Архитектурный стиль Тюменской городской Управы
После завершения здания Почтовой конторы началась эпопея строительства другого крупного объекта - Общественного дома в котором должны были разместиться городская Дума (образованная в 1795 г. и размещавшаяся в здании магистрата), ее исполнительный орган - городская управа и ряд других «присутствий».
Решение о строительстве здания было принято Думой в 1824 г. в связи намечавшейся (но не состоявшейся) поездкой императора Александра I в Сибирь. Проект разработал в 1826 г. губернский архитектор Праман. Строительство велось с 1828 по 1833 годы под руководством Митрофана Бабкова на средства, собранные с горожан.
Место для Общественного дома было выбрано самое видное и представительное – на стрелке Тюменского мыса, напротив Благовещенского собора, что повлекло снос деревянных строений Соляного и провиантского магазинов.
В 1847 году пришло предписание Тобольской губернской строительной комиссии о возведении на Общественном доме каланчи. Ее сооружение не украсило здание и позже каланча была разобрана.
В 1857 году на фронте здания появились часы. В 1892 году перед главным фасадом установили большой термометр, изготовленный московским механиком Федором Швабе. Еще через два года в зале заседаний повесили большой потрет императора Николая II работы казанского художника Федорова.
С постройкой здания вытянутая вдоль мыса площадь приобрела сильную поперечную ось. Управа, собор, винный погреб и бывший магистрат создали почти замкнутую «площадь в площади», что, несомненно, повысило своеобразие Тюменского мыса, а здания собора и управы образовали своеобразные пропилеи – торжественный въезд в город со стороны Москвы. Контрастное разностилье зданий в данном случае играло объединяющую роль, создавая сложную архитектурную гармонию.
Здание бывшего Общественного дома (городское Общественное Управление) представляет собой двухэтажный прямоугольный объем на цокольном этаже. Ось главного фасада выделена четырехколонным коринфским портиком. По оси противоположного фасада размещен небольшой объем ретирад.
Главный портик увенчан ступенчатым аттиком. В уровне второго этажа между портиком и стеной здания устроен большой балкон. Важный элемент фасада – высокая наружная лестница.
Несмотря на небольшие размеры, городская управа выглядит очень значительно. Сказывается, ее островное положение, спокойные пропорции, большая высота цокольного этажа, а главное- наличие большого портика и внушительной лестницы. Большое значение имеет и тактичность декора: оконные проемы четко прорезают массивы стен и не имеют наличников. Лишь небольшие декоративные замковые камни над окнами первого да прямые сандрики на кронштейнах над окнами второго этажей являются украшающими элементами. Здание стоит на высоком цоколе, обработанном линейным дощатым рустом. Этот вил руста самый «абстрактный» из всех, ибо он не имитирует кладки из каменных блоков, а лишь разрезает стену параллельными линиями и тем самым создает образ находящейся под нагрузкой однородной массы.
Здание Тюменской городской управы – типичный образец провинциального классицизма. Все элементы классицизма здесь налицо, но вместо строгого и величественного – каким должно быть казенное здание в ту эпоху – получилось сооружение простодушное, лишь пытающееся «изображать серьезность».
Особенно это заметно в портике – колонны слишком грузны для коринфского ордера, а ступенчатый аттик, напротив, слишком легок. Но все эти неправильности тем не менее и придают архитектуре особое очарование непосредственности. Более того, созданная портиком пространственность позволяет отнести здание Тюменской городской управы к типичным произведениям русского классицизма – стиля, который, в отличие от западноевропейского, неизменно воспринимал ордерную систему как пространственную, а не плоскую. Ордерной разработке стенной плоскости зодчие русского классицизма предпочитали выдвинутые перед стеной портик или колоннаду. Поэтому наибольшее влияние на формирование отечественного классицизма оказали те архитекторы итальянского Возрождения, которые своей концепцией утверждали главенствующую роль объема, а не плоскости. Одним из таких зодчих был великий итальянец Андреа Палладио. Удивительным образом черты его знаменитой виллы Ротонды, построенной в 1551 году, проявились в Сибири, в портике и лестнице здания Тюменской городской управы – настолько интернациональными и жизнеспособными оказались принципы классицизма в зодчестве.
Противоречивость архитектуры Управы проявляется также в том, что при всей своей новизне (для Тюмени) трактовки фасада, план здания выполнен по древнерусской четырехкамерной схеме с сенями-коридором посередине. Этот планировочный тип восходит к многокомнатным посадским домам XVII века и был широко распространен в каменных домах XVIII века. В здании тюменской Управы поперечный коридор в первом и цокольном этажах из функциональных соображений дополнен продольным. Так типовая планировочная схема получила новое звучание.
Адрес: г. Тюмень, улица Ленина, д.2
Источник: С.П. Заварихин, Б.А. Жученко «Архитектура Тюмени». Издательство «Радуга - Т», Тюмень, 2004 г.