потребовалось, так как отмечались лишь единичные случаи минирования дорог и мостов на хайларском направлении.

Правда, противник стремился взорвать двухкилометровый тоннель через Большой Хинган на Китайско-Маньчжурской железной дороге. Однако усилиями саперов старшего лейтенанта Евменова он был разминирован и сохранен. Важное значение для успешного решения боевых задач имело инженерное обеспечение штурма Чжалайнор-Маньчжурского и Хайларского укрепленных районов (УР).

Наиболее ожесточенное сопротивление вражеские части оказали в Хайларском укрепрайоне. Чжалайнор-Маньчжурский УР не был достроен, и многие его сооружения оказались не боеготовы. Поэтому после короткого, но ожесточенного сопротивления оборонявшие его подразделения противника были уничтожены. Для ликвидации гарнизона Хайларского УРа были выделены 94-я и 293-я стрелковые дивизии. Инженерное обеспечение их действий было возложено на 295-й инженерно-саперный батальон армейской бригады и на отдельные саперные батальоны этих дивизий. Штурмовые группы в первую очередь уничтожали те доты врага, которые больше всего мешали продвижению наших частей, а уже потом блокировали и разрушали оставшиеся долговременные огневые сооружения узлов сопротивления. При блокировании пулеметных дотов группа обеспечения стремилась закрыть амбразуру танком или САУ и прикрыть саперов огнем. Затем подрывники блокировочной подгруппы приступали к подрыву броневых дверей дота сосредоточенными зарядами. После взрыва группа врывалась в дот и уничтожала или брала в плен его гарнизон. В крупных оборонительных сооружениях гарнизоны укрывались в подземных казематах. Для их ликвидации сначала подрывались решетки, защищавшие вентиляционные каналы, затем в последние спускались заряды взрывчатых веществ. От воздействия взрывной волны и осколков бетона расчеты, как правило, выходили из строя.

После захвата огневых сооружений силами выделенных подрывных команд (каждая в составе до саперного взвода) производилось их полное разрушение. Так, только за первые четыре дня боев подразделениями 295-го инженерно-саперного батальона было взорвано 79 фортификационных сооружений вместе с их гарнизонами, а в рукопашных схватках уничтожен 81 японский солдат.
Всего в Чжалайнор-Маньчжурском и Хайларском укрепленных районах саперами было подорвано и уничтожено 1190 фортификационных сооружений, из них 306 дотов.

В ходе наступления до выхода войск армии на рубеж Хайлар-Якэши возникли значительные трудности в снабжении войск водой. В связи с этим были установлены жесткие нормы потребления воды — 5 литров в сутки на человека, 25 литров на машину и 100 литров на танк. Соединения и части обеспечивались водой через систему пунктов водоснабжения, создаваемых вдоль основных маршрутов движения войск. При этом в зависимости от условий развертывались водопункты двух типов: или на базе имевшихся водоисточников (шахтных колодцев), или путем установки емкостей для хранения привозной воды. Пункты водоснабжения на маршрутах движения главной ударной группировки оборудовались силами подразделений 90-й отдельной роты полевого водоснабжения и роты батальона армейской инженерно-саперной бригады, которые были включены в состав передовых отрядов стрелковых корпусов. Из состава этих подразделений выделялось несколько команд силами от саперного отделения (отделение водоснабжения) до двух саперных взводов.

Передовые отряды снабжались водой из возимого запаса. Нештатные команды водоснабжения стрелковых полков действовали в составе своих частей и занимались производством дополнительных работ по содержанию и обслуживанию шахтных колодцев, раздачей воды. При действиях же в стороне от основного маршрута они самостоятельно решали все вопросы водоснабжения своих частей. В том случае, если маршрут проходил через безводную местность и расстояние между пунктами было более одного суточного перехода, войска использовали возимый запас воды. Для подвоза воды отдельным частям использовался и транспорт понтонно-мостовых батальонов. Так, например, когда один из стрелковых батальонов вышел в район пади Кара-Челон и оказался без запаса воды, обеспечение его водой было осуществлено транспортом 17-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона.

Всего силами инженерных войск армии на трех маршрутах было оборудовано 26 пунктов водоснабжения с общим дебитом 9900 мЗ воды в сутки.

В ходе преодоления войсками хребта Большой Хинган и после него вопросы водоснабжения войск в известной мере потеряли свою остроту.

Таким образом, правильная организация и качественное выполнение мероприятий инженерного обеспечения в неблагоприятных условиях оказали существенное влияние на выполнение боевых задач в армейской наступательной операции 36-й армии, предопределяя их успех.

В отличие от Западного театра военных действий Дальневосточный имел ряд особенностей. Для маскировки личного состава и боевой техники в условиях пустынно-степной местности в широких масштабах оборудовались укрытия котлованного типа и использовались табельные маскировочные сети и покрытия. Значительные трудности вызывала прокладка колонных путей на заболоченных поймах рек при подготовке к форсированию последних.

Предметом особой заботы было снабжение войск армии водой. В исходных районах и на маршрутах движения в ходе наступления в безводной местности заранее оборудовались пункты водоснабжения. Для осуществления этих работ привлекались до 50 процентов всех инженерных войск и нештатные команды общевойсковых частей объединения.

При прорыве укрепленных районов большая роль отводилась саперам-подрывникам, входившим в состав штурмовых групп. Ход операции подтвердил, что успешное решение задач инженерного обеспечения наступательных действий армии требует высокой выучки, слаженности и самоотверженности личного состава инженерных войск.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2019 (50)
Февраль 2019 (106)
Январь 2019 (58)
Декабрь 2018 (46)
Ноябрь 2018 (61)
Октябрь 2018 (72)
Календарь
«    Март 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.