Дом В.И. Рабиновича - а теперь офис "Сибнетегаза"
Опубликовал: zampolit, 30-12-2015, 15:28, Путешествие в историю, 2 227, 0
Дом возведен в 1911–1912 годах на средства купца Вульфа Израилевича Рабиновича на улице Голицынской (Первомайской, 39). Особняк представляет собой очень узнаваемый и характерный образец каменной тюменской архитектуры начала XX века. Автором проекта является городской архитектор Константин Павлович Чакин. Он обогатил привычную для города композицию сооружения прекрасным убранством фасадов, выполненным в стиле неоренессанс.
Кирпичное здание эклектического стиля первоначально обладало компактным двухэтажным объемом с магазином в первом этаже и жилыми помещениями во втором. Все окна второго этажа украшены навершиями в виде больших круглых фронтонов. Рустованные стены, сочные подкарнизный и междуэтажный пояса с многослойными кронштейнами обогащают пластическую моделировку и способствуют впечатлению весомости объема.
Архитектурные формы и детали декора здания имеют многочисленные аналоги в историческом центре города – дом Аверкиева поул. Республики, 19, дом Оверштейна по ул. Республики, 28, здание госбанка поул. Ленина, 24б и многие некоторые здания.
Создание этого дома имеет и свою предысторию, истоки которой берут свое начало в конце XIX века. В это время рядом с будущим особняком Рабиновича, на пересечении улиц Голицынской и Вокзальной, стоял небольшой, деревянный двухэтажный дом. Он был первым от угла улиц и являлся частью единой усадьбы, принадлежавшей тюменскому домовладельцу – Михаилу Семеновичу Чеховскому. В 1904 году сын Чеховского за 1000 рублей продал усадьбу акушерке Еси Шаевой-Липкиной. На территории усадьбы к тому времени уже находились одноэтажный дом, флигель, конюшни, каретник и амбар. Новая хозяйка поселилась во флигеле, а в доме из 5 комнат, с коридором и кухней стал жить квартирант – екатеринбургский мещанин Степан Венедиктович Веденеев. Исторические документы позволяют предположить, что Еся Липкина приходилась родной сестрой жены Рабиновича – Ривки Липкиной. Вероятнее всего, это обстоятельство и привело к тому, что уже к 1910 году владельцем усадьбы становится сам Рабинович.
Когда именно Вульф Израилевич поселился в Тюмени – неизвестно, однако в 1906 году он уже жил в городе. Сведений о его биографии сохранилось мало. Известно лишь, что родился он в 1866 г., и к началу XX века уже был успешным тобольским купцом. 29 сентября 1907 г. распоряжением Тобольской казенной палаты Рабинович был «перечислен из тобольских 2 гильдии купцов – в таковые же тюменские», что положило начало его окончательному обоснованию в городе.
Первые годы пребывания Вульфа Израилевича в Тюмени отмечены произошедшим с ним интересным происшествием. В мае 1907 г. купец стал героем заметки из рубрики «Хроника» в газете «Тобол»: «Несостоятельное обвинение. По протоколу полиции обвиняется тобольский купец В.И. Рабиновичъ, в том, что 26 декабря прошлого года он, не смотря на предупреждения полиции, на катаньях по Царской ул. быстро гонял лошадей. В суд явился только один Рабиновичъ. Он показал, что, во-первых, он не Шмуль Израилевич Рабиновичъ, как значится в протоколе полиции, а Вольф; во-вторых, не тюменский мещанин, а тобольский купец, и что, самое важное, 26 декабря он вовсе и в Тюмени не был, его же служащие действительно в этот день катались на его лошадях.
Мировой судья оправдал Вольфа И. Рабиновичъ. Несостоявшихся свидетелей по этому делу – околоточных надзирателей Жилинскаго и Ширяева – мировой судья оштрафовал на 20 р. каждаго».
Рабинович становится тюменским домовладельцем. Вскоре, в 1912 г., заканчивается и строительство его каменного двухэтажного особняка по ул. Голицынской. В первом этаже нового дома хозяин разместил магазин Товарищества «Рабинович и К». Там продавалась мужская и женская одежда, шляпки и шапки, а также различные дорожные вещи и меха. Второй этаж был жилым. Кроме хозяина, в доме Рабиновича проживали и квартиранты. Например, в 1912 г. здесь жил мещанин Абрам Давидович Альтерман, в 1913 г. – начальник тюменского отделения Пермской железной дороги, ротмистр Николай Николаевич Волховский. В этом же доме размещалось и жандармское полицейское управление железной дороги.
Дом Рабиновича окружали многочисленные соседи. На противоположной стороне ул. Вокзальной находилась одна из тюменских усадеб Торгового Дома «Братья Злоказовы». Соседом Рабиновича справа по ул. Вокзальной был жандармский унтер-офицер Н. А. Пьянков, имевший сразу два дома, в одном из которых он жил сам, а другой – сдавал в аренду. Внутри квартала, «на задах» усадеб Пьянкова и Рабиновича находилась недвижимость вдовы Решетниковой.
Судьбу особняка Рабиновича, как и многих других домов именитых горожан, изменила Октябрьская революция 1917 года. Через несколько месяцев после нее собственность купца была оценена в 1647 руб. и национализирована. Однако даже после национализации, вплоть до своей смерти, Вульф Израилевич продолжал проживать в своем доме, который, в отличие от многих своих «собратьев», не был переведен в список нежилых зданий. Скончался Рабинович в Тюмени в конце января 1923 года. После его смерти, в середине 1920-х гг. в городе еще работала «лавка Рабиновича», в которой в то время работал некий Марк Самойлович Фишкин. В двух комнатах бывшего дома Рабиновича в 1925–1926 гг. проживала семья Григорьева из пяти человек, за проживание которых в городскую казну им ежемесячно вносилась плата в размере 2 рублей 60 копеек.
В период с 1920 до 1980-х гг. «хозяева» бывшего дома и усадьбы Рабиновича не раз менялись. Так, в 1928 г. усадьба принадлежала Жилищно-арендному кооперативному товариществу (ЖАКТ), которые стали создаваться в стране с 1920-х гг. как объединения граждан для аренды жилых домов у местных Советов. В 1937 г., с момента ликвидации ЖАКТов, деревянные постройки усадьбы стали принадлежать городскому коммунальному хозяйству, а сам каменный особняк годом ранее был передан маслозаводу. В январе 1961 г. владельцем бывшего дома Рабиновича становится трест столовых, а впоследствии дом перешел во владение института «ЗапСибБурНИПИ».
Острый жилищный кризис, разразившийся в стране сразу после окончания Гражданской войны, на несколько лет уберег постройки усадьбы от масштабных перестроек. Проживание в домах граждан не столь губительно сказывалось на техническом состоянии зданий, как использование их в качестве нежилых строений. Некоторое время основная часть конструкций и облика усадьбы сохранялись. Сам особняк стал нежилым в 1936 г., а деревянные постройки были заняты жильцами вплоть до момента их сноса, который произошел в 1984 году. С этого времени каменный особняк Рабиновича оставался единственным сохранившимся зданием, напоминающим о прежнем владельце усадьбы.
В январе 1990 года Постановлением облисполкома бывший дом Рабиновича по ул. Первомайской, 39 был поставлен на охрану как памятник истории и культуры.
При вселении в 2000–2001 годах в здание «Сибнефтебанка», несмотря на охраняемый статус, оно подверглось масштабной перестройке по проекту Г.М. Дубоноса: у особняка появился 3 этаж, а рядом выросло новое масштабное строение.