Локомотивное депо в Ишиме
В 1913 г. комиссия по освидетельствованию построенной железной дороги и передаче ее в эксплуатацию зафиксировала, что паровозных зданий построено всего на 32 стойла, из которых в коренном депо на ст. Ишим есть здания на 20 стойл, в т. ч. 2 ремонтных.
Комиссия постановила: разрешить начальнику Омской ж. д. принять в свое ведение с 1 октября 1913 г. Тюмень-Омскую ж. д. и продолжать на ней с этого числа движение. Первоначально паровозное депо ст. Ишим имело 6 ремонтных канав веерного типа, по длине обеспечивающих обслуживание паровозов серии «О», с ручным поворотным кругом. Все 6 канав освещались двумя фонарями, для отопления служили две железные печки. Работали в верхней одежде и с факелами. В депо стояла загазованность, не было механизации.
Старая часть находится в южной стороне здания и имеет меньшую ширину плана, с севера-запада к ней пристроен более широкий корпус, рассчитанный на локомотивы большой длины, чем были в начале XX века.
В настоящее время проездные ворота остеклены, а снизу заложены. Однако крупные арочные проемы сохраняют ведущую роль в фасадной композиции. Простенки в старой части депо в 1920-х годах по внутреннему радиусу укреплены контрфорсами.
Приписной парк паровозной серии «О» и «А» составлял 10-15 единиц. Весовая норма для грузовых поездов – до 600 т, пассажирских – до 200 т. Техническая скорость грузового движения достигала 22 км/час, пассажирского – 30 км/час. Пробеги между промывочными ремонтами доходили до 6000 км. Простой паровозов на промывочном ремонте составлял 5 суток. Не было теплой промывки, внутрикотловой обработки воды, расхолаживание производилось самотушением, без продувки котлов.
Механический цех был оснащен тремя станками: токарным, стропильным и сверлильным, приводившимися в движение ременной передачей. Движение поездов осуществлялось на однопутном участке. Паровозные бригады водили поезда от ст. Ишим до Называевской – расстояние 134 км и до Вагая – 145 км.
28 марта 1917 г. токарь В. Тофяков, слесари Чагин и Ф. Непомнящий объединились, образовав первую на ж. д. узле и в городе парторганизацию, которая вела революционную пропаганду. По их инициативе 4 марта 1917 г. на ж. д. узле ст. Ишим был создан совет ж. д. депутатов (СОВЖЕЛДЕП). В марте – апреле созданы профсоюзные организации на всех предприятиях, членов профсоюза было около двух тысяч.
В дни свержения царского самодержавия депо превратилось в оплот только что зародившейся Советской власти. Во время Гражданской войны рабочие вели активную борьбу против интервентов и колчаковцев. Несмотря на свирепый террор, они не прекращали работу. 22 сентября 1918 г. была объявлена всеобщая забастовка железнодорожников. Деповчане выдвинули требования экономического и политического характера. Паровозы под поезда не подавались, мелкий ремонт затягивался на целые месяцы.
В начале 1919 г. часто по неизвестным причинам загорались целые составы с военным снаряжением и вооружением, с рельсов сходили паровозы и вагоны. 4 ноября 1919 г. части Красной Армии освободили Ишим. При отступлении колчаковцы разрушили депо, взорвали ж. д. мост через р. Ишим. 28 декабря 1919 г. в локомотивном депо был проведен первый коммунистический субботник.
В 1930-х гг. локомотивное депо было оснащено паровозами серии «Э», в пассажирском движении – серии «С», а в 1937 г. – «СУ». Для ремонта паровозов построили здание на 7 канав, за счет пристроя удлинили все существующие канавы. Появились новые цеха – теплой промывки, электрогазосварочный, литейный, точных приборов. Пущена в эксплуатацию эстакада, ручной процесс экипировки углем сменился на механизированный, парк пополнился станками с трансмиссионным приводом. В результате изменилась технология ремонта, простой паровозов сократился до 24 час.
В годы первых пятилеток широкое распространение получили стахановское, кривоносовское и лунинское движения.
Была введена прикрепленная езда паровозных бригад, созданы комплексные ремонтные бригады с закрепленными за ними паровозами. В результате содержание паровозов улучшилось, сократились браки в работе. Развитие соцсоревнования родило целую плеяду новаторов и передовиков: машинисты В. Юрченко, К. Григорьев, Н. Ермишин, бригадир А. Смирнов. Локомотивное депо устойчиво справлялось с перевозками грузов и являлось передовым на Омской ж. д.
22 июня 1941 г. на митинге в депо рабочие заявили о готовности работать, не жалея сил. Были сформированы 2 колонны паровозов и с бригадами отправлены на фронт. На место ушедших добровольцев пришли женщины и подростки. Они в короткий срок становились кочегарами, помощниками машинистов, машинистами паровозов, слесарями, токарями. Поезда с грузами для фронта водили наравне с мужчинами Е. Балакина, В. Бекис. В депо был налажен массовый выпуск минометов. Организатором всех дел был начальник депо С. Трибурт.
В 1942 г. силами железнодорожников Ишимского узла в паровозном депо был построен бронепоезд «Патриот». Коллектив неоднократно выходил победителем в соцсоревновании. Только в 1944 г. дважды присуждалось знамя Государственного комитета обороны и четырежды – переходящее знамя НКПС и ВЦСПС; в 1945 г. четырежды – знамя Государственного комитета обороны и единожды – знамя НКПС и ВЦСПС.
В 1947 г. паровозы серии «ЭМ» заменены сериями «СО». Начальником депо с 1951 г. был А. Смирнов, кавалер ордена Ленина, почетный железнодорожник.
В 1956 г. введена двойная тяга; бригады повели поезда весом до 5000 т, скорость составила более 35 км/час. Парк паровозов насчитывал 120 ед., а контингент увеличился до 200 чел. Построены цех по ремонту букс и колесных пар, кладовая запасных частей и материалов. В цехах установлены 5 кран-балок, домкраты с электрическим приводом, ремонтные канавы оборудовали гидропневматическими подъемниками. Поворотный круг на станках переведен с ручного перемещения на электромеханическое. Улучшилось электроснабжение.
В 1960-е гг. пришли тепловозы серии ТЭ-3. Проведена реконструкция локомотивного депо, оборудованы цеха: дизель-генераторный, топливный, аккумуляторный, электроаппаратный, трубохолодильный. В 1961 г. построено новое здание на 3 ремонтные канавы длиной 78 м – цех большого периодического ремонта тепловозов. Вклад при переходе на тепловозную тягу внесли машинист-инструктор А. Юдичев, почетный железнодорожник, кавалер ордена Ленина, машинисты-инструкторы: А. Клюшкин, В. Дробеня, машинисты: В. Афанасьев, Г. Матрененский, В. Галанов, А. Громов, слесари: С. Толмачев, М. Больных, В. Тюкавин, Г. Мошкаров, Л. Блаженков.
Многие рабочие получили среднее, средне-техническое и высшее образование, стали высококвалифицированными специалистами, организаторами производства. Коллективу депо 19 октября 1961 г. присвоено звание «Предприятие коммунистического труда», это звание имели 7 цехов, 7 бригад, 2 смены, 6 колонн. Бригаде В. Петухова первой в городе присвоено звание бригады коммунистического труда (1959).
Большая роль в организации технического оснащения, кадровой работы, внедрении новой техники принадлежит начальнику депо В. Федосееву, 1918 года рождения, из г. Шахты Ростовской обл. В депо он работал с 1942 г. в должности помощника машиниста паровоза, с 1943 г. – инженер по оборудованию, с 1946 г. – старший инженер, с 1947 г. – заместитель начальника депо по ремонту, с 1948 г. – главный инженер, с 1952 г. – начальник Локомотивного депо. Отмечен званием «Почетный железнодорожник», награжден медалями.
В 1973 г. внедрены тепловозы серии 2ТЭ116 в грузовом движении и ТЭП-60 в пассажирском. Вес поезда увеличился до 6000 т, техническая скорость – 50 км/час, улучшились условия труда локомотивных бригад. Вклад внесли машинисты: А. Левин, заслуженный работник транспорта РСФСР, В. Бечиков, почетный железнодорожник, слесари: Г. Мошкаров, Н. Флисаков, почетные железнодорожники.
В 1980 г. на должность начальника депо назначен Е. Соломенцев, 1930 года рождения. В депо он работал с 1955 г.: машинистом тепловоза, машинистом-инструктором, заместителем начальника по эксплуатации. Отмечен знаком: «Почетный железнодорожник».
В связи с электрификацией участка Вагай – Называевская в депо прошла реконструкция: удлинен цех ТР-2 на 20 м, построены цеха ТР-1 и ТО-3. В сентябре 1984 г. на ст. Ишим прибыл первый рабочий поезд на электровозе, его привели передовые машинисты Г. Куликов, почетный железнодорожник, Е. Верзилин, машинист-инструктор А. Гуркин.
Значительный вклад в реконструкцию депо внесли: начальник Е. Соломенцев, секретарь парткома В. Конюхов, председатель профкома Б. Троегубов, главный инженер В. Борисенко, заместитель начальника депо Ф. Павлик, А. Юдичев, В. Буряков, инженер по труду и зарплате Л. Новикова, главный механик Л. Суворов, начальник техотдела А. Дудкин, инженер теплотехник Ю. Смагин, инженер по техническому обучению Р. Павлик, старший мастер Ю. Максимов, Г. Бурмистров, мастер В. Лотышев, И. Матвеев, Р. Гаер, машинисты-инструкторы: Н. Лузин, А. Гуркин, В. Чураков, В. Аксёнов, Г. Буль, машинисты: В. Баранников, Н. Губанов, Ю. Ильин, Л. Тюменцев, В. Шнайдер, Ю. Сафронов, Н. Ледаков, В. Коротаев, Г. Куликов, В. Дегтярёв, слесари: Г. Дугин, В. Толочкин, И. Баранчук, Г. Наздёркин , Б. Юринов, Е. Нечаев, Н. Флисаков, В. Рогачёв, И. Безиков, В. Руденко, С. Ерохин, А. Мошкин, токарь Л. Вилкас, заливщик моторно-осевых подшипников А. Стрекалин.
Большое внимание уделялось развитию социальной сферы: построен служебно-бытовой корпус, 167-квартирный кооперативный дом для работников депо, создан задел для строительства 102-квартирного дома.
С ноября 1985 г. начальником локомотивного депо назначен Ф. Павлик, 1935 г. р. Уроженец с. Козловка Амурской области, с 1953 г. он работал слесарем по ремонту в паровозном депо ст. Завитая Амурской ж. д., с 1958 г. – слесарь по ремонту паровозов в паровозном д. г. Чита Забайкальской ж. д., с 1963 г. – кочегар паровоза, с 1963 г. – помощник машиниста паровоза, затем тепловоза. В депо ст. Ишим работал с 1969 г. помощником машиниста, машинистом тепловоза, машинистом-инструктором локомотивных бригад, заместителем начальника по эксплуатации. Отмечен знаком «Почетный железнодорожник», награжден медалью.
В 1985 г. был удлинен цех ТР-2 и сданы в эксплуатацию цеха ТО-3 и ТР-1 электровозного депо. По итогам 1-го квартала коллектив награжден переходящим Красным знаменем МПС и ЦК профсоюза и 1-й премией.
В 1991 г. построено здание служебно-бытового корпуса депо. После реорганизации основного депо в пункт подмены локомотивных бригад, а затем – в эксплуатационное депо ст. Ишим, производственная деятельность предприятия заключается в основном в производстве эксплуатационной работы по перевозке пассажиров и грузов на плечах обслуживания. Весь парк электровозов ВЛ-11 был передан в другие депо Свердловской ж. д.
С 1995 г. начальником депо был В. Аксёнов, 1948 г. р. В депо ст. Ишим работал с 1971 г. помощником машиниста, машинистом тепловоза, машинистом-инструктором. С 2000 г. начальником был назначен Н. Гарбузов.
В 2001 г. приписной парк электровозов ВЛ-11 составлял 185 единиц, тепловозов ТЭМ-2, ЧМЭ- 3 – 16 ед., выполнялась эксплуатационная работа в грузовом, пассажирском, пригородном, маневровом и хозяйственном движении на участке Называевская – Ишим – Войновка – Тюмень – Ишим, имелась база для обслуживания приписного парка по всем видам ремонта, кроме заводского. Кадровый состав – 1103 чел.
В декабре 2002 г. в депо был организован пункт технического обслуживания локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.
С 28.10.2004 г. – эксплуатационное локомотивное депо. Штат на 1 января 2010 г. составлял 759 чел., из них 335 машинистов, 305 помощника машиниста электровоза и тепловоза, 18 слесарей. В структуру входит склад топлива ст. Ишим с пунктом экипировки. Локомотивные бригады депо обслуживают плечи на участках (Ишим – Войновка – 281 км, Ишим – Входная Западно-Сибирской ж. д. – 273 км), пассажирского движения на участке (Ишим – Тюмень – 290 км), выполняют маневровую работу на ст. Ишим, маневровую и хозяйственную – на о/п 46 – ст. Ишим – ст. Заводоуковск.
Источник: Л.И. Марикова; Ишимская энциклопедия. – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2010. – 596