Петропавловская церковь В Тюмени - редкий тип надвратного храма.
Церковь Петра и Павла оказалась последним сооружением Троицкого монастыря. Это уникальное здание, единственная в области церковь с крестообразным планом. Подобный тип храмов наряду с четырех- и многолепестковыми планами получил распространение в конце XVII в. в Восточной Украине (как воплощение в камне типа деревянных пятикамерных крестообразных церквей) и в России (как следствие общей тенденции к центричности культовых зданий).
В.И. Кочедамов называет возможным прототипом церкви Георгиевский храм киевского Выдубецкого монастыря (1696 - 1700), а вероятным автором проекта тобольского зодчего С.У. Ремезова, который в своей «Служенной чертежной книге» поместил рисунок (очевидно, привезенный в Сибирь одним из ученых монахов) храма, очень похожего на Георгиевскую церковь. Такое предположение имеет под собой основание, однако более правильным представляется в качестве образца назвать церковь на Экономических воротах Киево-Печерской лавры, построенную в 1698 г. Факт украинского происхождения прототипа Петропавловской церкви можно считать бесспорным.
К 1741 году закончили строительство восьмигранной шатровой колокольни высотой около 39 м, первоначально стоявшей отдельно от Петропавловской церкви. В 1760-1770 годах церковь Петра и Павла соединили с колокольней двухэтажным строением, в котором располагались духовное правление и ризница. В результате реконструкции возникла композиция, сформированная по древнерусскому хоромному типу.
В 1842 году от случившегося в Тюмени сильного пожара, «истребившего» возле самого монастыря до 200 обывательских домов, Петропавловская церковь и колокольня «пострадали так, что кроме каменных стен ничего в них не осталось». По чертежам, сделанным для послепожарной перестройки, в 1851-1853 годах был произведен ремонт, в результате которого внешний и внутренний облик церкви изменился.
Четыре граненые башни, тесно прижатые к средней, являют стройную, но монументальную композицию, утвержденную на высоком подклете. Монументальность башнеобразного объема сочеталась прежде с живописностью украинских двухъярусных глав, подобным главам Троицкого собора. В процессе ремонта середины XIX в. Сгоревшие украинские купола были восстановлены в виде луковиц.
Пластике основных форм храма подчинен декор, ведущим элементом которого служат угловые лопатки-пилястры. Они придают граням большую определенность и четкость. Плоскости граней прорезаны узкими удлиненными окнами – обычными в первом ярусе, где они украшены колонками и трехлопастными очельями, и ложными в виде заглубленных фигурных ниш – во втором ярусе. Портал церкви с арочным проемом оформлен в виде полуколонн и стилизованного архитрава, увенчанного декоративным многолопастным фронтончиком, отличающимся сочным сильным рельефом профильтровки.
Каменный притвор с западной стороны церкви выполнен двухэтажным со срезанными угловыми гранями. Окна верхнего этажа декорированы характерными для церкви наличниками с трехлопастными очельями.
Интерьер храма отличается целостным, высотно-ориентированным пространством. Центральная часть перекрыта сомкнутым сводом, подклет – коробовыми сводами. В западной апсиде устроены хоры, на которые вела внутренняя лестница. Первоначальные иконостас и убранство утрачены.
В отличие от церкви колокольня, вставшая чуть в стороне, у восточного ее фасада, решена в традициях русских шатровых колоколен. Массивный столпообразный восьмерик, раскрытый вверху арочными проемами звона, увенчан высоким кирпичным шатром со слухами и с полицей в основании. Обликом своим, конструкцией шатра колокольня напоминает северные прототипы. Ярус звона украшен древним углубленным орнаментом «бегунца» - треугольными впадинами, обращенными вершинами попеременно вверх и вниз. Нежность этого кружевного узора, выполненного из простого кирпича, подчеркивается контрастом между ним и гладью стен. В декоре нижнего яруса восьмерика, разбитого небольшими прямоугольными окнами, применены наличники с полуколонками и арочными профилированными очельями. Аналогичными наличниками украшены глухие проемы четверикового основания со стороны двора. Эти декоративные формы являются общими для церкви и колокольни.
Когда в 1924 году монастырь был закрыт, церковь Петра и Павла долгие годы находилась в запустении. В 1988 году после реставрации в здании разместился музей, который сначала назывался Музеем ремесел Тюмени, а затем получил название «Музей - церковь Петра и Павла». В нем размещались две выставки. Одна из них – «Из истории христианства в Сибири» - рассказывала о строительстве церквей и монастырей. Здесь демонстрировались рукописные и печатные книги, изданные в том числе и в типографиях первопечатника Ивана Федорова и белорусского просветителя Франциска Скорины, церковная утварь, коллекция золотошвейных изделий XVII-XIX веков, иконы. Другая выставка в стенах церкви называлась «Ремесла и промыслы города Тюмени конца XIX – начала XX в.».
Подробнее о Свято-Троицком тюменском мужском монастыре Монастырь
Адрес: Тюменская область, г. Тюмень, улица Коммунистическая, 10.