Звенигород: Успенский храм на Городке

Опубликовал: zampolit, 16-05-2016, 20:28, Путешествие в историю, 608, 0
Звенигород: Успенский храм на Городке

Храм построен в стиле раннемосковского зодчества. Название этого архитектурного стиля определяет его сущность: это строительство первых (ранних) каменных храмов Москвы и Подмосковья. Раннемосковское зодчество опиралось на архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества, возрождая независимый дух домонгольской Руси.

Монгольское нашествие почти на столетие прервало строительство на Руси каменных гражданских и церковных сооружений. Белокаменное зодчество возрождается в северо- восточной Руси на рубеже XIII—XIV вв. Старейшие из сохранившихся архитектурных памятников Подмосковья находятся на древней Звенигородской земле.

Хотя сохранившиеся подмосковные соборы конца XIV — начала XV веков напоминают владимирские храмы XII столетия, памятникам раннемосковского зодчества в целом свойственны мягкие, лиричные, нежные черты в отличие от торжественных аристократичных линий владимирской школы. К сожалению, до наших дней полностью сохранилось только четыре памятника в архитектурном стиле раннемосковского зодчества: Успенский собор на Городке в Звенигороде (около 1399 года), собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (около 1405—1406 гг.), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (около 1422 г.), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (около 1425 года). Шедевром этого стиля является храм Успения на Городке. Он строился на средства, полученные от побежденных волжских булгар после успешного похода объединенных русских войск под предводительством Юрия Димитриевича Звенигородского.

Этот памятник — истинное произведение классической архитектуры. Любой стиль всегда начинается с поиска, с некоторой неуверенности и примитивизма. Затем достигается совершенство линий, которое в дальнейшем вырождается в излишнюю декоративность и пресыщенность.

Успенский собор — вершина в развитии стиля, памятник, являющийся совершенством. Словно юный, никогда не стареющий князь, стоит храм на вершине холма. Быть может, через какое-то время храму вернут его первоначальный облик, убрав культурный слой и восстановив закомары.

Войдя в храм, вы увидите между икон иконостаса на алтарных столпах древние, уже значительно потускневшие росписи, которые приписывают кисти преподобного Андрея Рублева. Вверху в круглых медальонах просматриваются образы почитаемых на Руси святых мучеников Флора и Лавра, в центре — изображения крестов и внизу, на уровне местного ряда иконостаса, две композиции: «Явление Ангела преподобному Пахомию Великому» и «Беседа преподобного Варлаама с царевичем Иоасафом». Последний сюжет, так редко встречающийся в храмовых росписях, скорее всего, пожелал изобразить на алтарной преграде князь Юрий, посвятив его своему духовному наставнику преподобному Савве. Видимо, здесь в символичном образе передан тот дух внутреннего согласия и гармонии, который господствовал в общении князя и его духовника.

Близ Успенского собора в 1919 году были обнаружены три иконы, авторство которых приписывают преподобному Андрею Рублеву. Обретены они были не случайно. В Звенигород именно с целью их обнаружения была отправлена научная экспедиция. Ее организаторы, зная о широких и разносторонних связях князя Юрия Димитриевича, предположили, что прославленный иконописец, являясь его современником, мог работать и в Звенигородских храмах. Поразительно, но участники экспедиции действительно нашли рублевские иконы. Из-за сильно потемневшего покрытия и значительных утрат красочного слоя иконы оказались в полном забвении. Только достаточно хорошее знание древнерусской иконописи заставило исследователей обратить на почерневшие доски должное внимание.

Когда иконы были доставлены в Москву, их изучением занялись ведущие столичные специалисты. Три найденных иконы некогда входили в деисусный чин иконостаса: центральный образ Спасителя и два боковых образа Архангела Михаила и апостола Павла. Иконы объединены названием Звенигородского чина. Ныне они находятся в Третьяковской галерее, в зале Древнерусского искусства. Их репродукции продаются в Успенском храме на Городке, близ которого и были обнаружены подлинники.

Князь Юрий Димитриевич строил и украшал Звенигород в лучший период своей жизни. Но последние его годы были ознаменованы кровавыми событиями династической войны, которую вели сыновья и внуки Димитрия Донского за Московский престол. Разгорелась война по причине столкновения двух разных систем наследования: либо от отца к сыну, либо к старейшему в роду. Еще со времен Ивана Калиты Звенигород отдавали во владение второго по старшинству сына великого князя, который, по старинной системе наследования, считался законным преемником своего старшего брата, княжившего в Москве. Эта старая традиция перестала соответствовать новым условиям, в которых рождалось централизованное Русское государство. Теперь закон и порядок обеспечивался переходом власти от отца к сыну, а не от брата к брату.
После смерти старшего брата великого князя Московского Василия I, завещавшего Москву своему сыну вопреки старинной системе наследования, Звенигородский князь Юрий не признал власть молодого племянника Василия II и начал против него военные действия. Война велась долго, с переменным успехом.

Князь Юрий, достигнув желаемой Москвы, правил столицей всего несколько месяцев, однако благодаря одному деянию память о себе сохранил на века. Речь идет о знаменитом московском символе — всадник, поражающий змия копьем. Будучи великим Московским князем, Юрий Димитриевич впервые стал выпускать монеты с изображением св. Георгия Победоносца. Вернувшись к власти, Василий II сохранил на монетах этот образ, позднее ставший гербом Москвы.
Звенигород: Успенский храм на Городке

Напротив Успенского собора на Городке расположена церковь Богоявления. Два храма стоят рядом, и объясняется это тем, что древний Успенский собор не имел отопления, поэтому в 1893 году близ него построили теплую деревянную церковь. Вскоре после революции она сгорела, однако земля, освященная храмовым престолом, почиталась святой. Когда настало время восстановления святынь, храм был отстроен вновь, на этот раз уже из камня.

Небольшой и нарядный, напоминающий русские церкви XVII века, это один из новых храмов Звенигорода. Он был освящен в феврале 2003 года.

Оба храма стоят по сторонам древней улицы, являвшейся центральной еще в средневековом Звенигороде.
скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Июль 2018 (18)
Июнь 2018 (37)
Май 2018 (71)
Апрель 2018 (85)
Март 2018 (138)
Февраль 2018 (59)
Календарь
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.