Капустин Яр - как все начиналось 70 лет назад
Опубликовал: murashka, 12-05-2016, 07:00, Путешествие в историю, 1 447, 0
В этом году отмечается юбилей – 70 лет Государственному центральному научно-исследовательскому испытательному полигону Министерства Вооруженных Сил СССР (ныне Государственный центральный Краснознаменный ордена Красной Звезды межвидовой полигон Министерства обороны РФ).
Днем рождения полигона принято считать 13 мая 1946 года. В этот день было принято постановление Совета Министров СССР о развитии реактивной техники и вооружения в стране.
Однако, еще до выхода этого постановления, 8 июня 1945 года народный комиссар авиационной промышленности А.И. Шахурин в своей записке Г.М. Маленкову доложил результаты обследования германского научно-исследовательского института ракетного вооружения в Пенемюнде, произведенного заместителем начальника НИИ-1 профессором Абрамовичем Г.Н., который был послан в Германию с комиссией генерал-майора Петрова Н.И.
Институт в Пенемюнде представлял собой огромный комбинат, занимавшийся разработкой и испытанием ракетных снарядов. Институт располагался на территории площадью около 80 кв.км., имея более 150 зданий и сооружений общей площадью более 200 тысяч кв.м. Мощность сохранившейся электростанции института – 30 тыс.кВт. Число сотрудников и рабочих в институте доходило до 7500 человек.
В результате работы комиссии было установлено, что вопросами ракетной техники в Германии занимались 25 научно-исследовательских организаций, до 15 образцов ракетных снарядов к концу войны были в процессе конструирования, а некоторые из них были приняты на вооружение германской армии, в том числе ракетные самолеты-снаряды (ФАУ-1), ракеты дальнего действия с жидкостными двигателями (ФАУ-2), зенитные ракеты «Тайфун» и др.
Решением ГКО в августе 1945 года была создана Межведомственная комиссия, работу которой возглавлял Гайдуков. Этой комиссией и инженерами ГАУ проведены следующие работы: собран и переведен на русский язык обширный материал по немецкой ракетной технике, создан специальный ракетный институт в Германии в районе Нордхаузена, восстановлен опытный завод по сборке ракет дальнего действия ФАУ-2, восстановлена испытательная лаборатория, создано 5 технологических и конструкторских бюро на заводе в районе Нордхаузена, собрано из немецких деталей 7 ракет дальнего действия ФАУ-2, из них 4 подготавливаются к опытной стрельбе. Три ракеты ФАУ-2 доставлены в Москву для изучения.
В целях выполнения поставленных правительством задач было решено создать — Научно-исследовательский реактивный институт ГАУ и Государственный Центральный полигон реактивной техники для всех министерств, занимающихся реактивным вооружением. Первоочередными задачами являлись работы по реактивной технике в Германии: полное восстановление технической документации и образцов дальнобойной управляемой ракеты ФАУ-2 и зенитных управляемых ракет — «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинг»; восстановление лабораторий и стендов со всем оборудованием и приборами, необходимыми для проведения исследований и опытов по ракетам ФАУ-2, «Вассерфаль», «Рейнтохтер», «Шметтерлинг» и другим ракетам; подготовку кадров советских специалистов, которые овладели бы методами испытаний, технологией производства деталей и узлов и сборки ракет.
31 декабря 1946 года Г.М. Маленков доложил И.В. Сталину, что в Германии закончены работы, проводимые нашими специалистами по изучению и освоению достижений немецкой реактивной техники, восстановлению технической документации и изготовлению образцов реактивного вооружения, в том числе ракет дальнего действия ФАУ-2.
В результате проделанной работы восстановлена на немецком языке и скомплектована основная техническая документация на ракету ФАУ-2, зенитный управляемый снаряд «Вассерфаль», зенитный неуправляемый снаряд «Тайфун-П», реактивные авиационные торпеды типа «Хеншель», ручные противотанковые гранатомёты «Панцерфауст». Восстановлена частично (в пределах обнаруженных в Германии материалов) техническая документация на зенитные управляемые снаряды «Рейнтохтер» и «Шметтерлинг» и на наземное стартовое оборудование для запуска ракет ФАУ-2 и зенитных снарядов.
Силами наших инженеров в Германии с помощью немецких специалистов изготовлены также два специальных поезда-лаборатории, предназначенные для всесторонних испытаний ракет в процессе их производства, во время холодных и горячих стендовых испытаний и перед стартом, а также для обеспечения управлением старта ракет. Каждый поезд-лаборатория, состоящий из 68 вагонов, оснащен сложными приборами, аппаратурой и различными приспособлениями.
Все изготовленные в Германии вышеуказанные образцы реактивного вооружения были отправлены в Советский Союз.
После решения правительства о вывозе немецких специалистов для дальнейшей работы в СССР вместе с ними из Германии было вывезено: полностью восстановленная техническая документация на ракету А-4 (техническое наименование ФАУ-2), 29 боевых ракет, собранных в Германии, на 10 ракет агрегатов и деталей россыпью для сборки ракет А-4 в Советском Союзе, производственное и лабораторное оборудование, два специальных поезда-лаборатории, построенных в Германии по проектам советских специалистов для обслуживания летных испытаний ракет общим количеством 120 специальных вагонов, и наиболее квалифицированные немецкие специалисты, работавшие по ракете А-4, выпущена отечественная техническая документация на ракету А-4; организована опытная производственная база первой очереди и минимально-необходимые лаборатории; собраны из немецких узлов и деталей 10 боевых ракет А-4; проверены, частично перебраны и доукомплектованы специальной аппаратурой десять ракет А-4 из числа собранных в Германии; отремонтировано и опробовано наземное и пусковое оборудование; укомплектованы кадрами и оборудованы спецпоезда-лаборатории № 1 и № 2; укомплектована и обучена специальная стартовая команда для проведения пусков.
Несколько ракет были оснащены специальной аппаратурой для исследования высоких слоев атмосферы (по заданию Физического института Академии наук СССР).
17 мая 1947 года вышел приказ министра Вооруженных Сил СССР № 007 об обеспечении работы комиссий по выбору места расположения Государственного Центрального Полигона Министерства Вооруженных Сил, которым для проведения рекогносцировки места для строительства Государственного Центрального Полигона МВС назначены комиссии. Комиссия № 1 - председатель комиссии генерал-майор инженерно-авиационной службы Щербдков С.О. Комиссия № 2 - председатель комиссии генерал-лейтенант береговой службы Мушнов И. С. Комиссия № 3 - председатель комиссии инженер-полковник Поляков Л.М. Руководство работой комиссий возложено на начальника Государственного Центрального Полигона МВС гвардии генерал-лейтенанта артиллерии Вознюка В.И. Комиссиям предписано начать работу на месте рекогносцировок не позднее 23 мая 1947 года и закончить работу к 10 июня 1947 года.
Командующему Южно-Уральским Военным округом маршалу Советского Союза Тимошенко С.К. поручено обеспечить работу комиссии № 3 в районе Уральск - Озинки (120 км восточнее г. Уральск). База работы комиссии - Уральск.
Командующему Северо-Кавказским Военным округом генерал-полковнику Белову П.А. поручено обеспечить работу комиссии № 1 в районе Райгород (45 км юго-восточнее г. Сталинград). База работы комиссии г. Сталинград; обеспечить работу комиссии № 2 в районах Владимировка (130 км юго-восточнее г. Сталинград) - Николаевский (170 км северо-восточнее г. Сталинград). База работы комиссии - Владимировка, в последующем - Николаевский.
Первые части строителей, возглавляемые маршалом инженерных войск Воробьевым М.П., и оперативная группа полигона прибыли на место дислокации полигона в конце июля - начале августа 1947 года. Прибыли инженерно-строительные бригады, прославившие себя во время Великой Отечественной войны: 12-я инженерно-строительная Верхнеднепровская Краснознаменная Ордена Суворова (командир бригады полковник Алтанов); 2-я инженерно-строительная Симферопольская Краснознаменная (командир бригады полковник Кузнецов); 14-я инженерно-строительная Никопольская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого (командир бригады полковник Золотухин), эшелоны с материалами и оборудованием, с частями полигона, сформированными в различных военных округах, прибыл первый эшелон с испытателями.
Передислокация частей полигона была проведена в период с 8-го по 20 августа 1947 года. Начали прибывать семьи офицерского состава. Прибывшие размещались в палатках, в землянках и, в лучшем случае, в селах и хуторах Капустин Яр, Ленинск, Солянка, Пологое Займище, Владимировка и др.
26 июля 1947 года Сталин И. В. подписал Постановление Совета Министров СССР о проведении в сентябре - октябре 1947 года на территории Государственного Центрального Полигона Министерства Вооруженных сил опытных пусков ракет А-4 собранных из немецких узлов и деталей.
К 15 октября 1947 года в исключительно короткие сроки инженерными войсками на Государственном центральном полигоне МВС были закончены минимальные, необходимые для огневых стендовых испытаний и опытных пусков сооружения.
В начале 1946 года была сформирована специальная воинская часть -бригада особого назначения. Весь основной офицерский и инженерный состав индивидуально отобран из различных частей и соединений ГСОВГ, с учётом специфики их будущей работы. Все они прошли обучение и стажировку непосредственно на рабочих местах в отделах института «Нордхаузен».
В немецкой деревне Берка, в шести километрах от города Зондерсхаузен, генерал-майор артиллерии А.Ф. Тверецкий по личному распоряжению начальника Главного артиллерийского управления маршала артиллерии Н.Д. Яковлева 1 июня приступил к формированию первого ракетного соединения – бригады особого назначения РВГК.
В эту бригаду вошли все офицеры группы, которая собирала ракетную технику в Тюрингии, и офицеры 92 гвардейского миномётного полка. Бригада формировалась в такой период, когда в Советской Армии практически не было офицеров, знающих сложную ракетную технику. Укомплектование бригады офицерским составом производилось в основном из офицеров Сухопутных войск Группы советских войск в Германии. Рядовой и сержантский состав прибыл из 8-й гвардейской армии, 3-й ударной армии и 4-го артиллерийского корпуса прорыва резерва Верховного Командования.
Бригада была подчинена непосредственно командующему артиллерией Советской Армии. Формирование бригады осуществлялось быстрыми темпами и к 15 августа 1946 года в основном было закончено. Ей было присвоено наименование «Бригада особого назначения резерва Верховного Командования». Организационно бригада включала управление и три огневых дивизиона, технический дивизион, подразделения обслуживания и материального обеспечения.
С 15 августа офицеры приступили к изучению немецкой ракеты А-4. 15 июля 1947 года был получен приказ маршала артиллерии Н.Д. Яковлева о передислокации БОН РВГК из Германии (города Зондерсхаузен) в Советский Союз на полигон Капустин Яр. В период с 3 по 28 августа бригада с техникой была погружена в шесть эшелонов и с двумя спецпоездами отправилась на Родину.
В сентябре сюда же прибыл из Москвы и специальный поезд № 1 – железнодорожный комплекс для пуска ракет А-4. Советский вариант спецпоезда насчитывал 70 вагонов. К октябрю 1947 года были построены необходимые сооружения технической и стартовой позиций и начались опытно-испытательные работы с первым образцом ракетного вооружения - баллистической ракетой А-4. После успешного проведения стендовых испытаний ракета для летных испытаний была доставлена на техническую позицию.
18 октября 1947 года. С утра на старте были проведены автономные и генеральные испытания ракеты. Подготовка ракеты к пуску длилась более суток. Все отрабатывалось исключительно скрупулезно. Первый опытный пуск ракеты А-4 состоялся в 10 ч 47 мин. Ракета плавно оторвалась от пускового устройства и устремилась ввысь. Ракета полетела нормально и упала в районе цели, на дистанции 206,7 км, уклонившись влево на 30 км от директрисы.
В соответствии с указанным выше Постановлением Правительства, в период с 15-го октября по 13-е ноября 1947 г., в районе с. Капустин Яр Астраханской области проводились испытания ракет А-4. Проведено три огневых испытания и одиннадцать пусков ракет. В результате проведения на полигоне опытных пусков ракет получен большой практический опыт и много ценных экспериментальных данных по ракете А-4 в целом и отдельным ее деталям, узлам и агрегатам, а также по наземному оборудованию, применяемому для заправки, аппаратуре управления и контроля за полетом этой ракеты. Это позволило выполнить задачу производства ракет типа ФАУ-2 (А-4) из отечественных материалов на заводах СССР.
Уже 10 октября 1948 года был произведен первый пуск ракеты отечественного производства Р-1.