Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Опубликовал: dokaspez, 6-06-2016, 14:01, Путешествие в историю, 3 574, 0
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

В послевоенное время технический прогресс не стоял на месте, продолжали развиваться все технические средства железнодорожного транспорта, осуществлялись исследования, разработки и внедрение новых конструкций. Великая Отечественная война привела к огромным людским и народнохозяйственным потерям. Одной из самых главных задач стала подготовка молодых кадров для работы на железнодорожном транспорте. Но мало было обучить молодых людей, дать им специальности.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Государство брало на себя обеспечение их льготным питанием, форменной одеждой. Для многих детей военного поколения это было просто жизненно необходимо. В 1946 году Министерством трудовых резервов СССР был выработан комплект одежды для учащихся школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ. В него входили шинель, куртка, гимнастерка, платье шерстяное для девочек. Головными уборами служили фуражки для мальчиков, береты для девочек. Зимой полагалась шапка-ушанка.

Двенадцатого июня 1954 гола был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств».

Претерпело изменения и обмундирование железнодорожников. Приказом № 84/Ц от 9 сентября 1955 года наплечные погоны упразднялись и вводился новый вид униформы со знаками различия в виде петлиц. Принадлежность к тому или иному виду железнодорожной службы определялась по цвету выпушки: у локомотивщиков и вагонников она была синего цвета, у путейцев - зеленого, у связистов - платинового, у движенцев - малинового.

В сущности этот приказ, подготовленный с учетом происходивших в отрасли изменений, означал возврат к довоенному форменному костюму.

Иным становилось форменное обмундирование. Силуэты костюмов приводились в соответствие с требованиями условий труда и направлением моды. На смену кителям пришли пиджаки, шинели были заменены пальто. В обиходе появились блузы, блузы-сорочки и галстуки.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Приказ Министерства путей сообщения СССР № 31/Ц от 26 сентября 1963 гола вносил изменения в форменную одежду и знаки различия работников железнодорожного транспорта.

В том же году была введена и эмблема железнодорожного транспорта в виде элипсообразного колеса с крыльями из четырех укороченных снизу перьев. Эмблема на форме для высшего состава вышивалась позолоченным шнуром, для среднего - посеребренным. Всем остальным категориям железнодорожников полагалась белая металлическая эмблема. Носилась она на правой стороне груди, ниже эмблемы размещались знаки об окончании учебных заведений.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Высшему, старшему и среднему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешалось ношение летней форменной одежды белого цвета.

Форменный костюм учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, 1948 года.
Шинель - черного сукна, двубортная с застежкой на пять форменных пуговиц. Спинка шинели целая, со встречной складкой посередине. По боковым сторонам спинки, на уровне линии талии, имеется по одному фигурному столбику с пуговицами. К пуговицам столбиков пристегивается хлястик. В низу спинки, посередине имеется продольный разрез- шлица. Воротник отложной, с застежкой на металлический крючок и петлю.

На концах воротника нашиваются петлицы с кантом установленного образца (светло-синего цвета). На петлицы накалываются знаки отличия РУ, ЖУ и № училища. Рукава прямые двухшовные. Шинель на подкладке до талии. У шипели для мальчиков па левой полочке заделывается один нагрудный карман. У шинели для девочек нагрудный карман заделывается на правой полочке.

Куртки - черного сукна, двубортная на ваге, с застежкой борта на четыре светлые металлические пуговицы и четыре петли, одна из которых находится на лацкане. Воротник отложной, застегивается на металлический крючок и петлю. На воротнике куртки пришиваются петлицы с обозначением для ремесленных училищ - «РУ №», для железнодорожных училищ - «ЖУ №». На концах воротника нашиваются петлицы из черного сукна с кантом светло-синего цвета. Карманы боковые прорезные с клапанами. Спинка на фигурной кокетке, посредине стачная, по линии талии имеет хлястик и две вытачки. Рукава прямые двухшовные.

Гимнастерка - из диагонали темно-синего цвета. Перед гимнастерки с разрезом, заделанными планками, и с одним нагрудным карманом на левой стороне. Карман накладной, настрочный, без клапана. Воротник стоячий, двухслойный, застегивающийся на две пуговицы и две петли. Рукава одношовные, с двумя складочками внизу и с манжетами, застегивающимися на две пуговицы и две сквозные петли. Пуговицы форменные, с ключом и молотком.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Платье - из кашемира черного цвета. С отрезным лифом, застежка спереди до линии талии на четыре форменные пуговицы. Воротник отложной, отделан верхним воротничком из белой ткани. Рукава одношовные, внизу с манжетами, застегивающимися на одну форменную пуговицу. Юбка платья книзу расклешена, спереди имеет четыре складки и сзади две складки. Боковые складки переда юбки имеют вверху подрези, в которые заделываются карманы. По талии платья проходит пояс, спереди застегивающийся на одну форменную пуговицу.

Фуражка - суконная черного цвета, состоит из донышка овальной формы, тульи из четырех дугообразных четвертинок и прямого целого околыша. Перед фуражки делается прямым, со слегка выпуклой тульей на полужесткой стойке. Фуражка имеет выпушку установленного цвета. Козырек фибровый, черный, с двусторонней лакировкой. Над козырьком располагается лакированный ремешок со шлевками, прикрепленный в концах на две форменные металлические пуговицы малого размера. Спереди на околыше, над лакированным ремешком, прикрепляется форменный знак.

Берет (для девушек) - суконный, на подкладке, состоит из целого донышка и двух бочков, стачанных между собой. К переду берета прикрепляется форменный значок. Разрешается ношение вместо суконного фетрового берета без подкладки.
Шапка-ушанка пошивается из хлопчатобумажного сукна черного цвета и состоит из четырехклинного колпака с наушниками, покрытыми искусственным мехом серого цвета.

Козырек шапки, покрытый искусственным мехом, прикрепляется к колпаку двумя скрепками. В центре козырька прикрепляется форменный значок. Наушники завязываются на хлопчатобумажную тесьму в цвет ткани.

Комбинезон рабочий хлопчатобумажный, спереди застегивается доверху на шесть сквозных петель и шесть пуговиц. На передних половинках на расстоянии одного сантиметра от боковых швов настрачиваются накладные карманы. Спинка целая со швом посередине. Комбинезон по талии с поясом, прикрепленным к среднему шву спинки машинной строчкой, спереди застегивающимся на пуговицу и петлю. Воротник отложной, без крючка и петли. Рукава прямые, заканчиваются внизу манжетами, застегивающимися на одну петлю и пуговицу. Низки брюк с манжетами, застегивающимися на одну петлю и пуговицу.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1955 год
Головным убором летом служила фуражки, зимой - шапка-ушанка из черного каракуля и сукна синего цвета.

Комплект форменного обмундирования включал: китель темно-синего или светло-коричневого цвета, застегивающийся на пять форменных пуговиц, с отложным воротником и двумя нагрудными карманами с клапанами; брюки в цвет кителя, носились навыпуск, без выпушки и манжет.

Верхней одеждой служила двубортная шинель с пятью пуговицами по борту. У высшего состава на фуражке крепились золоченый технический знак в венке и над козырьком золотой нити филигрань. Края петлиц окантовывались позолоченным шнуром. На черном бархатном поле петлиц вышивался золотой нитью технический знак от одной и до трех звезд, размером 20 мм каждая.

Старшему составу на фуражке полагались филигрань и технический знак. На поле петлиц имелись два продольных посеребренных просвета, металлический технический знак и от одной до трех звезд, 15 мм каждая.

У всех остальных на головных уборах крепился технический знак на фуражке, вместо филиграни - черный лакированный ремешок.

Петлицы у среднего состава имели один просвет, технический знак и до грех звездочек, размером 12 мм каждая. У младшего состава поле петлиц гладкое, с техническим знаком и металлическими уголками до пяти штук.
У машинистов на петлицах под техническим знаком, поперек петлицы, крепилась эмблема паровоза, от эмблемы, вдоль петлиц, нашивались белые полоски согласно классу машиниста (первый класс - три, второй - две). На фуражке машиниста, по верхнему краю околыша шел белый шелковый галун.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1963 год
Знаки различия в виде петлиц заменили нарукавные нашивки. Был установлен единый для всех служб цвет выпушки - зеленый. Для личного состава утвержден черный цвет зимней одежды и светло-серый цвет летней .В комплект форменной одежды мужчин входили пальто, зимний и летний костюмы.

Пальто было двубортное, с пристегиваемой утепляющей подкладкой, двумя боковыми прорезными карманами с клапанами.

Зимним костюм состоял из двубортного пиджака с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами и брюк, которые полагалось носить без манжет, навыпуск.

Летний костюм по покрою соответствовал зимнему, только пиджак был однобортный. Отдельным категориям работников полагалась еще однобортная куртка, закрытая, с отложным воротником, двумя прорезными боковыми и одним нагрудным карманами.
Под пиджаком носилась блуза-сорочка, низ которой заканчивался поясом. Полагался черный узкий галстук.

Фуражка - в цвет костюма, имела черный околыш, черный лакированный козырек. Зеленая выпушка шла по верхнему краю тульи и околыша. На околыше фуражки высшего состава прикреплялся позолоченный технический знак в венке, на тулье полагалась вышитая позолоченная эмблема железнодорожного транспорта. Для старшего состава устанавливалось серебряное шитье. Остальным категориям работников на околыше полагался металлический знак, на тулье - белая металлическая эмблема.
Нал козырьком фуражки прикреплялись: у высшего состава - плетеная позолоченная филигрань, у старшего - серебряная, у всех прочих - черный лакированный ремешок.

Верхний край околыша фуражки машиниста украшался белым шелковым галуном. На фуражке главного кондуктора над козырьком вместо лакированного ремешка прикреплялся плетеный шнур красного цвета.

На зиму предусматривалась шапка-ушанка: для высшего начальствующего состава - из серого каракуля, старшего и среднего - из черною каракуля, для остальных - из цигейки или искусственного меха черного цвета. Порядок крепления прибора тот же, что и на фуражке.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Форменное обмундирование для женщин включало костюм (зимний и летний), состоящий из однобортного жакета с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом и юбки с односторонней складкой сзади. Отдельным категориям работников, кроме того, полагался еще однобортный жакет с отложным воротником и расширенная книзу юбка.
Головным убором служил берет по цвету костюма. На берете крепился технический знак, над ним - эмблема железнодорожного транспорта.
Пуговицы на пальто, пиджаках, куртках и жакетах: у высшего начальствующего состава - позолоченные с изображением герба Советского Союза, у остальных работников - белые металлические с изображением технического знака.

В качестве знаков различия были применены нарукавные нашивки: в виде прямоугольника -для высшего состава размером 100 х 75 мм; среднего - 100 х 55 мм; для младшего и рядового - в виде пятиугольника шириной в основании 40, в вершине 110 и высотой 70 мм. Поле нарукавных знаков изготовлялось из той же ткани, что и одежда, на которую они нашивались.

Верхний край нарукавных знаков окантовывался: у высшего состава - позолоченным, а у старшего - посеребренным шнуром, у среднего - сукном зеленого цвета. Нарукавные знаки у младшего и рядового составов окантовывались зеленым сукном по всем граням пятиугольника. Ширина канта 3 мм. Нарукавные знаки нашивались на обоих рукавах на расстоянии 80 мм от низа рукава.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

На поле нарукавных знаков:
а) высшего начальствующего состава - министра путей сообщения и первого заместителя министра путей сообщения - нашивался галун золотистого цвета шириной 60 мм. В центре поля располагался: у министра путей сообщения - герб Советского Союза размером 45 мм, у первого заместителя - звезда размером 40 мм па фоне лучеобразно расходящихся линий. Для остального высшего состава нашивались поперечные полосы галуна золотистого цвета шириной 10 мм числом от одной до четырех. В верхней части поля вышивались золотом звезды размером 20 мм соответственно числу полос;
б) старшею начальствующего состава нашивались поперечные полосы из серебряного галуна шириной 10 мм от одной до четырех (согласно табелю, утвержденному министром путей сообщения СССР 26 октября 1963 года), в верхней части ноля прикреплялись белые металлические звездочки размером 15 мм, по числу полос;
в) среднего начальствующего состава размещались полосы серебряного галуна шириной 6 мм (до четырех) и звездочки размером 10 мм;
г) младшею начальствующего состава имелась нашивка в форме пятиугольника с белым металлическим техническим знаком в верхней части и зелеными полосами (от одной до четырех) в нижней;
л) у рядового состава па нашивках располагался один белый металлический технический знак.
Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

У высшего, старшего и среднего составов выше нашивки на 30 мм крепился пятиугольник, изготовленный из той же ткани, что и одежда, шириной в основании 20 и высотой 45 мм. В центре пятиугольника размешался технический знак, вышитый: для высшего состава - позолоченным, а для старшего - посеребренным шнуром. Все грани пятиугольника окантовывались посеребренным или позолоченным шнуром соответственно техническому знаку. Пятиугольник среднего состава окантовывался сукном зеленою цвета
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Февраль 2020 (40)
Январь 2020 (31)
Декабрь 2019 (72)
Ноябрь 2019 (74)
Октябрь 2019 (65)
Сентябрь 2019 (46)
Календарь
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.