Путешествие в горах, тайге, пустыне

Опубликовал: zampolit, 2-03-2013, 09:35, Безопасность путешественника, 2 651, 0

Приемы выживания в каждом климато- географическом регионе различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне и наоборот. Путешественник должен знать, как ориентироваться без компаса, подать сигнал бедствия, выйти к населенному пункту, добыть при помощи собирания, охоты, рыбной ловли (в том числе без ружья и необходимой снасти) питание, обеспечить себя водой, суметь защититься от стихийных бедствий и многое другое. Крайне важна практическая выработка навыков выживания, в том числе передвижения на различные расстояния.

Северные широты.
Жестокий мороз, пронзительный, сбивающий с ног ветер, слепящая метель, многочисленные препятствия создают немало трудностей в походе, преодоление которых требует напряжения всех сил и большой выносливости.

Затраты сил и энергии во время перехода зависят не только от скорости движения и веса груза, но также от характера местности, ее рельефа, почвы. Например, энергозатраты при переходе на лыжах по ровной гладкой дороге с грузом 15— 35 кг при скорости 3,7 км/ч составляют 6,6 ккал/мин. При увеличении скорости до 6,6 км/ч — 7,9 ккал/мин, а при 10,5 км/ч — 14,35 ккал/мин. Большое влияние на величину энергозатрат будут иметь толщина и прочность снежного покрова. Так, при ходьбе со скоростью 2,4 км/ч с грузом 9 кг по мягкому снегу толщиной 10 см, 20 и 30 см энергозатраты возрастают с 6,2 ккал/мин до 9,3 и 12,4 ккал/мин. С увеличением скорости до 4 км/ч они составляют соответственно 10, 13 и 16 ккал/мин.

При подготовке к переходу особое внимание надо уделить подгонке и защите обуви от увлажнения, так как ноги — самое уязвимое место полярного путешественника. Для утепления обычно используются всевозможные стельки из фетра, войлока, сенной травы и т. п. Весьма эффективно защищают обувь от увлажнения бахилы — мешки или чехлы, сшитые из любой имеющейся ткани. Они надеваются поверх обуви и благодаря воздушной прослойке сохраняют ее поверхность относительно теплой. Поэтому образующийся водяной пар конденсируется на внутренней поверхности бахил, которые превращаются в своеобразный водосборник, непрерывно высушивающий обувь.

Очень важно утеплить голову и лицо, так как через них происходит значительная теплоотдача организма. При температуре минус 4 градуса по Цельсию теплоотдача от головы составляет почти 50 процентов всей теплоотдачи человека в состоянии покоя, а при минус 15 градусов — почти три четверти.

По плотному, ровному снежному насту можно идти со скоростью 5— 6 км/ч. Большую сложность во время переходов представляет ориентирование, поскольку обычный магнитный компас в северных широтах дает большие отклонения, и ошибка может составлять более 10 градусов. Немало помех в Арктике создает также рефракция, вызванная разностью температур нижних слоев воздуха. Вследствие этого видимый горизонт понижается, или что бывает чаще, повышается. Признаком появления миража обычно служит волнообразное дрожание горизонта, возникновение в атмосфере легкой мглы. Арктический туман тоже зачастую невероятно искажает предметы и пейзажи.

Преодоление препятствий на маршруте требует знания определенных правил и приемов. Небольшие трещины можно просто перепрыгивать, сняв с себя весь лишний груз и перебросив его на противоположную сторону; трех- шестиметровые участки, заполненные снежной ка¬шей, переходят с помощью «снежного моста» из больших обломков льда. Если путь преграждает высокая гряда торосов, лучше всего попытаться обойти ее или искать в радиусе 300— 400 м проход.

Но, пожалуй, самым сложным и порой непреодолимым препятствием является открытая вода — разводья и полыньи. Узнать о состоянии ледяного поля по маршруту можно по цвету неба, в котором, словно в гигантском зеркале, отражается поверхность океана.

Об открытой воде всегда предупреждает водяное небо — темные пятна на низких облаках. Нередко испарения воды, сгущаясь в холодном воздухе, образуют над разводьями густой черно-бурый туман, напоминающий дым лесного пожара.
Сплошным ледяным полям соответствует так называемое ледяное небо — характерное белесоватое отсвечивание нижних слоев облаков над льдами, расположенными за границей видимости.
Небольшие разводья можно преодолеть на надувной спасательной лодке или использовать в качестве своеобразного парома отдельно плавающую льдину, отталкиваясь от окружающих льдин палкой или ножом. Но переправа через участки открытой воды — крайняя мера. Их лучше обойти. Можно и подождать образования прочного льда.
Процесс льдообразования идет довольно быстро и тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха.

Молодой лед отличается от старого более темной окраской и тонким, ровным снежным покровом без застругов и надувов. Участки молодого льда рекомендуется преодолевать по одному, страхуя идущих с помощью веревки. Если лед неожиданно провалился, надо постараться принять горизонтальное положение, а в качестве опоры использовать нож, воткнув его в лед. Этот простой прием не раз спасал жизнь людям. Выбравшись из воды, человек должен, несмотря на холод, немедленно раздеться, вы¬жать одежду и развести, если возможно, костер. Опытные полярники считают, что, как ни страшна перспектива раздевания на морозе, она безопаснее продолжения перехода в мокрой одежде.

Зимние переходы в тундре не менее трудны. Единственным ориентиром, который иногда может помочь в выборе правильного направления, служат искусственные груды камней, сложенные на берегу в качестве опознавательных знаков. Нередко в них находится банка с запиской, из которой можно получить ценную информацию, необходимую для принятия решения и определения дальнейших действий.

Особенно опасен переход во время пурги. Сильный, пронизывающий ветер сбивает с ног, изматывает силы, затрудняет дыхание, человек быстро слабеет. Так, при ветре 25 м/с темп движения снижается с 5 до 0,5— 1 км/ч. При первых признаках пурги — усилении ветра и снегопада — следует немедленно прекратить пере¬ход и укрыться в снежном убежище до окончания непогоды.

Переход в тайге.

В тайге трудно передвигаться среди завалов и буреломов, в густолесье, заросшем кустарником. Кажущаяся схожесть обстановки — деревьев, складок местности и т. п.— может полностью дезориентировать человека, и он нередко движется по кругу, не подозревая о своей ошибке.

Чтобы выдержать избранное направление, обычно намечают какой-нибудь хорошо заметный ориентир через каждые 100— 150 метров маршрута. Это особенно важно, если путь преградит завал или густая заросль кустарника, которые вынуждают отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы, которая усугубит и без того сложное положение автономного существования. Но особенно трудно совершать переходы в зоне болот. Нелегко отыскать среди зеленого пространства безопасную пешеходную тропу.

Особую опасность на болоте представляют так называемые окна — участки прозрачной воды на серо-зеленой поверхности болот. Иногда их размеры достигают десятков метров. Преодолевать болото надо с максимальной осторожностью и обязательно вооружившись прочным шестом. Его держат горизонтально на груди. Провалившись, ни в коем случае нельзя барахтаться. Выбираться надо медленно, опираясь на шест, не делая резких движений, стараясь придать телу горизонтальное положение. Для кратковременного отдыха на переходе через болото можно использовать выходы горной породы.
Речные преграды, особенно речки с быстрым течением и илистым дном, преодолевают, не снимая обуви.
Прежде чем сделать следующий шаг - дно прощупывают шестом. Двигаться надо боком к течению, чтобы потоком не сбило с ног.

Переход в пустыне.

Переход в пустыне в жаркое дневное время крайне изнурителен. Физические нагрузки во время движения ведут к быстрому обезвоживанию. Помимо этого, прямая солнечная радиация создает опасность быстрого перегрева организма, теплового или солнечного удара.

Вот почему дневной переход в пустыне допустим толь¬ко в крайних обстоятельствах и лишь при условии, когда месторасположение населенного пункта, артезианской скважины или оазиса точно известно, расстояние до них не превышает 10— 20 км, а состояние здоровья людей позволяет преодолеть его за три-четыре часа. С собой берут лишь самое необходимое — фляги с водой и сигнальные средства.

Голову, лицо и шею защищают от палящих солнечных лучей накидкой-бурнусом, которую выкраивают из любой имеющейся ткани. Чтобы песок при ходьбе не попадал в обувь, поверх нее надевают чехлы-бахилы из ткани, стянув их чуть выше лодыжек шнурками. Очки-светофильтры хорошо защищают глаза от слепящего света и мелкой песчаной пыли, а при их отсутствии глаза закрывают полосками ткани с узкими прорезями.

При переходах лучше всего придерживаться подножия барханов. Здесь грунт плотнее и ноги не так глубоко вязнут в песке. Однако выдерживать направление при этом значительно труднее. Чтобы не потерять ориентировку, приходится постоянно прибегать к помощи компаса. Если в пределах видимости есть заметный бархан, дерево, камень, можно двигаться, ориентируясь на них.

Нередко в пустыне наблюдается весьма своеобразное явление — мираж. В полуденное время, когда песок раскаляется от солнца, в приземной атмосфере образуются разграниченные слои воздуха с различной плотностью. В результате преломления солнечных лучей на пустынном горизонте вдруг возникают колышущиеся озера с куполами пальм, горные хребты, плавающие в воздухе дюны и даже города. Довольно частый мираж — перевернутое озеро с островами. Миражи возникают не только днем, но и перед восходом солнца, когда воздух насыщен пылью. Картины эти бывают настолько ярки и отчетливы, что иногда вводят в заблуждение даже опытного путника, заставляя изменить маршрут.

Переходы в пустыне в ночное время выполняются в соответствии с общими правилами: с соблюдением равного темпа движения, организацией больших и малых привалов и т. д. Особое внимание на привалах должно обращаться на ноги - необходимо досуха протирать ступни и промежутки между пальцами, тщательно вытряхивать из обуви песок и мелкие камешки. Во время ночного перехода ориентирование обычно ведут по звездам. Этот способ наиболее прост, надежен, не требует остановки.

Серьезную опасность представляет песчаная буря. Первый предвестник надвигающейся бури — тишина. Ветер вдруг стихает, и на пустыню опускается томи¬мое затишье. Ни звука, ни шороха, ни дуновения даже легкого ветерка. Становится нестерпимо душно, в воздухе не хватает кислорода.
Темное, почти неприметное облачко на горизонте быстро вырастает, застилая небо, превращаясь на глазах в огромную черно-бурую тучу. Единственное спасение для человека, застигнутого в пустыне песчаной бурей, немедленно лечь с подветренной стороны дерева, скалы, камня, завернуться с головой в любую ткань, закрыв нос и рот платком. Флягу с водой закапывают рядом с собой. Обычно песчаные бури кратковременны, но могут продолжаться непрерывно в течение двух-трех суток. Однако в ЭТОМ случае продолжать переход не следует, прежде чем ветер окончательно не стихнет.

Переход в горах.

Крутые подъемы, обрывистые спуски, узкие извилистые тропы, провалы, едва прикрытые хрупкими снежными. наносами, коварные карнизы, уходящие из-под ног галечные осыпи, изборожденные трещинами ледники представляют немало трудностей. Их преодоление связано не только с большим физическим напряжением, но порой со смертельным риском для здоровья и жизни. Поэтому переход в горах требует тщательной предельной подготовки, оценки сил каждого члена группы, качества походного снаряжения. Намеченный марш следует оценить с точки зрения возможных природных препятствий и при необходимости скорректировать с целью возможного их уменьшения даже за счет удлинения общей протяженности перехода. Чтобы утомление в походе не наступило преждевременно, необходимо сохранять силы, расходовать их экономно, соизмеряя с трудностями маршрута.
Это зачастую связано со скоростью передвижения. Ее выбирают в зависимости от физического состояния членов группы, особенностей препятствий, высоты местности и, конечно, от крутизны склона. Чем обрывистей участок движения, тем медленнее приходится по нему продвигаться. При относительно небольшом угле наклона местности, не превышающем 15 градусов, можно идти со скоростью 2,6— 3,7 км/ч. На склонах с крутизной до 25 градусов не следует передвигаться быстрее чем 1,5— 2 км/ч с темпом примерно 60— 70 шагов в минуту. На высотах 3000— 3500 м рекомендуется передвигаться со скоростью 2— 3 км/ч, а на высотах 4000— 4500 м снизить ее до 1 км/ч.
Масса переносимого груза оказывает существенное влияние на работоспособность человека. Установлено, что оптимальные ее величины не должны превышать одну треть массы тела, то есть составлять примерно 24— 36 кг.

Даже при относительной несложности и небольшой крутизне подъема в горах полезно делать кратковременные десятиминутные привалы каждые 40— 45 мин передвижения. Использовать их надо с максимальной эффективностью, расслабив мышцы тела. Если же отдыхать приходится стоя, то центр тяжести тела надо перенести на локти и ягодицы, чтобы дать отдохнуть мышцам ног и спины. При усложнении рельефа или ухудшении самочувствия — появлении сильной одышки, учащении пульса свыше 120 ударов в минуту — следует остановиться на две-три минуты, прийти в себя, отдышаться. При таких кратковременных остановках груз обычно не снимается.

Каждый участок горной местности имеет свои особенности (грунт, покрытие, растительность, крутизна и другое). Имеется множество рекомендаций, облегчающих переход по ним, обеспечивающих безопасность передвижения. Например, крутой склон, поросший травой, по которой скользят ноги, не находя опоры, преодолевают «елочкой» или «серпантином». Снежный склон преодолевают, выбивая, а затем утаптывая ступеньки. Чтобы сберечь силы и не потерять равновесия, вес тела переносят, опираясь на всю ступню.

Чтобы свести до минимума травматизм во время перехода, необходимо строго придерживаться правил безопасности. Например, передвигаясь по гребню возвышенности, стараются держаться чуть ниже наветренной стороны, где снежный покров наиболее плотен, а снежные наросты над трещинами в ледниках преодолевают цепочкой с обязательной страховкой, большое значение для успеха перехода имеет качество экипировки, и особенно обуви. Обувь тщательно подгоняется по ноге на два носка или портянку, но пальцы должны двигаться свободно, чтобы не затруднять кровообращение. Промокшую обувь на привале нужно хорошо просушить, но равномерно и постепенно. При быстрой сушке у огня она коробится, трескается, становится грубой, жесткой. Обувь можно сушить не только у открытого огня, но и с помощью нагретого песка, нагревая их предварительно в костре, но так, чтобы не обжигало руки. Можно просто набить бумагой, соломой, сухой травой или чем-либо иным мягким— это способствует сушке и препятствует деформации обуви. Следует иметь запас сухих теплых носков для замены их в промокшей обуви. При невозможности просушить портянки (носки) надо положить их на ночь в спальный мешок. Во время движения мокрые портянки или носки можно поместить для сушки под ним слоем одежды. При ночлеге обувь для предотвращения от замораживания следует хранить в палатке, спальном мешке, отдельном мешочке. Необходимо регулярно смазывать ее тонким слоем сапожной мази, крем можно заменить несоленым салом, растительным маслом.
Вещи в рюкзаке нужно размещать так, чтобы мягкие вещи лежали на спине, а твердые и тяжелые — сверху.скачать dle 12.1



Похожие публикации
У данной публикации еще нет комментариев. Хотите начать обсуждение?

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Архив сайта
Октябрь 2020 (16)
Сентябрь 2020 (25)
Август 2020 (30)
Июль 2020 (39)
Июнь 2020 (32)
Май 2020 (45)
Календарь
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Реклама
Карта Wikimapia
Счетчики
Яндекс.Метрика
При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Спасибо за понимание.

7210aeac9ee07fa16e96a9807b47ab4c9bdeec4c.txt