Форма одежды железнодорожников в послевоенные годы

Опубликовал: dokaspez, 6-06-2016, 14:01, Путешествие в историю, 4 038, 0

В послевоенное время технический прогресс не стоял на месте, продолжали развиваться все технические средства железнодорожного транспорта, осуществлялись исследования, разработки и внедрение новых конструкций. Великая Отечественная война привела к огромным людским и народнохозяйственным потерям. Одной из самых главных задач стала подготовка молодых кадров для работы на железнодорожном транспорте. Но мало было обучить молодых людей, дать им специальности.

Государство брало на себя обеспечение их льготным питанием, форменной одеждой. Для многих детей военного поколения это было просто жизненно необходимо. В 1946 году Министерством трудовых резервов СССР был выработан комплект одежды для учащихся школ фабрично-заводского обучения, ремесленных и железнодорожных училищ. В него входили шинель, куртка, гимнастерка, платье шерстяное для девочек. Головными уборами служили фуражки для мальчиков, береты для девочек. Зимой полагалась шапка-ушанка.

Двенадцатого июня 1954 гола был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене персональных званий и знаков различия для работников гражданских министерств и ведомств».

Претерпело изменения и обмундирование железнодорожников. Приказом № 84/Ц от 9 сентября 1955 года наплечные погоны упразднялись и вводился новый вид униформы со знаками различия в виде петлиц. Принадлежность к тому или иному виду железнодорожной службы определялась по цвету выпушки: у локомотивщиков и вагонников она была синего цвета, у путейцев - зеленого, у связистов - платинового, у движенцев - малинового.

В сущности этот приказ, подготовленный с учетом происходивших в отрасли изменений, означал возврат к довоенному форменному костюму.

Иным становилось форменное обмундирование. Силуэты костюмов приводились в соответствие с требованиями условий труда и направлением моды. На смену кителям пришли пиджаки, шинели были заменены пальто. В обиходе появились блузы, блузы-сорочки и галстуки.

Приказ Министерства путей сообщения СССР № 31/Ц от 26 сентября 1963 гола вносил изменения в форменную одежду и знаки различия работников железнодорожного транспорта.

В том же году была введена и эмблема железнодорожного транспорта в виде элипсообразного колеса с крыльями из четырех укороченных снизу перьев. Эмблема на форме для высшего состава вышивалась позолоченным шнуром, для среднего - посеребренным. Всем остальным категориям железнодорожников полагалась белая металлическая эмблема. Носилась она на правой стороне груди, ниже эмблемы размещались знаки об окончании учебных заведений.

Высшему, старшему и среднему составу дорог Кавказа, Средней Азии и Юга разрешалось ношение летней форменной одежды белого цвета.

Форменный костюм учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, 1948 года.
Шинель - черного сукна, двубортная с застежкой на пять форменных пуговиц. Спинка шинели целая, со встречной складкой посередине. По боковым сторонам спинки, на уровне линии талии, имеется по одному фигурному столбику с пуговицами. К пуговицам столбиков пристегивается хлястик. В низу спинки, посередине имеется продольный разрез- шлица. Воротник отложной, с застежкой на металлический крючок и петлю.

На концах воротника нашиваются петлицы с кантом установленного образца (светло-синего цвета). На петлицы накалываются знаки отличия РУ, ЖУ и № училища. Рукава прямые двухшовные. Шинель на подкладке до талии. У шипели для мальчиков па левой полочке заделывается один нагрудный карман. У шинели для девочек нагрудный карман заделывается на правой полочке.

Куртки - черного сукна, двубортная на ваге, с застежкой борта на четыре светлые металлические пуговицы и четыре петли, одна из которых находится на лацкане. Воротник отложной, застегивается на металлический крючок и петлю. На воротнике куртки пришиваются петлицы с обозначением для ремесленных училищ - «РУ №», для железнодорожных училищ - «ЖУ №». На концах воротника нашиваются петлицы из черного сукна с кантом светло-синего цвета. Карманы боковые прорезные с клапанами. Спинка на фигурной кокетке, посредине стачная, по линии талии имеет хлястик и две вытачки. Рукава прямые двухшовные.

Гимнастерка - из диагонали темно-синего цвета. Перед гимнастерки с разрезом, заделанными планками, и с одним нагрудным карманом на левой стороне. Карман накладной, настрочный, без клапана. Воротник стоячий, двухслойный, застегивающийся на две пуговицы и две петли. Рукава одношовные, с двумя складочками внизу и с манжетами, застегивающимися на две пуговицы и две сквозные петли. Пуговицы форменные, с ключом и молотком.

Платье - из кашемира черного цвета. С отрезным лифом, застежка спереди до линии талии на четыре форменные пуговицы. Воротник отложной, отделан верхним воротничком из белой ткани. Рукава одношовные, внизу с манжетами, застегивающимися на одну форменную пуговицу. Юбка платья книзу расклешена, спереди имеет четыре складки и сзади две складки. Боковые складки переда юбки имеют вверху подрези, в которые заделываются карманы. По талии платья проходит пояс, спереди застегивающийся на одну форменную пуговицу.

Фуражка - суконная черного цвета, состоит из донышка овальной формы, тульи из четырех дугообразных четвертинок и прямого целого околыша. Перед фуражки делается прямым, со слегка выпуклой тульей на полужесткой стойке. Фуражка имеет выпушку установленного цвета. Козырек фибровый, черный, с двусторонней лакировкой. Над козырьком располагается лакированный ремешок со шлевками, прикрепленный в концах на две форменные металлические пуговицы малого размера. Спереди на околыше, над лакированным ремешком, прикрепляется форменный знак.

Берет (для девушек) - суконный, на подкладке, состоит из целого донышка и двух бочков, стачанных между собой. К переду берета прикрепляется форменный значок. Разрешается ношение вместо суконного фетрового берета без подкладки.
Шапка-ушанка пошивается из хлопчатобумажного сукна черного цвета и состоит из четырехклинного колпака с наушниками, покрытыми искусственным мехом серого цвета.

Козырек шапки, покрытый искусственным мехом, прикрепляется к колпаку двумя скрепками. В центре козырька прикрепляется форменный значок. Наушники завязываются на хлопчатобумажную тесьму в цвет ткани.

Комбинезон рабочий хлопчатобумажный, спереди застегивается доверху на шесть сквозных петель и шесть пуговиц. На передних половинках на расстоянии одного сантиметра от боковых швов настрачиваются накладные карманы. Спинка целая со швом посередине. Комбинезон по талии с поясом, прикрепленным к среднему шву спинки машинной строчкой, спереди застегивающимся на пуговицу и петлю. Воротник отложной, без крючка и петли. Рукава прямые, заканчиваются внизу манжетами, застегивающимися на одну петлю и пуговицу. Низки брюк с манжетами, застегивающимися на одну петлю и пуговицу.

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1955 год
Головным убором летом служила фуражки, зимой - шапка-ушанка из черного каракуля и сукна синего цвета.

Комплект форменного обмундирования включал: китель темно-синего или светло-коричневого цвета, застегивающийся на пять форменных пуговиц, с отложным воротником и двумя нагрудными карманами с клапанами; брюки в цвет кителя, носились навыпуск, без выпушки и манжет.

Верхней одеждой служила двубортная шинель с пятью пуговицами по борту. У высшего состава на фуражке крепились золоченый технический знак в венке и над козырьком золотой нити филигрань. Края петлиц окантовывались позолоченным шнуром. На черном бархатном поле петлиц вышивался золотой нитью технический знак от одной и до трех звезд, размером 20 мм каждая.

Старшему составу на фуражке полагались филигрань и технический знак. На поле петлиц имелись два продольных посеребренных просвета, металлический технический знак и от одной до трех звезд, 15 мм каждая.

У всех остальных на головных уборах крепился технический знак на фуражке, вместо филиграни - черный лакированный ремешок.

Петлицы у среднего состава имели один просвет, технический знак и до грех звездочек, размером 12 мм каждая. У младшего состава поле петлиц гладкое, с техническим знаком и металлическими уголками до пяти штук.
У машинистов на петлицах под техническим знаком, поперек петлицы, крепилась эмблема паровоза, от эмблемы, вдоль петлиц, нашивались белые полоски согласно классу машиниста (первый класс - три, второй - две). На фуражке машиниста, по верхнему краю околыша шел белый шелковый галун.

Форменный костюм и знаки различия железнодорожников, 1963 год
Знаки различия в виде петлиц заменили нарукавные нашивки. Был установлен единый для всех служб цвет выпушки - зеленый. Для личного состава утвержден черный цвет зимней одежды и светло-серый цвет летней .В комплект форменной одежды мужчин входили пальто, зимний и летний костюмы.

Пальто было двубортное, с пристегиваемой утепляющей подкладкой, двумя боковыми прорезными карманами с клапанами.

Зимним костюм состоял из двубортного пиджака с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезными и одним нагрудным карманами и брюк, которые полагалось носить без манжет, навыпуск.

Летний костюм по покрою соответствовал зимнему, только пиджак был однобортный. Отдельным категориям работников полагалась еще однобортная куртка, закрытая, с отложным воротником, двумя прорезными боковыми и одним нагрудным карманами.
Под пиджаком носилась блуза-сорочка, низ которой заканчивался поясом. Полагался черный узкий галстук.

Фуражка - в цвет костюма, имела черный околыш, черный лакированный козырек. Зеленая выпушка шла по верхнему краю тульи и околыша. На околыше фуражки высшего состава прикреплялся позолоченный технический знак в венке, на тулье полагалась вышитая позолоченная эмблема железнодорожного транспорта. Для старшего состава устанавливалось серебряное шитье. Остальным категориям работников на околыше полагался металлический знак, на тулье - белая металлическая эмблема.
Нал козырьком фуражки прикреплялись: у высшего состава - плетеная позолоченная филигрань, у старшего - серебряная, у всех прочих - черный лакированный ремешок.

Верхний край околыша фуражки машиниста украшался белым шелковым галуном. На фуражке главного кондуктора над козырьком вместо лакированного ремешка прикреплялся плетеный шнур красного цвета.

На зиму предусматривалась шапка-ушанка: для высшего начальствующего состава - из серого каракуля, старшего и среднего - из черною каракуля, для остальных - из цигейки или искусственного меха черного цвета. Порядок крепления прибора тот же, что и на фуражке.

Форменное обмундирование для женщин включало костюм (зимний и летний), состоящий из однобортного жакета с открытыми лацканами, двумя боковыми прорезами и одним нагрудным карманом и юбки с односторонней складкой сзади. Отдельным категориям работников, кроме того, полагался еще однобортный жакет с отложным воротником и расширенная книзу юбка.
Головным убором служил берет по цвету костюма. На берете крепился технический знак, над ним - эмблема железнодорожного транспорта.
Пуговицы на пальто, пиджаках, куртках и жакетах: у высшего начальствующего состава - позолоченные с изображением герба Советского Союза, у остальных работников - белые металлические с изображением технического знака.

В качестве знаков различия были применены нарукавные нашивки: в виде прямоугольника -для высшего состава размером 100 х 75 мм; среднего - 100 х 55 мм; для младшего и рядового - в виде пятиугольника шириной в основании 40, в вершине 110 и высотой 70 мм. Поле нарукавных знаков изготовлялось из той же ткани, что и одежда, на которую они нашивались.

Верхний край нарукавных знаков окантовывался: у высшего состава - позолоченным, а у старшего - посеребренным шнуром, у среднего - сукном зеленого цвета. Нарукавные знаки у младшего и рядового составов окантовывались зеленым сукном по всем граням пятиугольника. Ширина канта 3 мм. Нарукавные знаки нашивались на обоих рукавах на расстоянии 80 мм от низа рукава.

На поле нарукавных знаков:
а) высшего начальствующего состава - министра путей сообщения и первого заместителя министра путей сообщения - нашивался галун золотистого цвета шириной 60 мм. В центре поля располагался: у министра путей сообщения - герб Советского Союза размером 45 мм, у первого заместителя - звезда размером 40 мм па фоне лучеобразно расходящихся линий. Для остального высшего состава нашивались поперечные полосы галуна золотистого цвета шириной 10 мм числом от одной до четырех. В верхней части поля вышивались золотом звезды размером 20 мм соответственно числу полос;
б) старшею начальствующего состава нашивались поперечные полосы из серебряного галуна шириной 10 мм от одной до четырех (согласно табелю, утвержденному министром путей сообщения СССР 26 октября 1963 года), в верхней части ноля прикреплялись белые металлические звездочки размером 15 мм, по числу полос;
в) среднего начальствующего состава размещались полосы серебряного галуна шириной 6 мм (до четырех) и звездочки размером 10 мм;
г) младшею начальствующего состава имелась нашивка в форме пятиугольника с белым металлическим техническим знаком в верхней части и зелеными полосами (от одной до четырех) в нижней;
л) у рядового состава па нашивках располагался один белый металлический технический знак.

У высшего, старшего и среднего составов выше нашивки на 30 мм крепился пятиугольник, изготовленный из той же ткани, что и одежда, шириной в основании 20 и высотой 45 мм. В центре пятиугольника размешался технический знак, вышитый: для высшего состава - позолоченным, а для старшего - посеребренным шнуром. Все грани пятиугольника окантовывались посеребренным или позолоченным шнуром соответственно техническому знаку. Пятиугольник среднего состава окантовывался сукном зеленою цвета
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Сентябрь 2020 (18)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Апрель 2020 (39)
Календарь
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt