Топ-100

Форма одежды железнодорожников в годы войны

Опубликовал: lomsecret, 21-04-2016, 19:07, Великая Победа, 4 021, 0

Фуражка темно-синего цвета с черным околышем полагалась высшему, старшему и среднему начальствующему составу в дополнение к шинели, парадному мундиру и кителю темно-синего цвета; фуражку светло-коричневого цвета с черным околышем носили с летним повседневным кителем того же цвета; при белом кителе тулья покрывалась белым чехлом без цветной выпушки на краю донышка. Околыш фуражки у высшего, старшего и среднего состава – черного бархата; у младшего и рядового – черного сукна. Козырек фуражки фибровый, черный, лакированный.

У высшего начальствующего состава к форменным посеребренным пуговицам над козырьком фуражки пристегивался плетеный серебряный шнур – филигрань, у всех прочих – подбородочный лакированный ремешок красного цвета. На фуражках главных кондукторов вместо ремешков крепился плетеный шнур красного цвета; на верхнем крае околыша фуражки машинистов нашивался серебряный галун шириной 8-10 мм. На фуражке для высшего состава крепились: на околыше – железнодорожная эмблема, на тулье – эмалевая звезда с серпом и молотом на посеребрённой розетке. У старшего и среднего – вместо эмалевой звезды на розетке эмалевая звезда с серпом и молотом посеребренные. На пуговицах форменной одежды высшего, старшего и среднего состава изображалась звезда с серпом и молотом. У младшего и рядового – скрещенные французский ключ и молот.

В зимнее время фуражки заменялись папахами из каракуля черного цвета у высшего начальствующего состава и шапками типа кубанки у старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава.
Колпак папахи для генералов, выполненный из светло-зеленого сукна, состоял из четырех клиньев, по месту сшива накрест положенный серебряный галун шириной 4 мм, колпак папахи для полковников шили из сукна темно-синего цвета, он также состоял из четырех клиньев с вшитым между ними кантом из сукна светло-зеленого цвета шириной 2,5 мм.

Околыш кубанки для старшего и среднего начальствующего состава изготавливался из черного каракуля, для младшего и рядового состава – из черной мерлушки, овчины или искусственного меха черного цвета. Околыш имел прикрепленную к колпаку переднюю налобную часть и спускающуюся заднюю (назатыльную) часть, соединяющиеся между собой с помощью крючков и петель.

Верх шапки, выполненный из темно-синего сукна, украшал кант светло-зеленого цвета. У кондукторов кант поверх шва заменялся шелковым шнуром красного цвета.

Шинель для высшего начальствующего состава полагалась из темно-синего драп-кастора, для всех прочих- из шинельного сукна темно-синего цвета. Количество посеребренных пуговиц: шесть – для высшего и пять для всех других групп начальствующего состава. Воротник шинели – отложной, застегивающийся на металлический крючок и петлю, на концах воротника – петлицы установленного образца. Посередине спины на шинели – встречные складки, скрепленные вверху поперечной строчкой и скрепкой, внизу разрез (шлиц) на талии – фигурный хлястик, пристегивающийся на две большие посеребренные пуговицы. Длина нижнего края шинели – на расстоянии 27 см от пола. У высшего состава края борта воротника, клапанов, хлястика и верхний край обшлагов отделывались светло-зеленой выпушкой. Для высшего, старшего и среднего состава предусматривалось, кроме шинели, летнее пальто.

Всем полагался парадный мундир. Для высшего, старшего и среднего начальствующего состава его шили из мериносовой шерстяной ткани темно-синего цвета, на шелковой или сатиновой подкладке. Мундир был однобортный, с отрезной юбкой, застегивался на шесть форменных пуговиц у высшего и на пять пуговиц у старшего и среднего составов. К мундиру высшего начальствующего состава пришивались посеребренные пуговицы диаметром 22 мм с гербом, к мундиру старшего и среднего составов – пуговицы диаметром 20 мм с железнодорожной эмблемой. Воротник мундира – жесткий, стоячий, застегивался крючком. Края воротника, обшлага, борт и листочки окантовывались светло – зеленым сукном. Концы воротника длиной 11-12 см каждый, из светло-зеленого сукна украшались золотым, серебряным или смешанным (из серебра и золота) шитьем. На воротнике и обшлагах мундира генерал-директора путей сообщения и вице-директора путей сообщения первого ранга на расстоянии 2 мм от канта вышивалась золотом двойная витая полоска. Такая же полоска, но вышитая серебром, имелась и на мундирах остального высшего состава.


По воротнику и обшлагам мундира у генерал-директора путей сообщения и вице-генерала – директора путей сообщения первого ранга шло фигурное украшение, вышитое золотом и серебром. У высшего состава – вышитое серебром; у старшего и среднего состава имелось украшение на концах воротника в виде вышитых серебром столбиков (петлиц); два столбика – для старшего и один – для среднего. Рукава мундира старшего и среднего составов выше канта обшлагов украшались серебряным галуном шириной 10 мм; для старшего полагалось три полоски, для среднего – две; верхняя полоска украшения на полевой стороне рукава, в центре ее, образует квадрат. Брюки для высшего начальствующего состава имели две широкие и одну узкую светло-зеленые полосу. На брюках для старшего и среднего начальствующего состава полагалась одна узкая светло-зеленая полоса.

Парадный мундир для младшего и рядового составов выполнялся из сукна темно-синего цвета. Он был однобортный, с обрезной юбкой, застегивался на крючки. По центру борта шли пять пуговиц. На воротнике стоечкой пришивались петлицы из сукна. На рукавах мундиров младшего состава имелась одна полоска из серебряного галуна. У кондуктора на рукав нашивался ромб с техническим знаком. Брюки младшего и рядового составов светло-зеленых полос вдоль шва не имели.

Форменное обмундирование дополнял поясной ремень. Высшему, старшему и среднему составам с парадным видом формы полагался пояс из муаровой ленты натурального шелка, черного цвета, шириной 55 мм, длиной 120 см, застегивающийся на специальную пряжку с крючком и петлей. Пряжка диаметром 58 мм, круглой, слегка выгнутой формы с гладким выпуклым ободком шириной 8,5 мм по краю, имела в середине, внутри ободка, в окружности диаметром 40 мм, эмблему – скрещенный французский ключ и молоток. При парадном мундире для высшего состава устанавливалось ношение кортика, по военно-морскому образцу.


Знаками различия являлись погоны. У высшего, старшего и среднего составов погоны были военного образца из серебряного галуна на светло-зеленом подбое. Погоны младшего и рядового составов изготовлялись из приборного сукна черного цвета, имели форму комбинированную: от воротника нашивался прямоугольный погон, оканчивающийся на краю плеча, у рукава, поперечным шестиугольником.
У высшего, старшего и среднего составов вдоль погона по центру располагались звездочки. На погонах младшего состава посередине шестиугольника, поперек плеча, выполнялись нашивки из серебряного галуна соответственно присвоенному званию, например для техника первого ранга – две нашивки шириной 20 мм, с просветом между ними 4 мм; для бригадира – одна шириной 10 мм; погоны рядового состава нашивок не имели.

В верхней части погона крепилась пуговица с изображением скрещенных молотка и французского ключа, принадлежность к той или иной отрасли железнодорожного хозяйства определялась по расположенной ниже пуговицы эмблеме из оксидированного металла. Так, строители носили эмблему в виде моста, вагонники – в виде вагона, локомотивщики – паровоза, движенцы получили в качестве эмблемы – светофор, связисты – скрещенные молнии, знак административной службы представлял собой изображение серпа и молота, наложенных на французский ключ и молот.

Кондукторы пассажирских и грузовых вагонов имели особый нарукавный знак в виде ромба – поле знака черное, края со светло-зеленым кантом. В центре ромба вышита белыми шелковыми нитками ручным способом железнодорожная эмблема (французский ключ с молотком). Размеры нарукавного знака: между противоположными углами ромба по горизонтали (длина) 9,5 см, по вертикали (высоте) – 5,5 см; ширина канта – 0,25см. Для придания выпуклости под вышивку подкладывали тонкий картон, высеченный по форме эмблемы.скачать dle 12.1



  • Не нравится
  • 0
  • Нравится

Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Март 2024 (40)
Февраль 2024 (36)
Январь 2024 (38)
Декабрь 2023 (29)
Ноябрь 2023 (20)
Октябрь 2023 (33)
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Реклама
Карта Яндекс
Счетчики
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.